- устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;
- находить и исправлять ошибки при написании безударного окончания.
Друг познаётся ( ) в опасност…( ..скл., …п.). Мой друг любит читать ( ) о природ… (скл., ..п.). Велосипедист остановился ( ) у лужайк…(…скл., …п.).
Быстрее ( ) мысл…(…скл., …п.) ничего нет. Летом мы с друзьями отправились ( ) на теплоход… (…скл., …п.) по Волге. Мы жили ( ) в кают….( …скл., …п.)
Друг познаётся (где? в чём?) в опасности (3 скл., П.п.). Мой друг любит читать (о ком? о чём?) о природе (1 скл., П.п.). Велосипедист остановился (где? у чего?) у лужайки (1 скл., Р.п.).
Быстрее (кого? чего?) мысли (3 скл., Р.п.) ничего нет. Летом мы с друзьями отправились (на чём? на ком?) на теплоходе (2 скл., П.п.) по Волге. Мы жили (где? в чём?) в каюте (1 скл., П.п.)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА |
Цель, формы работы | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организационный момент |
Цель: создать положительную мотивацию к деятельности на уроке. Планируемый результат: включение учащихся в учебную деятельность. | Презентация (1) Слайд № 2 | Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей, продуктивной работы на уроке. Присаживайтесь, пожалуйста. К нам на урок пришёл профессор Самоваров. Вы знаете, что Иван Иванович часто приходит к нам на урок, он объясняет теоретический материал и знакомит с новыми правилами. Сегодня на уроке он будет экспертом. За каждое правильно выполненное задание он будет дарить вам букву, а в конце урока, из полученных букв сможете составить слово и узнаете, как профессор Самоваров оценил вашу работу. | Дети поворачиваются друг к другу, желают хорошей работы на уроке | Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. Педагогические приемы: фронтальная беседа, работа в парах. Планируемые результаты этапа: По отобранным в паре признакам частей речи формулируют полное определение имени существительного. Итог: Полное определение имени сущ. | Презентация (1) Слайд № 3 Слайд № 4 Слайд № 5 | В начале урока Иван Иванович просит вас поработать в парах. Алгоритм работы в паре записан на слайде. На парте у вас лежат карточки со словами и словосочетаниями. (Признак предмета, спряжение, склонение, число, предмет, Кто? Что? род, падеж) - Отберите карточки, на которых написаны признаки части речи, отвечающей на вопросы: кто? что? Положите их перед собой на парте. | Работают в паре, отбирают признаки части речи, отвечающей на вопросы: кто? что? | Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме |
Сравните свою работу с образцом на слайде. | Сравнивают свою работу на слайде. |
Вывод: Какая часть речи имеет отобранные вами морфологические признаки? | Отобранные нами морфологические признаки имеет имя существительное. |
Все ли признаки имени существительного вы нашли на карточках? | В представленном материале не оказалось карточек с признаками: собственное и нарицательное, одушевлённое и неодушевлённое имя существительное. |
Дайте определение имени существительному. | Ученик формулирует полное определение имени существительного. Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или на вопрос что? и обозначает предмет: беседка, слон. Имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду. Имена существительные изменяются по числам и падежам. |
С какими морфологическими признаками имени существительного вы готовы работать на уроке? | Вопросы, род, склонение, падеж |
Сегодня на уроке Иван Иванович рекомендует вам попытаться самим установить закономерность в написании окончаний имён существительных в разных падежах и научитесь отличать написание –е, –и в окончаниях родительного, дательного и предложного падежей. - Ребята, не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои гипотезы и предположения. Результативность своей работы вы увидите в конце урока в листах самооценки. (зачитать критерии оценок с доски) | |
Результатом нашей работы на уроке будет совместно составленная таблица – помощница написания падежных окончаний существительных. - Наш урок состоит из нескольких этапов.1 этап – минутка чистописания. | |
3. Актуализация знаний. |
