СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 6 классе на тему: "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 6 классе на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 6 классе на тему: "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи".»












Технологическая карта урока музыки в 6 классе


на тему: « Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи».


по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.






Подготовила:

учитель музыки МОУ «СОШ №2»

Фандунц А.С.














Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.


Тип урока: решение учебных задач


Педагогические задачи: познакомить с шедеврами: вокальной музыки – романсом «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальсом – фантазией»; показать своеобразие почерка М.Глинки; развивать познавательные психические процессы; воспитывать познавательный интерес к изучению предмета.


Планируемы результаты:

Предметные: познакомятся с приемами развития музыкального образа, особенностями музыкальной формы; научатся анализировать различные трактовки одного и того же

произведения, аргументировать исполнительскую интерпретацию замысла композитора.


Метапредметные:

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; добывать новые знания (информацию) из различных источников;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, формулировать свои затруднения.


Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом иметь мотивацию к учебной деятельности.


Образовательные ресурсы: портреты М.Глинки, А.Пушкина, А.Керн.




Структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация урока

Приветствие обучающихся.

-Проверим готовность к уроку

Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

2. Изучение нового материала.

Романс «Я помню чудное мгновенье»( муз. М.Глинки, сл. А.Пушкина)

Давайте с вами вспомним стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье» или прочитаем данное стихотворение в учебнике (демонстрирую портрет), обратите внимание, что стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн (демонстрация портрета).


- Подберите к каждому из шести четверостиший названия ,которые соответствуют их образно – смысловому содержанию.

- Какая музыкальная форма может раскрыть образ всего стихотворения?

Послушайте романс М.Глинки (демонстрирует портрет) на стихи А.Пушкина.

Слушание романса «Я помню чудное мгновенье»

- Какие чувства он пробуждает? Что вас привлекает в этом музыкальном сочинении?

- Как Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния поэтического высказывания?


- М.Глинка сочинил романс через несколько лет после трагической гибели А.Пушкина и посвятил его дочери Анны Петровны Керн – Екатерине Ермолаевне Керн. Плавность главной мелодии – основа мелодического развития романса и рождение новых гибких вариантов исходных интонаций.

- Послушайте еще раз романс. Раскрывает ли форма романса лирический образ стихотворения?

Повторное слушание романса.

- Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения ,в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.

- Композитор создает образ мимолетного видения: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую.

Проигрываю музыкальный фрагмент.

- Смысловая выразительность поэтической речи, ее нюансы передаются в романсе ритмическими акцентами, убедительными повторами («Как гений чистой красоты»), энергичным, «поступательным» ритмом среднего раздела («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Здесь музыка речитативно – декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежняя светлая мелодия становится радостно – возбужденной, а сопровождение – подвижным и трепетным.

Вывод: сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой вокального стиля Глинки.

- Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой.

Выразительно читают стихотворение. Рассматривают портреты А.С.Пушкина и А.Керн.





Выполняют задание.




Отвечают на вопрос.





Внимательно слушают.


Проводят интонационно – образный анализ прослушанной музыки.






Внимательное слушают.










Внимательное слушают.

Активное участвуют в обсуждении проблемы.

























Делают вывод.

Изучение нового материала. «Вальс –фантазия» (муз. М.Глинки)

- Познакомимся еще с одним удивительным произведением русской симфонической музыки композитора – «Вальсом – фантазией», который был сочинен под влиянием сильного и глубокого чувства к Е.Е.Керн. Композитор написал этот вальс для фортепиано, но вскоре появились его оркестровые переложения. Известны и три варианта оркестровки этого сочинения Глинки, который в течение жизни неоднократно возвращался к своему произведению.

- Спойте главную мелодию «Вальса –фантазии»(с.18). Какая интонация определяет характер этого музыкального высказывания?


- Послушайте «Вальс – фантазию» целиком. Почему в вальсе звучит несколько мелодий? Что их объединяет? Как они взаимодействуют друг с другом?

- Какими средствами композитор передает единое лирическое чувство и его различные эмоциональные оттенки?

- Почему Глинка дал своему произведению такое произведение – «Вальс – фантазия?»

- Определите, для какой обстановки больше подходит этот вальс: для бала, балета, симфонического концерта?

- Это просто вальс или в музыке слышится нечто большее?

Внимательно слушают.












Выполняют задание.











Принимают активное участие в обсуждении.

2. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали? Что было интересным? -Что еще хотелось бы узнать по данной теме?


-Как оцениваете свою работу на уроке? Что помогло справиться с заданиями на уроке?

Отвечают на вопросы.




Осуществляют самооценку учебной деятельности.

Домашнее задание:

  1. Подготовить мини проект «Романсы М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина»

  2. Выписать фамилии известных исполнителей романсов.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.