СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения» 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения»»

Технологическая карта урока

Общеобразовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Владимир.

Педагог: Веселовская Юлианна Викторовна, учитель начальных классов.

УМК: Школа России.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Предмет: русский язык.

Класс: 2, часть 1.

Тема урока: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения»

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданием, учебник «Русский язык» 2 класс (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий).











Тема изучения

«Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения»

Цель

познакомить с терминами подлежащее и сказуемое, научить находить подлежащее и сказуемое в предложении.

Задачи

- обобщить представления о главных членах предложения;

- создать условия для развития умения находить в предложении главные члены, выделять их;

- повторить изученный материал, выполняя практическую работу, включающую разные виды заданий.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Личностные ууд:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- понимать учебную задачу урока;

- высказывать свою точку зрения;

- оценивать свои достижения.







Познавательные ууд:

- формировать умение на основе анализа делать выводы;

- оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

- целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу.


Регулятивные ууд:

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

- формировать умения формулировать учебную задачу;

- контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения.


Коммуникативные ууд:

- умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в парах.

- познакомить с подлежащим и сказуемым;

- находить и различать главные члены предложения – подлежащее и сказуемое в предложении.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Орг. момент.

(1 мин)

(СЛч) - Здравствуйте, дети. Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем и больше не будем отвлекаться.

- Садимся на свои места.

Организует проверку готовности к уроку у детей.

- Проверим, всё ли у вас готово для урока: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

- Улыбнёмся друг другу и с удовольствием будем работать на уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


Проверяют подготовку к уроку.



Личностные:

- эмоциональный настрой на урок.


Коммуникативные:

- умение вести диалог, слушать учителя.

2.

Актуализация знаний.

(9 мин)

(СЛ) - Давайте прочитаем на доске пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Как вы думаете, почему именно эту пословицу мы используем в начале урока?


Чистописание.

(СЛч) - Открываем тетради, отступаем две строчки от последней работы и записываем число.

- Начинаем работать с минутки чистописания. (СЛ) Отгадайте загадку:

Эта буква - это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот её и назовёшь!

- Какова особенность этой буквы?



- Особая трудность в письме буквы «Я» с другими буквами состоит в том, что мы начинаем её писать снизу, поэтому с буквами, стоящими перед ней, пишем нижнее соединение.

- Так какую букву мы сегодня будем прописывать?

(СЛч) - Запишите в тетрадь заглавную и строчную рядом. Не забывайте о правильной осанке и о том, как нужно держать ручку при письме.

- Продолжите таким образом ряд до конца строки.

- Выберите самую красивую букву и обведите её.

- Кто готов, садимся красиво.

Словарная работа

Познакомимся с новыми словарными словами. Слушайте внимательно и догадайтесь, о чем идет речь.

- Зеленый, желтый или красный фрукт шаровидной формы с тонкой кожицей, имеющий сладкий или кислый вкус.

- Первый месяц года или второй месяц зимы.

- Часть тела, находящаяся во рту человека или животного, с помощью которого мы общаемся.

(СЛ)- Запишите эти слова.

- Поставим ударение. Подчеркнем безударные гласные буквы. Запомним написание этих слов. (СЛ)

Читают пословицу про себя.


ответы детей.

Потому что нужно быть грамотным человеком и мы сегодня будем учиться чему-то новому.










Буква Я.

Обозначает два звука в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ, Ь.






Букву Я.


















Яблоко.

Январь.

Язык.






Познавательные:

- умение обобщать и классифицировать по признакам.




Коммуникативные:

- готовность слушать учителя и вести диалог.






Регулятивные:

- проводить мыслительные операции и принимать решение.


- формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу.

- выполнять задания по заданному образцу.

3.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

(СЛч) - Ребята, какой раздел мы начали изучать? (с. 29)

- Давайте вспомним, что такое главные и второстепенные члены предложения.







- У каждого члена предложения есть свои названия. Сегодня мы узнаем, как называются главные члены предложения.

- Откроем учебники на стр. 32 прочитайте, как называется тема нашего урока. (СЛ )

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?





- Члены предложения.

- В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу прдложения. В ней заключается главный смысл предложения.

- Второстепенные – слова, которые не составляют основу предлож. Поясняют и уточняют гл. члены.






- «Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения»

- Учиться находить подлежащее и сказуемое.







Познавательные:

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.


Личностные:

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные:

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу.


Коммуникативные:

- готовность слушать учителя и вести диалог.

4.

Открытие нового знания.

(5 мин)




















- Посмотрите на доску. Прочитайте, что это.

Громко, смеялась, маленькая, девочка.

- Составим из этих слов предложение.

- Но сначала скажите, что мы называем предложением?



- Итак, составим предложение. (Лёва)


- Работаем по рядам.

- Первый ряд, имеет ли предложение смысл без первого слова? Почему?

- Второй ряд, имеет ли предложение смысл без второго слова? Почему?

- Третий ряд, имеет ли предложение смысл без третьего слова? Почему?

- Вопрос ко всему классу. Имеет ли предложение смысл без четвертого слова?

- Какой можно сделать вывод?



- Как вы считаете, почему?


- Совершенно верно, молодцы ребята!

- Давайте прочитаем, что нам говорит Мудрая сова. Откройте учебники на стр.32-33

Прочитайте правило.

Обсуждают правило (СЛ схема)

- Что же такое подлежащее, как вы поняли?

