СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "Виды глаголов".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлет в соответствии с ФГОС. Представляет собой технологическую карту урока в 5 классе на тему "Виды глаголов". 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "Виды глаголов".»

1


Дата 5 класс Урок № 150

Тема: Виды глаголов.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели :

Метапредметные:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные:

ЛР: дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям, уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.

Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Этап мотивации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.

Слайд № 1

Слово учителя: - Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас сегодня на берег моря. Согласны? Тогда откройте свои тетради и запишите число.  Тема урока «Виды глаголов»

- А на море у нас шторм. У вас на столах лежат листы с текстом. Прослушайте, пожалуйста, его.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

ТОУУ


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


 Слайд № 2 Шторм.

Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв.

Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.

Работа с текстом

- Все ли слова вам в этом тексте понятны? Обратите внимание на слово «бриз».

Слайд № 3 Словарь: Бриз – это слабый береговой ветер.

Слайд № 4

О чем этот текст?

  1. Соответствует ли описание в тексте его заголовку?

  2. К какому стилю отнесем этот текст? Почему? (художественный стиль, автор рисует словами шторм, изображает картину бури)

  3. Какой тип речи? (описание). Докажите.

Орфографическая работа

  1. В тексте есть слова, в которых пропущены буквы, вставьте их самостоятельно в вашем тексте.

  2. Давайте теперь проверим с помощью компьютера. Называете слово, объясняете орфограмму, а компьютер подтверждает или опровергает ваш ответ.

Слайд № 5   (на этом слайде друг за другом высвечиваются слова с орфограммами, вставленные буквы выделены другим цветом)

нарастала                                               яростный

побежало                                               резкий

казалось                                                налетел                      

почувствует                                           повалился

опасность                                               грохотало

необъяснимый                                       трещало

отдаленный                                            стонало                            

приближался                                          разъединится

Синтаксическая работа

Ребята, а вы знаете, что своеобразным камнем, который может нас потянуть на дно, является союз И? Посмотрите на схемы.

Слайд № 6

                                                 

                           ,                 И               .

 

                   ,              И            .

В первом случае перед союзом И ставится запятая, а во втором не ставиться. Почему? Объясните.

I вариант: найдите и выпишите предложение, соответствующее первой схеме.

II вариант: выпишите предложение, соответствующее второй схеме.

А теперь проверим ваше задание.

 Слайд № 7 Проверьте

I вариант:    Бриз усилилсямощь ветра нарастала, и    судно побежалобыстрей. (сложное предложение, в нем три грамматических основы)

II вариант:  Шум приближалсяусиливался и скоро обратился в яростный рев. (простое предложение, в нем три однородных члена предложения – сказуемые)

- Отлично справились с бушующим морем. Не утонули!!! Все у нас в порядке. Теперь можно отправляться по морям, по волнам.

2 Этап

Ещё раз всмотритесь в текст.

  1. Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)

  2. А почему именно глаголы?

  3. Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)

Целеполагание

Но действия бывают разные. Поэтому сегодня мы научимся различать глаголы на виды по вопросам и значениям и овладеем способами распознавания видов глагола.

В выписанных предложениях есть два однокоренных глагола, найдите и выпишите их.

Слайд № 8  (на слайде появляются глаголы, а ребята делают соответствующие записи в тетради)

       Усилился                                 Усиливался

На какой вопрос отвечает глагол «усилился»? (что сделал?)

На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»? (что делал?)

А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга? (выслушиваются ответы)

Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (усиливался)

А глагол «усилился»? (говорит о законченном действие, имеющем результат)

На слайде появляются вопросы к данным глаголам, учащиеся в тетрадях подписывают под глаголами соответствующие вопросы.

ЧТО СДЕЛАЛ?                                               ЧТО  ДЕЛАЛ?

Задание № 1

Выпишите из всего текста глаголы, распределив их в две колонки в соответствии с вопросом, на который каждый глагол отвечает.

Слайд № 9

Проверьте. 

Проверили? Есть исправления или дополнения? Поставьте себе в тетрадях оценки.

0 ошибок – «5»                              3 ошибки – «3»

1-2 ошибки – «4»

Кто выполнил работу без ошибок? Молодцы!

3 Этап

- А как же мы будем называть эти глаголы?

Обратимся к нашему учебнику и узнаем, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?» и на вопрос «что сделать?». Откройте учебник и прочитайте новый материал. (первый ученик читает определение глаголов совершенного вида, второй ученик читает определение глаголов несовершенного вида).

И вновь вернемся к нашей записи в тетрадях.

Слайд № 10

Как же мы должны закончить запись в тетради? Что нужно дописать в схеме? (Эти выводы учащиеся могут сказать сами).

Глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?», «что сделал?», называются глаголами совершенного вида

Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», называются глаголами несовершенного вида. 

Усилился                                       Усиливался

ЧТО СДЕЛАЛ?                            ЧТО ДЕЛАЛ?

СОВЕРШЕННЫЙ                      НЕСОВЕРШЕННЫЙ

          ВИД                                              ВИД

Физкультминутка Слайд № 11






Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.










Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.














Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.















Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


- А сейчас мы с вам поприветствуем наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли в гости два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе.

Слайд № 12 Выступает первый ученик: Глагол Совершенного Вида 

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой амий СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столко дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.

Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только а те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

Выступает второй ученик: Слайд № 13 Глагол Несовершенного Вида 

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.

Спасибо вам наши дядюшки Глаголы.

Ребята, а что вы еще узнали о глаголах нового? Какой способ нам поможет? (буква С в вопросе)

Слайд № 14

Задание № 2 Запишите поговорки, определите вид глаголов:

  1. Много захочешь -  пораньше с постели вскочишь.

  2. Лучше потерять кошелёк, чем нарушить слово.

  3. Ест за вола, а работает за комара.

  4. Пролитую воду не соберешь.

  5. Поспешишь – людей насмешишь.

  6. Не все золото, что блестит.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


V. Этап включения изученного в систему знаний.

Задание № 3 Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Слайд № 15

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконецотправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Запишите текст, исправьте вид выделенных глаголов.

Учащиеся по цепочки зачитывают исправленные предложения.

Слайд № 16 (исправленный текст)

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Итоги урока:

Вот и затихает шторм на море.

Что нового вы сегодня узнали на уроке о глаголе?

При помощи чего мы будем отличать глаголы совершенного и несовершенного вида?

Слайд №17

- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

п. 111, упр. 641, 642.