Цель: коррекция навыка написания буквы «с» и её соединений. Педагогические приемы: фронтальная беседа, индивидуальная работа Планируемые результаты: Интеллектуальная работа сопровождаемая напряжённой речевой деятельностью в форме рассказа – умозаключения. | 1) Минутка чистописания Презентация (1) Слайд № 6 | Перед вами 6 слов. Определите, какой частью речи они являются. | Все эти слова имена существительные, потому что они отвечают на вопросы: кто? что? | Метапредметные (УУД): регулятивные: целеполагание. коммуникативные:смыслообразование, слушать и понимать речь учителя. личностные: самоопределение. Познавательные: постановка и решение проблемы. |
Возьмите в руки светофорчик. Если значения всех слов вам понятны, покажите зелёный сигнал светофорчика. Если значение одного или нескольких слов вам неизвестно, то покажите красный сигнал светофорчика. | Показывают нужный сигнал светофора |
Как вы объясните значение слова космос взрослому человеку? | Космос – это вселенная. |
Как бы вы объяснили значение этого слова ученику 2 класса, если бы он обратился к вам за помощью? | Космос – безграничное небесное пространство. |
Какая буква есть в каждом из слов, представленных на слайде. Нижнее и верхнее соединения этой буквы в словах вызывает у вас затруднение. Я прописала каждому в тетради образец написания буквы «эс» и её соединений. Поработайте над каллиграфией | В каждом слове есть букв «эс» Индивидуальная работа детей в тетрадях. |
Оцените себя в листе самооценки по следующим критериям: аккуратность, правильность написания прописной, строчной букв и соединений, наклон по данному мной образцу. | Оценивают свою работу в листе самооценки, учитель проходит по рядам и анализирует качество работы ребят. |
Вы все справились с заданием и объективно оценили себя. Иван Иванович дарит вам первую букву. | Учитель вывешивает на доску красочную букву «р». |
Цеь: обеспечить актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания. Педагогические приемы: индивидуальная самостоятельная работа. Итог: проверка своих работ по образцу на слайде. | 2) Работа с таблицей Презентация (1) Слайд № 7 Слайд № 8 | Профессор Самоваров предлагает вам поработать с таблицей. Найдите у себя на парте таблицу № 1. Измените выделенное для вас слово по падежам, обозначьте окончания, и оцените себя по критериям, представленным в листе самооценки. Шарыпов Яков индивидуально работает у доски. Каждое слово имеет свой номер на слайде, напротив номера запиши окончание слова, его род и склонение, сформулируй свойства существительных 1,2 и 3 склонений. | Дети работают самостоятельно. Шарыпов Яша выполняет задание на доске 1. – а, м.р., 1 скл. 2. – а, ж.р., 1 скл. 3. – е , ср.р., 2 скл. 4. , м.р., 2 скл. 5. ь ж.р., 3 скл. 6. ь , ж.р., 3 скл. Под номером 1 и 2 записаны существительные 1 склонения, так как к 1 склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончанием - а, - я. Под номером 3 и 4 записаны существительные 2 склонения, так как ко 2 склонению относятся имена существительные среднего рода с окончаниями – о, - е. | Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний; коммуникативные: -точно и полно выполнять задания учителя |
. | Под номером 5 и 6 записаны существительные 3 склонения, так как к 3 склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце, обозначающим мягкость предшествующего согласного и имена существительные женского рода с ь на конце, после шипящего. |
Сверьте свою работу с образцом, представленным на слайде. Оцените правильность написания окончания в листе самооценки. Если все окончания в словах записаны верно, поставьте оценку «5». Если допустили 1 ошибку, то поставьте оценку «4». Если допустили 2 ошибки – поставьте «3». Ивану Ивановичу понравилась ваша работа, он дарит вам следующую букву | Дети сверяют свою работу с образцом, допущенные ошибки исправляют и оценивают свою работу в листах самооценки. (учитель вывешивает на доске рядом с буквой «р» букву «о». ) |
Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки, обнаруженные в выполнении домашнего задания ошибки Педагогические приемы:индивидуальная работа, Итог: Проверка выполнения домашней работы по критериям, данным в листе самооценки. | 3) Проверка домашней работы Презентация (1) Слайд № 9 | Профессор Самоваров предлагает вам поработать с таблицей, в которой указаны только окончания имён существительных. Проверьте, насколько правильно выполнено вами домашнее задание используя данную таблицу. Тарабаева Дарья и Ставицкая Арсения выходят к доске для выполнения индивидуальных заданий. Домашнюю работу девочек я проверила на перемене. | Дети по таблице на слайде проверяют выполнение домашнего задания | Метапредметные (УУД): познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - выполнять анализ; регулятивные: - осуществлять самоконтроль |
