№ 19 | 6 класс. Тема: Видоизменение корней. | Дата |
Основные новые понятия: видоизменение корней: дыхательные, подпорки, ходульные, корнеплоды, корнеклубни, воздушные, досковидные, прицепки. | Повторение: понятие «корневая система», виды корней, основные функции корня. |
Образовательная цель: изучить видоизменение корней, и приспособленность корневой системы растений к условиям существования. |
Задачи: Обучающие: - рассмотреть особенности различных видов корней в связи с приспособленностью к среде обитания. Развивающие: - создать условия для развития практических умений по составлению кластера; активизировать логическое мышление, умение анализировать результаты своей деятельности и делать обоснованные выводы. Воспитательные: активизировать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию кругозора и углублению знаний об окружающем мире. |
Требования согласно программе: знать видоизменения корней, значение корня; уметь анализировать, сравнивать, обобщать, изучать биологические объекты; |
Тип урока: Урок открытия новых знаний. | Форма организации урока: Урок – путешествие. | Методы обучения: Эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы с учебником, дополнительной информацией. |
Оборудование: Физическая карта мира, демонстрационная презентация PowerPoint «Видоизменение корней», интерактивная презентация -тест с триггерами (для взаимопроверки ), компьютер, проектор, учебник, таблица «Видоизменение корней», муляжи корнеплодов, книга для чтения по ботанике (Д.И.Трайтак. М, Просвещение, 1985), информационный лист (приложение для учащихся) |
Этапы урока: Цель: Время: | Планируемый результат УУД |
Содержание. Деятельность учителя. ИКТ | Деятельность учащихся |
Этапы урока: I. Организационный момент. Цель: Настроить на учебную деятельность. | Время: 1 мин Эффективное использование учебного времени. |
Учитель проверяет готовность учащихся к началу урока | Показывают готовность к уроку. |
Этапы урока: II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: Мотивировать (самоопределить) учащихся к обучению | Время: 3 мин -смыслообразование (Л); - учебно-познавательная мотивация(Л); -постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - планирование учебного сотрудничества (К). |
1. Прием: «Необычное начало урока» Загадка: Под поверхностью та часть, Не даёт ростку пропасть - Влагу, пищу дать проворен, Если укрепится, ...(корень). | 2.Прием «Удивляй»: Оказывается, существует много непохожих друг на друга корней. Демонстрация табл., слайдов презентации. Какие вопросы у вас возникают, рассматривая таблицу (слайды)? 3. Чтобы во всем разобраться, мы отправляемся в путешествие. Предлагаю девиз исследователя: «Знание может быть только у того, у кого есть вопросы» (Генри Форд) . (последнее слово цитаты закрыто на слайде) предлагаю закончить фразу. | 1.Разгадывают загадку 2.Рассматривают таблицу, формулируют вопросы: почему корни такие непохожие? 3.Формулируем цель и записываем тему урока |
Этапы урока: III. Актуализация знаний. Цель: воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, с целью подготовки к изучению новой темы. | Время: 5 мин - мотивация (Л); - построение речевых высказываний (П); - аргументация своего мнения и учет разных мнений (К) -структурирование знаний (П); - контроль и коррекция (Р); |
Проверка готовности к путешествию: 1.От буяна — урагана У дубка — богатыря Есть живые якоря. 2.Не кирка, а землю роет, Не река, а рощу поит. Не рыли, не бурили, А воду добыли. 2.Прием «Удивляй: (деревья – насосы) эвкалипты Австралии их применение в осушении болот. 3. Найдите биологическую ошибку в предложении: У одуванчика стержневой корень. 4. а) Что такое корневая система? б) Какие виды корней составляют корневую систему? в) Откуда они развиваются? | Актуализация представлений о функциях корня: 1.Удерживание корнем растения. 2.Корень, его внедрение в почву и всасывание воды. 3. Правильно: «у одуванчика стержневая корневая система» 4. Отвечают: б) это все корни растения в) главный – из зародышевого корешка, боковые – отрастают от главного и др. корней, придаточные – от стебля. |
Умная разминка: Какие утверждения верны? (верно – хлопок над головой, неверно - приседание) Время: 1 мин Корневая система растения включает в себя все корни растения. Боковые корни развиваются на всех корнях От стебля и листьев отрастают боковые корни Окучивание способствует развитию придаточных корней. Поливать растения можно холодной водой. Пикировка способствует развитию корневой системы. |
Этапы урока: IV Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать коллективную работу по изучению новой темы. | Время:10 мин -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); -поиск и выделение необходимой информации (в тексте из рассказа уч-ся) (П); -прогнозирование (Р); |
