Открытие нового знания (30 мин.) Физкультминутка. (2 мин.) Практическая деятельность. (10 мин. Физкультминутка для рук. Самостоятельная работа. (10 мин.) | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым мастером. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно – людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить её как можно ближе к действительности, реально. - В изобразительном искусстве существует анималистический жанр, связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике. - С доисторических времен во все века люди жили в окружении зверей и птиц, и всегда их изображали: процарапанным контуром и минеральными красками на стенах пещер, вырезали в камне и дереве, лепили из глины. Анималистическое искусство существовало на протяжении тысячелетий, у каждого народа и в разные эпохи. - Как вы думаете, кто такой художник-анималист? - Верно. Анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают. - Русский художник - анималист Василий Алексеевич Ватагин очень любил животных. - Как вы думаете, легко ли рисовать животное? - Почему? -У В.А. Ватагина огромная коллекция набросков домашних и диких животных и птиц. Размещение набросков на листе мастер продумывал заранее. Если животное изменяло позу, набросок он оставлял до следующего раза и приступал к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки мастер продолжал, когда движения животного повторялись. - Рисунки художник выполнял графитным карандашом, фломастером, углем, мелками. В портретах зверей и птиц он старался передать блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев. - Другим, не менее известным, художником-анималистом был Евгений Иванович Чарушин. - Где вы слышали об этом человеке? - Верно. Первой книгой, проиллюстрированной Чарушиным, был «Мурзук» Виталия Бианки. Позже он написал иллюстрации к своим собственным небольшим рассказам о животных и природе, среди которых «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов проТюпу и про Томку. - Дети, давайте встанем и немного поиграем. Ветер ветку качнул, и цветок улетел. Приземлился на водную гладь. И волна за волной цветок начала Вправо и влево качать. Вдруг откуда ни возьмись, Появилась рядом рысь. Цветок лапками коснулась. Вправо, влево оглянулась. Когти сразу убрала И цветок себе взяла. - Можете присаживаться. - Чтобы узнать, кого мы сегодня будем рисовать, вам нужно отгадать загадки. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, Для зимы - другого цвета. - Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. -Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной… - Верно. Сегодня вы сможете нарисовать одно из этих животных. Давайте внимательно их рассмотрим. - Назовите части тела этих животных. - Посмотрите, какая красивая у них шерсть! Какого она цвета? - Правильно. Как вы думаете, чем можно нарисовать шерсть животного? - Верно. Кроме того, можно использовать губку. - Передать шерсть животного с помощью губки проще, чем может показаться на первый взгляд. У вас на партах лежат квадраты. Подумайте, какое животное вы бы хотели нарисовать. - Возьмите гуашь коричневого, рыжего или серого цвета. - Затем, с помощью губки нанесите немного получившегося цвета на бумажный квадрат. - У всех получилось? (Учитель проходит по классу и, при необходимости, помогает обучающимся.) - Отложите квадраты в сторону. - Давайте проведём разминку для наших рук. Постучите пальцами рук по большому пальцу. Сожмите кулачки. Разожмите кулачки, словно хотите кого-то обрызгать. - Сегодня мы с вами будем рисовать животных с помощью трафарета. Все ли помнят, как это делается? (Учитель показывает и проговаривает действия для обучающихся.) - Верно. Сначала нужно расположить лист горизонтально и определить место, где будет находиться животное. Затем приложить к этому месту трафарет. Он должен находиться в центре листа и быть достаточно крупным. - Губкой, как вы делали на бумажном квадрате, нужно затонировать силуэт животного. - Далее, с помощью тонкой кисточки следует нарисовать контур и мордочку животного. - Если кто-то выбрал рисовать лису, то не забывайте, что она не однотонная. У нее есть шерсть белого, рыжего и черного цвета. Также напоминаю, что мордочку рисовать следует только, когда шерсть немного подсохнет. - Расположите альбомные листы горизонтально. Выберите трафарет животного, которого вы хотите нарисовать и повторите мои действия. (Учитель проходит по классу и, при необходимости, помогает обучающимся.) - Молодцы! Давайте подпишем свои работы. | - Художник, который рисует животных. - Нелегко. - Потому что животные движутся. - На уроках литературного чтения. (Обучающиеся встают, выполняют упражнения за учителем и садятся на свои места.) - Заяц. - Медведь. - Лиса. - Туловище, мордочка, уши, лапы, хвост. - У медведя шерсть коричневого цвета. У зайца – серая. У лисицы шерсть рыжая, белая и черная. - Кисточкой, Щетинистой кистью, карандашом. (Обучающиеся рисуют шерсть.) - Да. (Обучающиеся выполняют разминку для рук.) - Нужно обвести трафарет снаружи или заполнить краской внутри. (Обучающиеся рисуют животное.) | Личностные: - формирование эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру); - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Предметные: - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке); - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. Коммуникативные УУД: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Регулятивные УУД: - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Познавательные УУД: - умение работать с информацией, находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Предметные: - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке); - формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. |