3. | Постановка учебной задачи. (5 мин) | - А теперь отгадайте загадки. (Сл.1) Одуванчик длинноногий Встал у краешка дороги. Днём он спит, а ночью нет! И разбрызгивает свет. После брата Января, Править очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга. (Сл.2) - Определите, какие одинаковые буквы есть в этих словах. - Какой звук обозначает буква Ф, в слове фонарь? - А в слове февраль? - Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (Сл. 3) - Правильно, тема нашего урока – «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф, ф». (Сл. 4) - Опираясь на слова – помощники сформулируйте цели нашего урока: | - Фонарь. - Февраль. - Буквы ф. - Звук [ф]. - Звук [ф’]. - О звуках [ф], [ф’]. - Познакомимся со звуками [ф], [ф’], буквой, которая их обозначает. - Отличать звуки [ф], [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. - Читать слоги, слова, предложения с новой буквой. | Предметные: - определять звуки [ф], [ф’] в слове. Познавательные: - формировать умение на основе анализа объектов делать выводы. Личностные: - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - формировать умение прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные: - готовность слушать учителя и вести диалог. |
4. | Открытие нового знания. (11 мин) Физкультминутка (2 мин) | - Ребята, посмотрите, что такое у меня в руках? - Как вы думаете, она пустая или в ней что-то есть? - Я вам опишу этот предмет, а вы попробуете догадаться, что же в ней находится. - Это длинный предмет, который согревает нас зимой. Он вязаный. (Сл. 5) - Как вы догадались, что это шарф? (Сл. 6) - Еще раз посмотрите на картинку. Что изменилось? - Верно, был один шарф, а теперь ша́рфы. Произнесем хором! - Верно: ша́рфы. - На какой слог падает ударение? - Составим схему слова шарф. - Вы работаете на карточках, которые лежат у вас на партах, а я на доске. - Возьмите цветные карандаши. Красный, синий и зеленый. - Смотрим на первую схему. - Подставим ладошку и произнесем слово, сколько в нем слогов? - Надо ли ставить ударение? - Что слышим в начале: отдельные звуки или их слияние? - Произнесем это слияние протяжно и послушаем, какие звуки слились? - Произнесем первый звук в слиянии. Дадим ему характеристику. - Произнесем второй звук в слиянии. Какой он? - Как обозначим данное слияние на схеме? На доске прикрепляем прямоугольник синего и красного цвета. - Произнесем только третий звук. Какой он? - Как обозначим на схеме? - Произнесем только четвертый звук. А он какой? - Как обозначим? - Все согласны с нашей схемой? Правильно ли мы её составили? (Сл. 7) - Снова посмотрим на картинку. Что изменилось? - Как мы назовем маленький шарф? - Смотрим на вторую схему в карточке, закрасьте её самостоятельно. (Сл. 8) - Проверим. Поднимите руку вверх, если у всех получилась правильная схема. - Ребята произнесем только последний звук в слове шарф и первый согласный звук во втором слоге слова шарфик. - Произнесем их по очереди. - Можем ли мы их пропеть? - Какой вывод можем сделать? - Дадим характеристику звуку [ф]. - А теперь расскажите о звуке [ф’]. - Какой вывод мы можем сделать? 2. Упражнения в слышании звуков [ф], [ф’]. - Сейчас мы с вами сыграем в игру. Правила игры: когда вы слышите слово с твердым звуком [ф] - поднимаете какого цвета карточку? подскажите мне, а с мягким? Список слов: фабрика, фазан, футбол, филин, факел, фигура, фартук, фиалка, фонарь, ферма, флаг, февраль. - Чему мы учились, выполняя это задание? - Молодцы! Вы были очень внимательны! Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. - Мы немного отдохнули, теперь продолжаем работу. 2.Знакомство с буквой Ф, ф. (Сл. 9) - У каждой буквы есть имя. Буква называется эф. - Почему их две? - Для чего нужна заглавная буква? (Сл. 10) - Посмотрите на слайд, на что похожа буква? - Вспомним правило работы в парах. - У вас на партах лежат карточки с буквами. - Найдите и подчеркните буквы Ф, ф, сосчитайте их. АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРе УЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ - Сколько букв вы насчитали? - Определи место буквы Ф на ленте букв. - Почему её место под буквой в? - Какой сделаем вывод на этом этапе работы? | - Коробка. - Что-то есть. - Шарф. - Длинный, вязаный предмет, который согревает нас зимой. - Их стало два. - Ша́рфы. - На первый слог. - Один слог. - Нет, т.к. один слог. - Слияние. - Ша. - [Ш] – согласный, твердый. - [А] – гласный. - Синий, красный. - [Р] – согласный, твердый. - Синим цветом. - [Ф] – согласный, твердый. - Синим цветом. - Да. - Изменился размер. - Шарфик. - [ф], [ф’]. - не поётся, есть преграда во рту. - [ф] согласный звук. - Согласный, твердый, глухой. - Согласный, мягкий, глухой. - Буква Ф обозначает два звука [ф], [ф`]. - Синего. - Зеленого. - Слышать в словах звуки [ф], [ф’]. - Одна заглавная, другая строчная. - С заглавной буквы пишутся имена, клички животных, города, начало предложений. - на ножницы, ключ и тд. - Говори тихо и спокойно. - Внимательно слушай партнёра. - Делай замечания тактично, не груби. - 12. - Они образуют пару по глухости-звонкости. - Мы познакомились со звуками [ф], [ф’], которые обозначаются буквой Ф, ф (эф). Звук [ф], [ф’], согласный, глухой, парный, может быть твёрдым и мягким. | Познавательные: - формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. - формировать умение делать выводы. Регулятивные: - формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: - формировать готовность слушать учителя и вести диалог. Личностные: - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: - умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. - формировать умение делать выводы. Предметные: - выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать. Познавательные: - формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. - формировать умение делать выводы. Коммуникативные: - умение работать в парах. Личностные: - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
5. | Первичное закрепление. (8 мин) | Работа с учебником. - Смотрим на стр. 72 таблицу со слогами. Читаем пары слогов. Делаем вывод. (Сл. 11) - Давайте посмотрим на слайд и прочитаем слова. све|то|фо́р шо|фёр | кра́с|ный жёл|тый зе|лё|ный | (Читают хорошо читающие дети). - Теперь читают только девочки 1 столбик, только мальчики 2 столбик. - Что такое светофор? - Для чего он нужен? - Прочитаем слово, которое обозначает название профессии. Как сказать по-другому? - Прочитаем слова, который отвечают на вопрос «какой»? - Что они обозначают? | - Называют звонкий/глухой. - Сигнальный электрический фонарь для регулирования движения на дорогах. - Светофор нужен для регулирования движения пешеходов и транспорта. - Водитель. - Красный, желтый, зеленый. - Цвет светофора. | Познавательные: - формировать умение извлекать информацию из таблицы. Регулятивные: - формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: - уметь слушать и отвечать на вопросы учителя. - уметь внимательно слушать одноклассников, следить за их активностью. - уметь ориентироваться в коллективной работе, понимать свою роль и роль одноклассников. |
8. | Рефлексия деятельности (итог урока). (2 мин) | Давайте подведём итог нашего урока. С какой новой буквой мы познакомились сегодня? Какие звуки обозначает эта буква? Дайте характеристику этих звуков. 2.Рефлексия. Поднимите руки кто считает, что сегодня на уроке он хорошо потрудился и получил новые знания. А теперь те, кто считает, что был не совсем активен и нужно еще постараться. - Что понравилось на уроке? - В чем испытывали затруднения? - Мы с вами продолжим изучение звуков [ф] [ф’], завтра и научимся писать букву "Ф" на уроке письма. (Сл. 12) Спасибо за урок! | - Ф, ф. - [Ф], [ф’]. - Звук [ф], [ф’], согласный, глухой, парный, может быть твёрдым и мягким. | Личностные: - уметь анализировать, делать вывод, формулировать высказывание. - уметь оценивать себя. Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение. - уметь оценивать правильность выполненного действия. |