Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 4 «а»
Тема: «Узорочье теремов»
Тип урока: комбинированный
Цель: Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси.
Задачи:
- Образовательные: Ознакомление с образами теремной архитектуры и вариантами украшения царских палат
- Развивающие: Развить чувство прекрасного, наблюдательности и внимания. Развить творческую фантазию и воображение, зрительную память
- Воспитательные: Воспитывать творческую активность, положительно-эмоциональный настрой в творческой деятельности, Отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.
Методы:
Формы обучения:
Индивидуальная
фронтальная
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским деревянным зодчеством
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные УУД: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси
Метапредметные УУД:
- Познавательные УУД: Овладение умениями в различных видах художественно-творческой деятельности.
Регулятивные УУД: Формировать умения самостоятельно или при помощи учителя выполнять последовательность работ
Коммуникативные УУД: Формировать собственное мнение, использовать речи, для регуляции своего действия, умения вести диалог, рассматривать иллюстрации, придумывать и воображать.
Оборудование для учителя: Доска, компьютер, проектор, репродукции картин художников ,фото теремов
Оборудование для учащихся: простой карандаш, листы бумаги, гуашь, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка
Деятельность
учащихся
Формирование УУД
I. Организационный
Момент
1-2 мин.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого
материала
Здраствуйте ребята!
Меня зовут Виолетта Юрьевна , и сегодня я буду вашим учителем изобразительного искусства.
Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
ТЕРЕМ
Там, где терем тот стоит,
Я люблю всегда ходить
Ночью тихой, ночью ясной,
В благовонный май прекрасный!
Чем же терем этот мил?
Чем меня он так пленил?
Он не пышный, он не новый,
Он бревенчатый – дубовый!
Ах, в том тереме простом
Есть с раскрашенным окном
Разубранная светлица!
В ней живет душа-девица.
А. В. Кольцов
– Ребята, а что такое терем, как вы думаете?
– А где вы впервые услышали упоминание о нем?
– Правильно, в русских народных сказках.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим
строение терема, из каких деталей он состоит
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению.
Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-
ценностное отношение
к русской культуре
II. Изучение нового материала
8-10 мин.
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Древнерусский терем».
Просмотр мультимедийной презентации «Узорочье теремов».
Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».
– Терем – жилой верхний ярус древнерусских хором или палат (дворец, чертог), расположенный над горницей (устраивалась на втором этаже) и подклетом(прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом). Мог
ставиться отдельно от основного корпуса
дома, на подклете (переходы), над воротами и соединялся с ним сенями – крытым переходом. До XVIII в. также употреблялись названия чердак или вышка.
В теремах красные окна (большое окно
с рамой) устраивались во всех стенах.
К теремам пристраивались башенки-
смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов
устраивали гульбища – парапеты и бал-
коны, огороженные перилами или решет-
ками. При каменных палатах терем мог быть как каменным, так и деревянным.
– Итак, посмотрим, что вы запомнили?
1. Первый этаж – это… (подклет).
Обычно нежилой, использовался для
хозяйственных нужд. Словом «клеть» называли жилую… (прямоугольную)постройку, а «подклет» – … (хозяйственный этаж), находящийся под жилым. Здесь хранили продукты, заготовки на зиму – зерно, муку, овощи.
2. Второй этаж – жилой, здесь располагались комнаты, которые в старину назывались… (горницы) (от слова «горний» – верхний).
3. Третий этаж – … (светлица) – очень
светлое, в несколько окон помещение. В светлицах женщины обычно занимались рукоделием.
4. К дому примыкало высокое… (крыльцо), которое, как правило, выходило на юг.
5. Терем венчала высокая, необычной формы кровля с … (шатрами и бочонками-луковками).
– Молодцы!
Терем неоднократно упомянут в русских сказках.
– Посмотрите на эти иллюстрации, где изображен терем: В. М. Васнецов «Заречная слободка Берендеевка», 1885 г.;
«Подводный терем», 1884 г.; «Спящая
царевна», 1926 г.; «Сивка-бурка», 1926 г
На мой взгляд, это замечательные иллюстрации сказок.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют
поиск существенной ин-
формации (из рассказа
учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос-
таточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
Физкультминутка.
Пауза общего
воздействия
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
Выполняют упражнения
III. Творческая практическая деятельность
20-25 мин.
Выполнение рисунка сказочного терема.
Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении
Академического русского народного оркестра имени
Н. П. Осипова
Объясняет последовательность выполнения работы.
– Приступайте к выполнению работы
по плану:
1. Обдумайте, какой образ терема будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности.
2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.
3. Украсьте терем и доработайте рисунок гуашью
Составляют план работы над рисунком. Работу выполняют гуашью
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа
действия и его результата.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка
IV. Итог урока.
Рефлексия
2-4 мин.
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа
– Что нового узнали вы на уроке?
– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли
у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русского терема?
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились.
Молодцы! Спасибо за урок!
Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников
Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.
Регулятивные: оценивают свою