СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: «Полезные ископаемые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • предметные: раскрыть роль природных ископаемых, сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.
  • личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: «Полезные ископаемые»»

Технологическая карта урока

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Цели урока: расширять знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Планируемые результаты:

  • предметные: раскрыть роль природных ископаемых, сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

  • личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 кл. 2ч. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь 3 кл. 2ч. презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

1-2 мин

-На уроке вы должны слушать внимательно, а работать старательно. И тогда к вам обязательно придёт успех.

Приветствовать учителя

К: настрой на урок

Актуализация знаний

Словесный: ответы на вопросы


- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи... Правильно! (Геологи ).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. Проверка домашнего задания.

Отвечать на вопросы








Высказывать собственное мнение











Постановка учебной задачи.

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.












Словес.: формулировка темы и целей урока.



Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Тогда скажите, о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке?( о полезных ископаемых)

- Какие цели поставим перед собой? (узнать, какие полезные ископаемые бывают, где находятся, как люди используют в своей жизни, как их добывают)

Слушать учителя













Отвечать на вопросы.



Формулировать тему и цели урока.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу.








К: строить речевые высказывания, вести диалог с учителем.

Решение частной задачи.

Практич.: работа в паре, формулировка понятия.





Словес.: ответы на вопросы.







Слов.: слово учителя.






Словес.: ответы на вопросы.









Словес.: слово учителя.









Практич.: работа в паре с помощью карточки.
















Словес.: ответы на вопросы.







Практич.: работа с учебником.








- В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

- Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать понятия «полезные ископаемые, а работать мы будем в парах.

- Итак, что же такое полезные ископаемые? (природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют)

- Ребята, как добывают полезные ископаемые?

(иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых._

- Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? ( добыча полезных ископаемых в шахте)

- Как вы думаете, почему?(в шахте может произойти обвал.)

- Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей..

- А почему они ископаемые? И почему полезные?

- Какие бывают полезные ископаемые? (ответы детей)

- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун,сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.

- Каждое полезное ископаемое обладает свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

- Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.



Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________


- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- А для чего добывают полезные ископаемые?

- Чтобы побольше об этом узнать, откройте учебники на стр. 47. Прочитаем.

- Какие существуют способы добычи полезных ископаемых?

- Как называется профессия людей, которая занимается изучением полезных ископаемых? (геологи)





Работать в паре, формулировать понятие «полезные ископаемые»




Отвечать на вопросы, высказывать мнение.





Слушать учителя.







Отвечать на вопросы.







Отвечать на вопросы









Работать в паре, по плану.


















Отвечать на вопросы.









Читать текст учебника, отвечать на вопросы.

Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: формулировать высказывания в устной форме, работать в группе, высказывать собственную позицию и слушать других.






П: извлекать необходимую информацию их рассказа учителя.







П:извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ­ходимой информации.







П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

Р:принимают и со­храняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров;



.


К: вести учебный диалог, строить реч.высказывания.


Итог урока. Рефлексия.













- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

( Экономично использовать

Оберегать от пожаров

Соблюдать правила перевозки)

- Для чего люди добывают полезные ископаемые?

- Какие способы добычи полезных ископаемых существуют?

- Прочитаем вывод в учебнике на стр.50.

- Вспомните, пожалуйста, цели нашего урока. Достигли мы их?

- Спасибо за хорошую работу. Молодцы!

Домашнее задание: учебник, подготовить сообщение о полезном ископаемом.


Подводить итоги урока, отвечать на вопросы.
















П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта.

Л: адекватно воспринимать оценку учителя.

















Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________


Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________



Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________