СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Снегурочка" - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок задуман в форму экскурса в сказку Римского-Корсакова "Снегурочка", формирует оптимистическое видение мира, любовь к природе, к людям, родному фольклору.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Снегурочка" - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова»

Методическая справка Уроки задуманы в форме экскурса в оперу Римского – Корсакова «Снегурочка» и преследует высокие гуманистические цели: воспитание оптимистического видения мира, любви к природе, к людям, к родному фольклору. Одним из центральных оказывается вопрос: «Что есть чудо?». Чудесная музыка Римского – Корсакова, пьеса Островского «Снегурочка», русская народная музыка самым благоприятным образом способствуют беседе на выше обозначенные темы. Показателем эффективности урока является атмосфера радости, творчества, увлеченности, дружеская обстановка и положительные эмоции. Урок проводится во 2 классе по программе «Музыка» В.Алеева, Т.Кичак. На изучение темы «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А.Римского – Корсакова» в программе отводится 2 часа (3 четверть, уроки №8№9). На первом уроке, ребята вспомнили (учебник «Музыка» 2 класс страницы 72-75) о творчестве композитора, содержание (либретто) оперы «Снегурочка», слушали и анализировали фрагменты оперы: «Вступление», «Песня и пляска птиц», «Арию Снегурочки» разучивали «Песню о солнышке, радуге и радости». На втором уроке слушают «Песню Леля», учатся анализировать произведение в форме игры; обучаются коммуникативным навыкам. В рамках подготовки ко второму уроку дети самостоятельно изучают материал, не предусмотренный программой, чтобы получить полное представление о личности и творчестве композитора Н.А.Римского – Корсакова, о взаимосвязи его музыки с природой, о народном мелосе, звуковой изобразительности и сказочной фантастике в опере «Снегурочка». Уроки дают учителю весьма полную информацию об усвоении учебного материала, о развитии творческих способностей детей и о навыках самостоятельной работы.









Технологическая карта урока

Тема урока: «Весенняя сказка Римского-Корсакова» - 1 урок

Цели для ученика

1. Уметь отличать музыку вокальную от инструментальной.

2. Закрепить понятие «опера», «вступление», освоить значение слов «красная горка», «посад», «безлистый»

3.Применить знания на практике.

Цели для учителя

Образовательные: вспомнить биографию и изученные сказки-оперы Н.А.Римского – Корсакова, познакомить с содержанием (либретто) оперы «Снегурочка», слушать и анализировать фрагменты оперы: «Вступление», «Песня и пляска птиц», разучить песню «Ласточка».

Развивающие: способствовать развитию детского воображения;

развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, прививать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к классической музыке.

Тип урока

Изучение и первичного закрепления новых знаний



Форма урока

Путешествие в мир сказки с применением ИКТ (с использованием презентации)

Опорные понятия, термины

Опера, опера-сказка, либретто, увертюра, песня, вокальная и инструментальная музыка, ладовая окраска, аккомпанемент.

Новые понятия

Красная горка, посад, безлистый, иллюзия, ария.

Формы контроля

Беседа, индивидуальные и групповые задания




Домашнее задание

Найти интересную информацию о творческой деятельности Н.А. Римского-Корсакого и создании оперы «Снегурочка»













Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организа-ционный момент

-приветствие,

-повторение

темы прошлого урока

















Здравствуйте, ребята. Повторим тему прошлого урока: все понятия об акком-панементе.










В этом году мы с вами познакомились с операми-сказками. Какими?

Ребята, а что такое опера?


Какой композитор написал эти оперы (портрет). Как его называли? А почему?




Аккомпанемент –

1.Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 
2.Переносн.зн.  Действие, явление, сопровождающее что-л., создающее фон для чего-л. 

«Сказка о царе Салтане..», «Садко»



Опера – это большой музыкальный спектакль, в котором все действующие лица, артисты поют.

Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.


Римский-Корсаков – композитор-сказочник.















метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»





СЛАЙД№1


СЛАЙД№2

Формирование картины мира и культуры

Организа-ция внимания



накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса


Объяснение нового материала








-Сегодня на уроке мы с вами совершим ещё одну прогулку в сказочную оперу: оперу-сказку «Снегурочка»

Я думаю, что вы все знаете эту сказку.



Русский писатель А. Островский написал литературную пьесу «Снегурочка», а вскоре музыку к ней написал уже известный вам композитор Н.А. Римский –Корсаков. Мы знаем, что этот композитор особо прославился именно сочинением музыки к сказкам. В его творчестве насчитывается 15 опер-сказок.