Даше разобрать по составу слова: Сынишка, солнце, сушь. Ребята, кто согласен с разбором слов просигнальте светофорчиком? | Сынишка, солнце, сушь. После выполнения разбора дети проверяют с помощью светофорчиков |
Арсении разобрать имя существительное, как часть речи, пользуясь памяткой. | Сибирь – сущ, Сибирь, собств., неодуш, ж.р., 3 скл, И.п., ед.ч. |
Правильность выполнения домашней работы оцените по критериям, данным в листе самооценки. Встаньте, кто выполнил работу так же. Молодцы. Профессор Самоваров дарит вам ещё букву и предлагает отдохнуть. | Дети работают с листами самооценки вывешивает на доске рядом с буквой «о» букву «в». |
Физминутка |
Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки учащихся и закрепления лексических навыков (определение склонения существительных) Педагогические приемы: индивидуальная работа, Итог: Правильно выполненные действия | Презентация (1) Слайд № 10 | Встаньте, посмотрите по сторонам. Иван Иванович привёл к вам сказочных героев. Вы будете отдыхать и в то же время работать над новым интересным заданием. Почему Профессор самоваров разместил сказочных героев Машу, медведя и Ариэль на разных стенах? Проведём игру «Будь внимателен». Я буду называть слова, а вы должны поворачиваться к той стене, на которой помещён сказочный герой того же склонения. Молодцы, вы показали, что умеете определять склонения имён существительных. | Эти слова разных склонений. Маша – это существительное 1 склонения, потому что оно женского рода с окончанием – а. Медведь – это существительное 2 склонения, потому что оно мужского рода с нулевым окончанием. Ариэль - это существительное 3 склонения, потому что оно женского с ь на конце, обозначающим мягкость предшествующего согласного Ягода1, заяц2, вагон2, Москва, учитель2, сирень3, календарь2, библиотека1, коллектив, степь 3 | Метапредметные (УУД): регулятивные: умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную. |
4. Постановка учебной задачи |
Цель: - создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность. Форма работы: Индивидуальная Итог: Выявление места и причины затруднения. | Презентация (1) Слайд № 11 | Часто в определении падежа имени существительного возникают трудности. Иван Иванович хочет проверить, способны ли вы их преодолевать. Он предлагает отметить в таблице № 2 падеж имени существительного, определение которого вызывает у вас затруднения. (Пока дети выполняют, пройти посмотреть.) Многие из вас отметили, что трудности вызывает определение именительного и винительного падежей неодушевлённых имён существительных, потому что и в именительном и в винительном падеже они отвечают на вопрос: что? Иван Иванович предлагает поработать с учебником, над материалом, который вызывает у вас сомнения. | Дети самостоятельно отмечают в таблице трудные для определения имён существительных падежи. | Метапредметные (УУД): познавательные: - поиск и выделение необходимой информации |
5. Представление образовательной информации |
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации работы над выделенной проблемой, направленной, на приобретение недостающих знаний. Итог: оставление алгоритма определения падежа сущ. И таблицы- обобщения по теме урока. Предлагается форма таблицы, которую предстоит составить в конце освоения новой образовательной информации, учащиеся могут вносить в нее свои наблюдения по ходу работы на уроке | Презентация (1) | Откройте учебник на с.9, прочитайте задание к упражнению 12. Прочитайте 1 и 2 предложение. Назовите выделенные имёна существительные и сформулируйте вопрос, на который они отвечают. Сможем ли мы, поставив только вопрос что? определить падеж этих существительных. | Выделенные слова отвечают на вопрос что? Нет. На этот вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные в именительном и в винительном падежах. | Метапредметные (УУД): познавательные: - поиск способов решения учебных задач регулятивные: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать |
Что же нам нужно сделать, независимо от того, одушевлённое или неодушевлённое это имя существительное? | Чтобы правильно определить падеж имени существительного, к нему лучше ставить два падежных вопроса, например, кто? что?, кого? чего? И т.д. |
Вам нужно правильно определить падеж имени существительного. С чего мы начнём? Алгоритм определения падежа имени существительного | 1. Найдём слово, от которого зависит выделенное. 2. Поставим два вопроса от этого слова к имени существительному. 3. По вопросам и предлогам определим падеж имени существительного. |
1. Найти слово, от которого зависит имя существительное 2. Поставить два падежных вопроса от этого слова к существительному 3. По вопросам и предлогам определить падеж имени существительного Появляются предложения на доске по мере ответов детей на вопросы Желающий выходит к доске и определяет падеж имени существительного по представленному алгоритму. 3 и 4 предложение самостоятельно с опорой на алгоритм, составленный на доске и выполненные задания. - Проверьте по образцу, на слайде. правильность выполнения работы. Оцените свою работу в листе самооценки. | Дети самостоятельно работают в тетрадях, 2 ученика определяют падеж существительных с объяснением у доски Люблю (кого? что?) руки (В.п.) Сделали (кто? что?) руки. (И.п.) 3 и 4 предложение самостоятельно. Проверяют и оценивают свою работу. |
Молодцы, Иван Иванович дарит вам новую букву(н) и просит вас самостоятельно прочитать его слова внизу с.9 в учебнике. Что нового вы узнали? Давайте выполним синтаксический разбор предложения и поучимся ставить смысловые вопросы. Сверьте свою работу с работой на доске. Просигнальте правильность выполнения работы учеником у доски. | Мы узнали, что кроме падежных вопросов, определить падеж нам помогают и смысловые вопросы. Дети выполняют самостоятельно в тетрадях, а один ученик выполняет разбор на закрытой части доски. Снежинки тихо ложились на землю. (Повествоват, невоскл., распр., простое, без однор. членов) Показывают нужный сигнал светофора. | | | | | | |
6. Применение полученных знаний |
Цель: проконтролировать промежуточные результаты знаний Форма работы: фронтальная и индивидуальная. Итог: Составление таблицы «Правописание окончаний существительных в Р, Д. и П падежах» | Телешкола. Русский язык. 4 класс (2), (3) | Профессор Самоваров предлагает вам выполнить задания № 2, 3. Урока 11 Телешколы по теме «Имя существительное» в разделе «Тренируемся», а Соколова Дарья, Безруков Влад самостоятельно поработают, в разделе «Контроль». Выполнят 1 итоговое задание, как только получат оценку за свою работу возвращаются на своё место и продолжают работать с классом. Ребятам рассказывают, где они испытывали трудность, как они выполнили задание и как их оценил компьютер. Формулируют рекомендации для обучающихся | | Метапредметные (УУД): познавательные: совершенствовать орфографические умения. |
Прочитайте 1 вопрос. У кого готов ответ, можно выйти к компьютеру и показать свой вариант ответа, пользуясь алгоритмом, записанным на доске. Результат вы видите сразу. | Фронтальная работа с заданием Телешколы. Кто готов показывает свой вариант ответа и объясняет. Дети выходят объясняют ход выполнения задания, сразу видят оценку свой работы. |
Прочитайте 2 задание. Выберите правильный вариант ответа. Проверьте себя, используя ресурс Телешколы. Какую проблему помогли вам решить, выполненные на уроке задания. Профессор Самоваров предлагает, воспользовавшись таблицей, назовите окончания имён существительных в Р.п. 1 и 3 склонения? Ребята показали 2 варианта ответов – и, - ы. Кто прав? | Работают фронтально, объясняют свой вариант ответа, но итог выполнения задания будет виден в конце выполнения задания Дети показывают нужную гласную букву и ы |
Покажите, какое окончание имеют существительные в Р., Д., П.падежах 3 склонения. Покажите, какое окончание имеют существительные в П.падеже 3 склонения и в Р.п. 1 склонения? Мысленно соедините линии, которые я назвала. Какая геометрическая фигура у вас получилась? Покажите, какое окончание имеют существительные в Д.и П.падежах 1 склонения? Покажите, какое окончание имеют существительные в П.падеже 1 и 2 склонения? Мысленно соедините линии, которые я назвала. Какая геометрическая фигура у вас получилась? | и и Треугольник е е Маленький треугольник Работают в группах составляют таблицу. |