- Что такое сказуемое, как вы поняли?

- Ответить на эти вопросы вам поможет схема.

- Хором прочтите еще раз предложение. (Три-четыре)

- О ком в нём говорится?

- Задайте вопрос к слову девочка.

- Как будем подчеркивать подлежащее? (Маруся)

- Что говорится о девочке?

- Задайте вопрос к слову смеялась: девочка …

- Как будем подчеркивать сказуемое?

- Прочитайте только главные члены предложения.

- Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении.

- Это слова.


- Это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

Маленькая девочка громко смеялась.


- Да.


- Нет.


- Да.


- Нет.


- Без первого и четвертого слова предложение не имеет смысла.

- Потому что это главные слова.


Читают правила.






Маленькая девочка громко смеялась.

- О девочке.

- Кто? Девочка.

- Одной чертой.

- Смеялась.

- Что делала? смеялась.

- Двумя чертами.


- Девочка смеялась.




Регулятивные:

- формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу.


Коммуникативные:

- формировать готовность слушать учителя и вести диалог.


Предметные:

- познакомить с подлежащим и сказуемым.


Личностные:

- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5.

Физкультминутка.

(1 мин)

Прежде чем, мы начнем работать, давайте немного отдохнем.

(СЛ ) Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.


- Мы немного отдохнули, теперь продолжаем работу.

Выполняют физкультминутку.

Регулятивные:

- осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем.


6.

Первичное закрепление.

(8 мин)

- Выведем алгоритм нахождения главных членов предложения.

(СЛ) - Как думаете, что будет идти первым пунктом?

(СЛ) - Затем, что нужно сделать?


(СЛ) - Как убедиться, что именно это слово является подлежащим?


(СЛ) - Убедились. Дальше что?

(СЛ) - Следующее действие?



(СЛ) - Нашли. Следующий шаг?



(СЛ) - Проверили. Подходит нам это слово.


- Мы с вами составили алгоритм нахождения главных членов, который будем использовать в работе.


(СЛч) - Выполним упр. 36, на с. 33

- Прочитайте стихотворение.

- О чем это стихотворение ?

- Что означает выражение банный день?

- Озаглавьте стихотворение.

- Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое. (Вера записывает первое предложение)

Образец разбора

Загремел веселый гром...

(СЛ) В этом предложении говорится о громе. (Что?) гром. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Гром (что сделал?) загремел. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

Дождь идёт в лесу густом.

В этом предложении говорится о дожде. (Что?) дождь. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Дождь (что делает?) идёт. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

(СЛч) - Чему мы учились, выполняя это задание?

- Молодцы! Вы были очень внимательны!



-Прочитать внимательно предложение.

-Найти, о ком или о чем говорится в предложении.

-Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?

-Подчеркнуть одной чертой.

-Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.

-Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.

-Подчеркнуть его двумя чертами.







- О дожде в лесу.

- День, когда люди моются, ходят в баню.

- Банный день.













- Находить в предложении подлежащее и сказуемое.

Регулятивные:

- формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.


Предметные:

- находить и различать главные члены предложения – подлежащее и сказуемое в предложении.


Коммуникативные:

- уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

- уметь внимательно слушать одноклассников, следить за их активностью.

7.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(5 мин)

- Закрепим наши знания и выполним задания на электронной доске.


- Посмотрите, у каждого на партах лежат карточки.

(СЛ) - Пользуясь схемой, найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

На лугу распустились цветы. В траве стрекочут кузнечики. Летит большая пестрая бабочка. Жук залез на травинку. Насекомые радуются лету и теплу.

- Проверим правильность выполненной работы (СЛ)

- Оцените себя с помощью «светофора». На карточке нарисуйте:

Зеленый кружок — определили подлежащее и сказуемое без ошибок.

Желтый кружок — допустили ошибку.

Красный кружок — ни одного правильно подчеркнутого предложения.

- Поднимите руку, у кого зеленый. Желтый. Красный.

- Не расстраивайтесь, мы еще будем с вами работать по данной теме.

- Вы большие молодцы!








Выполняют задание на карточках.

Регулятивные:

- контроль и коррекция деятельности.


Коммуникативные:

- умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в парах.

8.

Рефлексия деятельности (итог урока).

(5 мин)

(СЛч) - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- Как называются главные члены предложения?

- Чему мы учились на этом уроке?


- Как в предложении найти подлежащее?





- Как в предложении найти сказуемое?







2.Рефлексия. 

(СЛ) Оценить свою работу с помощью приёма «Круг успешности».

-Закрасьте ту часть круга, как бы вы оценили свою работу на уроке.


- Встаньте те, кому было легко и интересно.

- Встаньте те, кому было трудно, но интересно.

- Встаньте те, кому было трудно, неинтересно, непонятно.

- Что было непонятно? Но вы всё равно молодцы. Надеюсь, что в следующий раз вы закрасите другую часть.



- Подлежащее и сказуемое.

- Находить в предложении главные члены.

- Найти, о ком или о чем говорится в предложении.

-Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?

-Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.

-Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.







Личностные: 

- уметь анализировать, делать вывод, формулировать высказывание.

- уметь оценивать себя.


Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение.

- уметь оценивать правильность выполненного действия.


9.

Информация о домашнем задании.

(1 мин)

(СЛ) - Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 32-33 выучить правила, с 34 упр. 38.

Учитель объясняет домашнее задание.


- Спасибо за урок! Мне очень понравилось, как вы работали.