Итак, перейдём к самой опере-сказке. Музыка оперы наполнена весенней радостью и светом. Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея.

Мы послушаем вступление к опере. В этой музыке Р-К рисует картину, в которой потом будут происходить все события. Вот как сам композитор описывает вступление к опере: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник. Направо – сплошной частый лес больших сосен и елей.. В глубине под горой река… За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея. Дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой… Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне».

-Какой персонаж придаёт сказочность этой картине?

- Какие встретились слова, значение которых непонятно для вас?

-Сейчас внимательно послушайте эту музыку и подумайте, как композитор изобразил сказочную картину: с помощью каких инструментов, музыкально-выразительных средств? Вспомните, что в музыке есть свои краски – мажорный и минорный лад. Какие краски вы услышите во вступлении? Меняются ли они? Почему?


Итак, какие картины можно «увидеть» в музыку вступления к опере «Снегурочка»?

-Слушаем ещё один фрагмент: «Песни и пляски птиц».


- Ребята, постарайтесь ответить на вопрос: почему в этой музыке царит оживление и радость? Какими выразительными средствами смог композитор передать пение, щебетание птиц, их порхание, переклички?


-Снегурочка, дочь царя Мороза и Весны-Красны стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни. Она нравится жителю деревни берендеев Мизгирю. Самой Снегурочке нравится пастух Лель, ей нравится слушать его прекрасные, задушевные песни. Но холодное сердце Снегурочки не может никого полюбить. Поэтому Снегурочке одиноко, она страдает. И лишь волшебный венок, подаренный ей матерью Весной, пробуждает в душе девушки новое для неё чувство. И первые же лучи солнца растопили её холодное сердце. Посмотрите внимательно на портрет Снегурочки: в этой опере-сказке композитор рассказывает историю любви сказочного волшебного существа и живых людей, о том, что для настоящего человека такая любовь обернулась мечтой, иллюзией – чем-то сказочным нереальным.

Снегурочка ласкается к матери Весне и просит её отпустить её к людям. Звучит Ария Снегурочки. Ребята, ария – это сольная партия в оперном спектакле, которую артист поёт один в сопровождении оркестра. Ария Снегурочки – это её музыкальный портрет. Легкая, подвижная, полная изящества музыка вызывает представление о весне, юности, беспечности и радости. Высокий голос Снегурочки подчеркивает, что в ней нет теплоты человеческого чувства. Внимательно послушайте…

-О чем поёт девушка?

- Какие изменения происходят в характере Снегурочки? Как это выражается в музыке?

- А какой портрет Снегурочки нарисовали бы вы? Какую музыку для неё придумали?





(Разговор о содержании сказки)
































Леший


(объяснение значений слов «красная горка», «посад», «безлистый»)









Слушание вступления к опере.



Ответы детей (анализ).



Слушание фрагмента «Песни и пляски птиц»


Анализ.







Слушают рассказ учителя.





































Отвечают на вопросы, фантазируют.

СЛАЙД №3



СЛАЙД№4










метод художественно-эстетического познания музыки










































СЛАЙД№5



Формирование картины мира и культуры



















































Учатся внимательно слушать музыкальное произведение, размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять настроение.




















































Развитие воображения, фантазии.

Знакомство и разучивание песни М. Кадомцева «Песенка о солнце, радуге и радости»







Послушайте песенку, которую мы сегодня начнём разучивать.


О чем рассказала нам песня?

(Разучивание текста и мелодии. Отработка качества исполнения по фразам. Обратить внимание на штрихи и ладовую окраску песни).

Слушание песни.



Ответы детей.

Разучивание текста и мелодии.

Отработка исполнительских умений.

Ритмический рисунок песни изображают хлопками.


Умения слушать и слышать




Развитие музыкальной памяти, слуха, певческого голоса, чувства ритма.

Обобщение






Что такое опера, опера-сказка, какие музыкальные фрагменты слушали и из какой оперы? Что больше всего понравилось? Почему Римского-Корсакова называют композитором сказочником?

Ответы детей.

Метод опроса

Построение речевых высказываний.


Домашнее задание

Найти интересную информацию о творческой деятельности Н.А. Римского-Корсакого и создании оперы «Снегурочка» или нарисовать рисунок к сказке-опере, составив небольшой рассказ к нему.




