СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему Терема

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  по ИЗО на тему Терем

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему Терема»

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 4 «а»

Тема: «Узорочье теремов»

Тип урока: комбинированный

Цель: Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси.

Задачи:

- Образовательные: Ознакомление с образами теремной архитектуры и вариантами украшения царских палат

Развивающие: Развить чувство прекрасного, наблюдательности и внимания. Развить творческую фантазию и воображение, зрительную память

Воспитательные: Воспитывать творческую активность, положительно-эмоциональный настрой в творческой деятельности, Отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.


Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Практические

Формы обучения:

  • Индивидуальная

  • фронтальная


Планируемые результаты:

Предметные УУД: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; смогут познакомиться с русским деревянным зодчеством



Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную 
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные УУД: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных 
ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: Овладение умениями в различных видах художественно-творческой деятельности.

Регулятивные УУД: Формировать умения самостоятельно или при помощи учителя выполнять последовательность работ

Коммуникативные УУД: Формировать собственное мнение, использовать речи, для регуляции своего действия, умения вести диалог, рассматривать иллюстрации, придумывать и воображать.

Оборудование для учителя: Доска, компьютер, проектор, репродукции картин художников ,фото теремов

Оборудование для учащихся: простой карандаш, листы бумаги, гуашь, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка


Деятельность

учащихся

Формирование УУД

I. Организационный

Момент

1-2 мин.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого

материала

Здраствуйте ребята!

Меня зовут Виолетта Юрьевна , и сегодня я буду вашим учителем изобразительного искусства.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

ТЕРЕМ

Там, где терем тот стоит,

Я люблю всегда ходить

Ночью тихой, ночью ясной,

В благовонный май прекрасный!

Чем же терем этот мил?

Чем меня он так пленил?

Он не пышный, он не новый,

Он бревенчатый – дубовый!

Ах, в том тереме простом

Есть с раскрашенным окном

Разубранная светлица!

В ней живет душа-девица.

А. В. Кольцов

– Ребята, а что такое терем, как вы думаете?

– А где вы впервые услышали упоминание о нем?

– Правильно, в русских народных сказках.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим 
строение терема, из каких деталей он состоит

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению.






Личностныепонимают 
значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-

ценностное отношение

к русской культуре

II. Изучение нового материала

8-10 мин.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Древнерусский терем».

Просмотр мультимедийной презентации «Узорочье теремов».

Просмотр мультимедийной презентации «Русская деревня».

– Терем – жилой верхний ярус древнерусских хором или палат (дворец, чертог), расположенный над горницей (устраивалась на втором этаже) и подклетом(прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом). Мог 
ставиться отдельно от основного корпуса

дома, на подклете (переходы), над воротами и соединялся с ним сенями – крытым переходом. До XVIII в. также употреблялись названия чердак или вышка.

В теремах красные окна (большое окно

с рамой) устраивались во всех стенах.

К теремам пристраивались башенки-
смотрильни
. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов 
устраивали гульбища – парапеты и бал-
коны, огороженные перилами или решет-

ками. При каменных палатах терем мог быть как каменным, так и деревянным.

– Итак, посмотрим, что вы запомнили?

1. Первый этаж – это… (подклет).
Обычно нежилой, использовался для 
хозяйственных нужд. Словом «клеть» называли жилую… (прямоугольную)постройку, а «подклет» – … (хозяйственный этаж), находящийся под жилым. Здесь хранили продукты, заготовки на зиму – зерно, муку, овощи.

2. Второй этаж – жилой, здесь располагались комнаты, которые в старину назывались… (горницы) (от слова «горний» – верхний).

3. Третий этаж – … (светлица) – очень 
светлое, в несколько окон помещение. В светлицах женщины обычно занимались рукоделием.

4. К дому примыкало высокое… (крыльцо), которое, как правило, выходило на юг.

5. Терем венчала высокая, необычной формы кровля с … (шатрами и бочонками-луковками).

– Молодцы!

Терем неоднократно упомянут в русских сказках.

– Посмотрите на эти иллюстрации, где изображен терем: В. М. Васнецов «Заречная слободка Берендеевка», 1885 г.;

«Подводный терем», 1884 г.; «Спящая 
царевна», 1926 г.; «Сивка-бурка», 1926 г

На мой взгляд, это замечательные иллюстрации сказок.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют.

Личностныеимеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют 
поиск существенной ин-
формации (из рассказа 
учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос-
таточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их


Физкультминутка.

Пауза общего 
воздействия

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Выполняют упражнения


III. Творческая практическая деятельность

20-25 мин.

Выполнение рисунка сказочного терема.

Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении

Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова

Объясняет последовательность выполнения работы.

– Приступайте к выполнению работы 
по плану:

1. Обдумайте, какой образ терема будет на вашем рисунке. Определите средства выразительности.

2. Выполните разметку листа, расположив на нем придуманный образ.

3. Украсьте терем и доработайте рисунок гуашью

Составляют план работы над рисунком. Работу выполняют гуашью

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа

действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

IV. Итог урока.

Рефлексия

2-4 мин.

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли 
у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русского терема?

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились.

Молодцы! Спасибо за урок!

Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою