№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Орг. момент. (1 мин) | (СЛч) - Здравствуйте, дети. Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем и больше не будем отвлекаться. - Садимся на свои места. Организует проверку готовности к уроку у детей. - Проверим, всё ли у вас готово для урока: учебник, тетрадь, пенал, дневник. - Улыбнёмся друг другу и с удовольствием будем работать на уроке. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Проверяют подготовку к уроку. | Личностные: - эмоциональный настрой на урок. Коммуникативные: - умение вести диалог, слушать учителя. |
2. | Актуализация знаний. (9 мин) | (СЛ) - Давайте прочитаем на доске пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится» - Как вы понимаете эту пословицу? - Как вы думаете, почему именно эту пословицу мы используем в начале урока? Чистописание. (СЛч) - Открываем тетради, отступаем две строчки от последней работы и записываем число. - Начинаем работать с минутки чистописания. (СЛ) Отгадайте загадку: Эта буква - это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот её и назовёшь! - Какова особенность этой буквы? - Особая трудность в письме буквы «Я» с другими буквами состоит в том, что мы начинаем её писать снизу, поэтому с буквами, стоящими перед ней, пишем нижнее соединение. - Так какую букву мы сегодня будем прописывать? (СЛч) - Запишите в тетрадь заглавную и строчную рядом. Не забывайте о правильной осанке и о том, как нужно держать ручку при письме. - Продолжите таким образом ряд до конца строки. - Выберите самую красивую букву и обведите её. - Кто готов, садимся красиво. Словарная работа Познакомимся с новыми словарными словами. Слушайте внимательно и догадайтесь, о чем идет речь. - Зеленый, желтый или красный фрукт шаровидной формы с тонкой кожицей, имеющий сладкий или кислый вкус. - Первый месяц года или второй месяц зимы. - Часть тела, находящаяся во рту человека или животного, с помощью которого мы общаемся. (СЛ)- Запишите эти слова. - Поставим ударение. Подчеркнем безударные гласные буквы. Запомним написание этих слов. (СЛ) | Читают пословицу про себя. ответы детей. Потому что нужно быть грамотным человеком и мы сегодня будем учиться чему-то новому. Буква Я. Обозначает два звука в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ, Ь. Букву Я. Яблоко. Январь. Язык. | Познавательные: - умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: - готовность слушать учителя и вести диалог. Регулятивные: - проводить мыслительные операции и принимать решение. - формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу. - выполнять задания по заданному образцу. |
3. | Постановка учебной задачи. (5 мин) | (СЛч) - Ребята, какой раздел мы начали изучать? (с. 29) - Давайте вспомним, что такое главные и второстепенные члены предложения. - У каждого члена предложения есть свои названия. Сегодня мы узнаем, как называются главные члены предложения. - Откроем учебники на стр. 32 прочитайте, как называется тема нашего урока. (СЛ ) - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? | - Члены предложения. - В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу прдложения. В ней заключается главный смысл предложения. - Второстепенные – слова, которые не составляют основу предлож. Поясняют и уточняют гл. члены. - «Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения» - Учиться находить подлежащее и сказуемое. | Познавательные: - формировать умение на основе анализа объектов делать выводы. Личностные: - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - формировать умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные: - готовность слушать учителя и вести диалог. |
4. | Открытие нового знания. (5 мин) | - Посмотрите на доску. Прочитайте, что это. Громко, смеялась, маленькая, девочка. - Составим из этих слов предложение. - Но сначала скажите, что мы называем предложением? - Итак, составим предложение. (Лёва) - Работаем по рядам. - Первый ряд, имеет ли предложение смысл без первого слова? Почему? - Второй ряд, имеет ли предложение смысл без второго слова? Почему? - Третий ряд, имеет ли предложение смысл без третьего слова? Почему? - Вопрос ко всему классу. Имеет ли предложение смысл без четвертого слова? - Какой можно сделать вывод? - Как вы считаете, почему? - Совершенно верно, молодцы ребята! - Давайте прочитаем, что нам говорит Мудрая сова. Откройте учебники на стр.32-33 Прочитайте правило. Обсуждают правило (СЛ схема) - Что же такое подлежащее, как вы поняли? - Что такое сказуемое, как вы поняли? - Ответить на эти вопросы вам поможет схема. - Хором прочтите еще раз предложение. (Три-четыре) - О ком в нём говорится? - Задайте вопрос к слову девочка. - Как будем подчеркивать подлежащее? (Маруся) - Что говорится о девочке? - Задайте вопрос к слову смеялась: девочка … - Как будем подчеркивать сказуемое? - Прочитайте только главные члены предложения. - Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении. | - Это слова. - Это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Маленькая девочка громко смеялась. - Да. - Нет. - Да. - Нет. - Без первого и четвертого слова предложение не имеет смысла. - Потому что это главные слова. Читают правила. Маленькая девочка громко смеялась. - О девочке. - Кто? Девочка. - Одной чертой. - Смеялась. - Что делала? смеялась. - Двумя чертами. - Девочка смеялась. | Регулятивные: - формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: - формировать готовность слушать учителя и вести диалог. Предметные: - познакомить с подлежащим и сказуемым. Личностные: - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