Самостоятельный поиск информации, смысловое продуктивное чтение, извлечение текстовой информации





Технологическая карта урока

Тема урока: «Весенняя сказка Римского-Корсакова» - 2 урок


Цели для ученика


1.Раскрыть найденный самостоятельно материал, прокомментировать выполненное домашнее задание.

2. Уметь по звучанию определять фрагменты оперы.

3. Уметь рассуждать и делать выводы.

Цели для учителя

Образовательные: закрепить изученный материал и узнать новое.

Развивающие: способствовать развитию детского воображения;

развивать у детей познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к классической музыке





Тип урока

Закрепления и углубления знаний




Форма урока

Путешествие в мир сказки с применением ИКТ (с использованием презентации)



Опорные понятия, термины

Опера, опера-сказка, либретто, увертюра, песня, вокальная и инструментальная музыка, ладовая окраска, аккомпанемент.



Новые понятия

«ланиты», «уста», «очи»






Формы контроля

Беседа, индивидуальные и групповые задания





Домашнее задание

Поделиться впечатлениями от урока с родителями и друзьями.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент







Звучит музыка «Вступление» к опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова, учитель загадывает ребятам загадку:

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей!


Как вы уже догадались, сегодня продолжим путешествие в Берендеевом царстве.



Слушают, узнают вступление (увертюру), отгадывают загадку.












метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»


























Формирование общей культуры, умения слушать, слышать, определять.


Закрепление изученного материала.






- А что вы знаете о Снегурочке?















-Что мы знаем об этом композиторе?

Снегурочка в сказках внучка Деда Мороза;

Снегурочка из русской народной сказки;

Русский писатель Островский написал книгу (пьесу) «Снегурочка»;

Р одиной Снегурочки принято считать город Кострому;

Композитор Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка», в опере она дочь Мороза и Весны

Композитор – сказочник;

Морской офицер;

Собирал и записывал русские народные песни;

Сочинил 15 опер.

СЛАЙД№6


Портрет на доске.










Построение речевых высказываний

Элементарное обоснование высказанного суждения.








-Внимательно прочитайте слова на доске и разделите их на группы. Обоснуйте, почему вы так считаете?
















Делят слова, объясняют по какому принципу. После объяснения появляется СЛАЙД№8

Делают вывод что слова можно разделить на две группы:

на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра);

и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).

СЛАЙД№7

На доске написаны в разноброс слова: опера, оркестр, Снегурочка, хор, Лель, Весна, увертюра, Мороз.

Постановка и решение проблемы.


Проверка домашнего задания






Что же интересного и нового вы нашли о творчестве Римского-Корсакого и опере-сказке «Снегурочка»?

Давайте посмотрим какие рисунки у вас получились и послушаем рассказы.

Рассказывают, комментируют рисунки, разместив их на доске.


Построение речевых высказываний


Получение новых знаний

А знаете ли вы, что о сочинении оперы «Снегурочка» никто не знал, потому, что Римский – Корсаков сочинял оперу тайно. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он записывал в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли, которые и стали основой оперы. Близкие Николая Андреевича были немало удивлены, узнав об этом. Премьера оперы состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора. А для самого композитора не было лучше образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев, с его мудрым правителем. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Как вы думаете, почему?










А сейчас послушайте три фрагмента из оперы «Снегурочка» и скажите, какие вам знакомы?




Музыка, которая вам не знакома фрагмент оперы «Снегурочка», а называется этот фрагмент «Песня Леля». Послушайте её вновь и ответьте на вопрос: «Отчего так грустна «Песня Леля?»















  • Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;

  • Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.

  • Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;

  • В сказке – русская природа, композитор любил природу России;

  • Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение. Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение.

Слушают фрагменты: «Пение и пляска птиц», «Ария Снегурочки», «Песня Леля».

Определяют знакомые фрагменты.


Дети отвечают:

  • В песне поётся о сиротинке – девушке, поэтому и поёт Лель грустно;

  • В жизни каждого человека бывают не только радости, но и печали, об этом и поёт в своей песне Лель.




СЛАЙД№9




























СЛАЙД№10 на повторном слушание

Формирование культуры
































Умения слушать и слышать

















































Знать способы исполнения музыки: легато, нон легато.

Уметь внимательно слушать музыкаль-ное произведе-ние, размыш-лять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять настроение

Закреп-ление

-Давайте поиграем в игру «Правда – не правда»






-Что случилось со Снегурочкой в конце сказки?

