Организа-ционный момент -приветствие, -повторение темы прошлого урока | Здравствуйте, ребята. Повторим тему прошлого урока: все понятия об акком-панементе. В этом году мы с вами познакомились с операми-сказками. Какими? Ребята, а что такое опера? Какой композитор написал эти оперы (портрет). Как его называли? А почему? | Аккомпанемент – 1.Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2.Переносн.зн. Действие, явление, сопровождающее что-л., создающее фон для чего-л. «Сказка о царе Салтане..», «Садко» Опера – это большой музыкальный спектакль, в котором все действующие лица, артисты поют. Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра. Римский-Корсаков – композитор-сказочник. | метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» СЛАЙД№1 СЛАЙД№2 | Формирование картины мира и культуры | Организа-ция внимания накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса |
Объяснение нового материала | -Сегодня на уроке мы с вами совершим ещё одну прогулку в сказочную оперу: оперу-сказку «Снегурочка» Я думаю, что вы все знаете эту сказку. Русский писатель А. Островский написал литературную пьесу «Снегурочка», а вскоре музыку к ней написал уже известный вам композитор Н.А. Римский –Корсаков. Мы знаем, что этот композитор особо прославился именно сочинением музыки к сказкам. В его творчестве насчитывается 15 опер-сказок. Итак, перейдём к самой опере-сказке. Музыка оперы наполнена весенней радостью и светом. Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Мы послушаем вступление к опере. В этой музыке Р-К рисует картину, в которой потом будут происходить все события. Вот как сам композитор описывает вступление к опере: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник. Направо – сплошной частый лес больших сосен и елей.. В глубине под горой река… За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой… Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне». -Какой персонаж придаёт сказочность этой картине? - Какие встретились слова, значение которых непонятно для вас? -Сейчас внимательно послушайте эту музыку и подумайте, как композитор изобразил сказочную картину: с помощью каких инструментов, музыкально-выразительных средств? Вспомните, что в музыке есть свои краски – мажорный и минорный лад. Какие краски вы услышите во вступлении? Меняются ли они? Почему? Итак, какие картины можно «увидеть» в музыку вступления к опере «Снегурочка»? -Слушаем ещё один фрагмент: «Песни и пляски птиц». - Ребята, постарайтесь ответить на вопрос: почему в этой музыке царит оживление и радость? Какими выразительными средствами смог композитор передать пение, щебетание птиц, их порхание, переклички? -Снегурочка, дочь царя Мороза и Весны-Красны стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни. Она нравится жителю деревни берендеев Мизгирю. Самой Снегурочке нравится пастух Лель, ей нравится слушать его прекрасные, задушевные песни. Но холодное сердце Снегурочки не может никого полюбить. Поэтому Снегурочке одиноко, она страдает. И лишь волшебный венок, подаренный ей матерью Весной, пробуждает в душе девушки новое для неё чувство. И первые же лучи солнца растопили её холодное сердце. Посмотрите внимательно на портрет Снегурочки: в этой опере-сказке композитор рассказывает историю любви сказочного волшебного существа и живых людей, о том, что для настоящего человека такая любовь обернулась мечтой, иллюзией – чем-то сказочным нереальным. Снегурочка ласкается к матери Весне и просит её отпустить её к людям. Звучит Ария Снегурочки. Ребята, ария – это сольная партия в оперном спектакле, которую артист поёт один в сопровождении оркестра. Ария Снегурочки – это её музыкальный портрет. Легкая, подвижная, полная изящества музыка вызывает представление о весне, юности, беспечности и радости. Высокий голос Снегурочки подчеркивает, что в ней нет теплоты человеческого чувства. Внимательно послушайте… -О чем поёт девушка? - Какие изменения происходят в характере Снегурочки? Как это выражается в музыке? - А какой портрет Снегурочки нарисовали бы вы? Какую музыку для неё придумали? | (Разговор о содержании сказки) Леший (объяснение значений слов «красная горка», «посад», «безлистый») Слушание вступления к опере. Ответы детей (анализ). Слушание фрагмента «Песни и пляски птиц» Анализ. Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы, фантазируют. | СЛАЙД №3 СЛАЙД№4 метод художественно-эстетического познания музыки СЛАЙД№5 | Формирование картины мира и культуры | Учатся внимательно слушать музыкальное произведение, размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять настроение. Развитие воображения, фантазии. |
Знакомство и разучивание песни М. Кадомцева «Песенка о солнце, радуге и радости» | Послушайте песенку, которую мы сегодня начнём разучивать. О чем рассказала нам песня? (Разучивание текста и мелодии. Отработка качества исполнения по фразам. Обратить внимание на штрихи и ладовую окраску песни). | Слушание песни. Ответы детей. Разучивание текста и мелодии. Отработка исполнительских умений. Ритмический рисунок песни изображают хлопками. | | Умения слушать и слышать | Развитие музыкальной памяти, слуха, певческого голоса, чувства ритма. |