5. | Физкультминутка. (1 мин) | Прежде чем, мы начнем работать, давайте немного отдохнем. (СЛ ) Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. - Мы немного отдохнули, теперь продолжаем работу. | Выполняют физкультминутку. | Регулятивные: - осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. |
6. | Первичное закрепление. (8 мин) | - Выведем алгоритм нахождения главных членов предложения. (СЛ) - Как думаете, что будет идти первым пунктом? (СЛ) - Затем, что нужно сделать? (СЛ) - Как убедиться, что именно это слово является подлежащим? (СЛ) - Убедились. Дальше что? (СЛ) - Следующее действие? (СЛ) - Нашли. Следующий шаг? (СЛ) - Проверили. Подходит нам это слово. - Мы с вами составили алгоритм нахождения главных членов, который будем использовать в работе. (СЛч) - Выполним упр. 36, на с. 33 - Прочитайте стихотворение. - О чем это стихотворение ? - Что означает выражение банный день? - Озаглавьте стихотворение. - Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое. (Вера записывает первое предложение) Образец разбора Загремел веселый гром... (СЛ) В этом предложении говорится о громе. (Что?) гром. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Дождь идёт в лесу густом. В этом предложении говорится о дожде. (Что?) дождь. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Дождь (что делает?) идёт. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. (СЛч) - Чему мы учились, выполняя это задание? - Молодцы! Вы были очень внимательны! | -Прочитать внимательно предложение. -Найти, о ком или о чем говорится в предложении. -Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что? -Подчеркнуть одной чертой. -Найти слово, которое обозначает действие этого предмета. -Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д. -Подчеркнуть его двумя чертами. - О дожде в лесу. - День, когда люди моются, ходят в баню. - Банный день. - Находить в предложении подлежащее и сказуемое. | Регулятивные: - формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Предметные: - находить и различать главные члены предложения – подлежащее и сказуемое в предложении. Коммуникативные: - уметь слушать и отвечать на вопросы учителя. - уметь внимательно слушать одноклассников, следить за их активностью. |
7. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. (5 мин) | - Закрепим наши знания и выполним задания на электронной доске. - Посмотрите, у каждого на партах лежат карточки. (СЛ) - Пользуясь схемой, найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении. На лугу распустились цветы. В траве стрекочут кузнечики. Летит большая пестрая бабочка. Жук залез на травинку. Насекомые радуются лету и теплу. - Проверим правильность выполненной работы (СЛ) - Оцените себя с помощью «светофора». На карточке нарисуйте: Зеленый кружок — определили подлежащее и сказуемое без ошибок. Желтый кружок — допустили ошибку. Красный кружок — ни одного правильно подчеркнутого предложения. - Поднимите руку, у кого зеленый. Желтый. Красный. - Не расстраивайтесь, мы еще будем с вами работать по данной теме. - Вы большие молодцы! | Выполняют задание на карточках. | Регулятивные: - контроль и коррекция деятельности. Коммуникативные: - умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в парах. |
8. | Рефлексия деятельности (итог урока). (5 мин) | (СЛч) - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. - Как называются главные члены предложения? - Чему мы учились на этом уроке? - Как в предложении найти подлежащее? - Как в предложении найти сказуемое? 2.Рефлексия. (СЛ) Оценить свою работу с помощью приёма «Круг успешности». -Закрасьте ту часть круга, как бы вы оценили свою работу на уроке. - Встаньте те, кому было легко и интересно. - Встаньте те, кому было трудно, но интересно. - Встаньте те, кому было трудно, неинтересно, непонятно. - Что было непонятно? Но вы всё равно молодцы. Надеюсь, что в следующий раз вы закрасите другую часть. | - Подлежащее и сказуемое. - Находить в предложении главные члены. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении. -Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что? -Найти слово, которое обозначает действие этого предмета. -Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д. | Личностные: - уметь анализировать, делать вывод, формулировать высказывание. - уметь оценивать себя. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение. - уметь оценивать правильность выполненного действия. |
9. | Информация о домашнем задании. (1 мин) | (СЛ) - Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 32-33 выучить правила, с 34 упр. 38. Учитель объясняет домашнее задание. - Спасибо за урок! Мне очень понравилось, как вы работали. | | |