-Огорчает нас это или радует?




-Гибель Снегурочки не может омрачить праздник Солнца. Мороз теряет власть над Весной - Красной. Ярило - Солнце вновь будет светить над страной берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. Солнце согревает, радует, разукрашивает землю. Так пусть же оно будет не только на небе, но и в каждом сердце - ведь только горячее сердце может любить и дарить радость другим!



-Пока я считаю до 10 вы делитесь на 4 группы (по цвету фишек, заранее розданных детям).

2 группы получают письмо от капитана Врунгеля и исправляют ошибки в нем. А другие 2 группы и подчеркивают название цветов в венке Снегурочки, который ей подарила Весна.


«Несколько лет назад я побывал в Малом драматическом театре города Москвы, где присутствовал на оперном спектакле великого Чайковского «Снегурочка». До сих пор я вспоминаю густой, насыщенный бас моряка Леля, в сочетании с его прекрасной игрой на скрипке. Неподражаемы были и женские образы: простые русские девушки Снегурочка и Золушка водили хороводы на лесной поляне, жаль, что они утонули при невыясненных обстоятельствах. Понравились мне так же и массовые сцены – «Встреча коляды», игры и пляски берендеев. Я до сих пор с удовольствием напеваю эти мелодии Чайковского». Врунгель.



Зорь весенних цвет душистый

Белизну твоих ланит*

Белый ландыш, ландыш чистый,

Томной негой озарит.

Барской спеси бархат алый
Опушит твои уста,

Даст улыбку цветик малый —

Незабудка-красота.

Роза розой заалеет

На груди и на плечах,

Василечек засинеет
И просветится в очах.
Кашки мед из уст польется

Чарованием ума,
Незаметно проберется

В душу липкая Дрема.
Мак сердечко отуманит,

Мак рассудок усыпит,
Хмель ланиты нарумянит

И головку закружит.








Ответ: она растаяла.

  • Огорчает, жаль Снегурочку;

  • Радует, потому, что наступает весна, греет солнышко, значит не за горами лето!













2 группы выполняют одинаковые задания:






Прочитав статью, дети приходят к выводу о том, что:

  • В драматическом театре не ставят оперы;

  • Оперу «Снегурочка» написал Н.А.Римский – Корсаков;

  • Лель – пастух, голос Леля – контральто;

  • Золушка персонаж балета Прокофьева и со Снегурочкой не могла встречаться;

  • Снегурочка растаяла, а не утонула;

  • «Встречи коляды» в опере «Снегурочка» нет, есть «Проводы масленицы»;


Читают отрывок пьесы «Снегурочка», подчеркивают названия цветов в венке, который Весна подарила Снегурочке. Объясняют значение слов «ланиты», «уста», «очи».


Игра

СЛАЙД№11

Беседа

СЛАЙД№12





СЛАЙД№13

Работа по группам













Формирование ценностных ориенти-ров









Учебное сотрудничество, согласование действий с партнёром.

Делает доступным и интересным анализ песни Леля






Учит ценить прекрасное, радоваться жизни, свету…














Индивидуальный и дифференцированный подход, умение ориентироваться в тексте и пространстве, здоровье-сберегающий момент

Работа над песней М.Кадомцева

На прошлом уроке мы начали разучивать «Песенку о солнышке, радуге и радости». Напомню вам её мелодию

Поют, отбивают ритм.


Умения слушать и слышать

Развитие чувства ритма, музыкального слуха

Домашнее задание

Поделиться впечатлениями от урока с родителями и друзьями.




Коммуникативные


Итог

У кого-нибудь возникли вопросы? Что больше понравилось и запомнилось на уроке?


Делятся впечатлениями, делают выводы

Метод беседа

Построение вопросов и речевых суждений.
















Литература и ресурсы

  • Music.UfaNet.ru - Н. Римский-Корсаков. Полна чудес могучая природа.

  • http://www.stihi.r­u/poems/2003/12/11-6­56.html фото

  • http://100oper.nm.ru/086.html фото

  • http://www.photoglade.com/images/14_med.jpg фото

  • http://i054.radikal.ru/0810/5e/cce38b8519c2.gif

  • www.ermolovsk.narod.ru

  • материалы журнала «Мурзилка» №12 2003.

  • Сто великих опер и их сюжеты. А.Майкапар. Изд. «Крон – пресс».

  • Русская музыка в школе. Л.Рапацкая. Изд. «Владос» 2003.