Мы отправляемся в пустыню: (Каракумы, Кызылкум) 1.На песчаном океане, На сыпучем бархане, вырос кустик, Словно ёж,- голой ручкой Не возьмёшь, Зато лакомое блюдо И для сытого верблюда. Почему же без воды куст не знал большой беды? 2. О том, как может помочь это растение путешественнику утолить жажду рассказывает ученик. 3. Загадка: Отгадай и найди такие корни на таблице: (корнеплоды) Растут они, Водой питают, «Провиант» запасают. Что собой представляют корнеплоды? 1.У каких растений бывают корнеплоды? 2. Какую функцию выполняют? 3. Корнеплод - это видоизменение какого корня? (главного) 4. Что собой представляют корнеплоды? | 1.Отгадывают загадку и рассказывают, о том, что им известно, формулируют вывод о приспособленности растения к произрастанию в пустыне благодаря наличию очень длинного главного корня, достающего влагу из глубоких слоёв почвы. 2.Фрагмент сообщения ученика: Верблюжья колючка за один световой день испаряет около 2 литров воды. Эту воду можно собрать, надев на растение полиэтиленовый пакет. Собранная жидкость пригодна для питья и по вкусу напоминает зелёный чай. 3. Разгадывают загадку, отвечают на вопросы: 4. Фиксация затруднения, осознание неполноты знаний. Поиск информации в тексте учебника (…образован главным корнем и основанием побега. |
Задание на развитие критического мышления: «Услышал Незнайка новое слово «корнеплод» и стал рассуждать… Значит, решил он, корнеплод – это плод, который развивается из корней. Да это же морковка! Но Знайка, выслушав его рассуждения, категорически заявил: «Корнеплод,- это не плод!». Рассудите спор Незнайки и Знайки». |
Найдите другой тип утолщенных, разросшихся корней и выскажите свои предположения о причинах таких видоизменений. Это видоизменение каких корней? 1.Что такое корневые клубни? 2.Какие корни утолщены у этих растений? 3. Какую функцию выполняют? О батате: во многих странах, как, например, в Китае и в Японии, батат является одним из основных пищевых растений. | - это корне - клубни или корневые шишки - запасают питательные вещества - возможно боковых или придаточных. Фиксация затруднения, осознание неполноты знаний, находят ответ в тексте. Заполняют схему. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, (П); -учебное сотрудничество (К); - прогнозирование (Р); - внутренняя позиция уч-ся (Л); |
Понять причины других видоизменений нам помогут герои мультфильма. Фрагмент о корне (2 мин) http://www.detkiuch.ru/video/chp/211/obrazovanie -О каких видах корней вы узнали? -Какими видами корней они образованы? -Для чего возникли такие изменения? Какое растение называют «дерево-роща»? Дополнительно из книга для чтения по ботанике стр 47. (Д.И.Трайтак. М, Просвещение, 1985) А вот мы в сельве Южной Америки. Почему у деревьев этого леса такие необычные корни? Слайд досковидные корни. На болотах воды, необходимой для развития достаточно, однако растения растут и развиваются плохо и медленно. Почему? Помимо недостатка кислорода, здесь есть и еще одна проблема – зыбкий грунт. Как укрепиться растениям в таком грунте? Продолжите предложение: Ходульные корни - видоизменение (каких корней)? У каких растений встречаются такие корни? которое умеет «шагать» по стенам? | Смотрят фрагмент о корнях «Занимательные уроки Р. Саакаянца» http://www.detkiuch.ru/video/chp/211/obrazovanie#videocontent - подпорки, воздушные, дыхательные - придаточными, боковыми. - опора, обеспечение водой, дыхание рассказывают, как формируются опорные корни. Где растет баньян? Показ по карте п/в Индостан. Высказывают предположения, сами обосновывают необходимость таких корней. (находят ответ в информационном листе) Дыхательные корни образуются у мангровых деревьев, растущих в приливно – отливной зоне. Нужна опора,- это ходульные придаточные корни | - выделение необходимой информации (П); - построение речевых высказываний (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); -прогнозирование (Р); - эстетические чувства (Л); |
Кинезиологическая релаксационная пауза. 1 мин |
Этапы урока: V Первичная проверка понимания Цель: организовать коллективную работу по взаимообучению. | Время: 5 мин -постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - аргументация своего мнения и учет разных мнений (К) |
Составляют кластер: Вспомните, и напишите в тетради названия видоизмененных корней, объединив корни на основе сходства. Для тех, кто затрудняется, предлагается задание «Осколки» нахождение соответствия. | Работа в паре в тетради. Находят сходство. -по видам корней: - по функциям: |
Этапы урока: VI Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: выполняют проверочные задания. | Время: 5 мин - контроль и коррекция (Р); -структурирование знаний (П); |
Выполняют тест презентации на ноутбуках (в паре) Кроссворд | (взаимопроверка) |
Этапы урока: VIII Домашнее задание: 1. Доработайте кластер, указав функции корней или вид корня. 5мин 2. Составьте рассказ о видоизменениях корней с опорой на схему. Дополнительное задание: найдите материал в дополнительных источниках информации: корни – присоски, втягивающие корни, растения, растущие без корней. Рефлексия: (что я делал?) (как я делал?) (для чего я это делал?) Итоговое оценивание (самооценка) |
Приложение: Вариант схемы.