Слайд 13 | В ходе работы на уроке вместе с Профессором Самовароввым мы составили таблицу и показали, как мы умеем работать с новой образовательной информацией. Вот она. Эту таблицу запомните на всю жизнь, если хотите грамотно писать. (Слайд № 13) | | |
7. Самостоятельная работа |
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия. Итог: организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок). Педагогические приемы: самостоятельная работа индивидуальная | | Пользуясь данной таблицей, вставьте пропущенные окончания в имена существительные. Запишите вопросы, которые вы задаёте к имени существительному, определите склонение и падеж, выделите окончания. Работу оформляем в рабочей тетради. Задания находятся за спинкой вашего стула. I вариант. . Друг познаётся ( ) в опасност… ( ..скл., …п.). Мой друг любит читать ( ) о природ… (скл., ..п.). Велосипедист остановился ( ) улужайк…(…скл., …п.). II вариант Быстрее ( ) мысл…(…скл., …п.) ничего нет. Летом мы с друзьями отправились ( ) на теплоход… (…скл., …п.) по Волге. Мы жили ( ) в кают….( …скл., …п.). Сверьте свою работу с образцом, который находится у вас под стулом. | Находят задания для самостоятельной работы и выполняют её в тетрадях. | Метапредметные УУД: регулятивные: -умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила, контроль, коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения нового; личностные: - самоопределение. |
I вариант. Друг познаётся (где? в чём?) в опасности (3 скл., П.п.). Мой друг любит читать (о ком? о чём?) о природе (1 скл., П.п.). Велосипедист остановился (где? у чего?) у лужайки (1 скл., Р.п.). II вариант Быстрее (кого? чего?) мысли (3 скл., Р.п.) ничего нет. Летом мы с друзьями отправились (на чём? на ком?) на теплоходе (2 скл., П.п.) по Волге. Мы жили (где? в чём?) в каюте (1 скл., П.п.) | Находят образец и проверяют выполненную работу |
Оцените себя в листке – самооценки Профессор Самоваров добавил вам последнюю букву(е). | Оценивают свою работу по критериям, сформулированным в листе самооценки. |
8. Рефлексия |
Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения. Итог: Умение дать оценку учебной деятельности. | Презентация (1) Слайд № 14 | Итак, какую же проблему вы решали на уроке? Что же главное в определении падежа имени существительного и написании правильного падежного окончания? | Научились определять падежи имён существительных. Полученные выводы систематизировали в таблице. Найти слово, от которого зависит существительное, правильно поставить два падежных вопроса или смысловой вопрос от главного слова к имени существительному; по вопросам и предлогам, определить падеж имени существительного. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Педагогические приемы: индивидуальная работа | | Подведём итог. Из букв, выданных профессором Самоваровым, составьте слово. И узнайте слово – оценку за свою работу. Посчитайте количество баллов, которые вы поставили себе в течение урока в листе – самооценки. Если вы получили 24– 25 баллов, то за работу на уроке поставьте оценку «5», 23 - 20 баллов – «4», 19 – 15 баллов – «3». Встаньте, кто получил «5», «4». Урок подходит к концу, каждый из вас оценил себя, определил свои достижения и выявил трудности. Но, наверное, есть ребята, которые хотят, чтобы их работа была оценена мною сегодня. Кто готов показать свою работу на проверку учителю? Сдайте работы. Я рада, что все сдали работы на проверку, значит, тема сегодняшнего урока не вызвала у вас затруднений. | Верно. Дети работают с листами самооценки Встают те дети, кто готов сдать работу на проверку. (Если все встали) | Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
9. Информация о домашнем задании |
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения Педагогические приемы: фронтальная работа | Презентация (1) Слайд № 15 | Я предлагаю два варианта домашнего задания на выбор: 1) Телешкола, задания группы «Контроль» № 2, 3; 2) Найти, используя ресурсы Интернет, интересный для вас текст о школе, выписать 10 словосочетаний из этого текста. Выделить окончания у имён существительных, определить род, склонение и падеж. Запишите задание в дневник. Наш урок закончен. Спасибо за работу на уроке. | Выбирают и записывают свой вариант домашнего задания в дневник. | |