Этап урока: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 8 мин. | - Ребята, на предыдущих уроках мы изучали понятие обособление. Что это такое? На прошлом уроке мы с вами познакомились с обособленными второстепенными членами предложения. О каких обособленных членах предложения мы уже говорили на предыдущих уроках? Выделение второстепенных членов по смыслу называется обособлением. На письме ОВЧ (обособленные второстепенные члены) выделяются запятыми, реже - тире. Какие обособленные члены предложения вы знаете? Обособленные определения и приложения. Организует самостоятельную работу учащихся. Осуществляет организацию самопроверки учащимися выполненных заданий. Слайд 2. Проводим выборочный цифровой диктант на повторение. Запишите номера предложений: I вариант – с обособленным определением; II вариант – с обособленным приложением Карточка 1. Цифровой диктант 1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств. 2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались. 3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки. 4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей. 5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым. 6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга. 7. Вошло несколько человек, ожидавших снаружи. 8. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал. 9. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину. Ответы на слайде 3. 1 в. – 3467 2 в. – 1258 Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания в парах. | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Записывают номера предложений в соответствии с заданием | Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения, классификации.. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, осознание недостаточности своих знаний. Коммуникативные: работа в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
Этап урока: Актуализация знаний | 10 мин. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. Слайд 4. Сегодня на уроке мы продолжим работу с обособленными членами предложения. Какое предложение было лишним в цифровом диктанте? Предложение на слайде. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину. Почему? (Потому что в этом предложении нет обособленного определения или приложения) А какой член предложения здесь выделяется запятыми? Обстоятельство с зависимым словом. Какой оборот выделили запятыми (обособили)? ( Деепричастный). Сформулируйте тему урока? ( Обособленные обстоятельства). Запишите тему урока в тетрадь. Тема на слайде 5. Организует беседу об обособленных обстоятельствах. Слайд 6 . На уроке мы будем говорить об обособленных обстоятельствах. Посмотрите на слайд. Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? Обособленные обстоятельства, выражаются: -деепричастными оборотами, -одиночными деепричастиями, -существительными с предлогами, -уточняющими членами предложения. Сегодня мы с вами внимание уделим обособленным обстоятельствам, выраженным деепричастным оборотом (ДО) и одиночным деепричастием. Слайд 7. Прочитайте предложения, найдите деепричастия и деепричастные обороты: 1. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака. (И.. Бунин). (Одиночные деепричастия) 2.Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света. (Г. Федосеев) (Деепричастный оборот). Слайд 8. Вспомните, что такое деепричастие? Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие к глаголу. Его можно заменить глаголом. Деепричастный оборот? Деепричастие с зависимыми словами; в предложении является обстоятельством. Скажите, всегда ли обособляются (выделяются запятыми) на письме ДО и деепричастия. (Да). Создает проблемную ситуацию. Слайды 9 - 10. Создает условия для овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. Проанализируйте предложения. Запишите в тетрадь. Почему в данных предложениях ставится запятая? 1. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (деепричастие и деепричастный оборот). На слайде появляется вывод. 2. Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. Можно оторвать деепричастный оборот от союза? На слайде появляется вывод. Почему в следующих предложениях запятая не ставится? 1. Он шел прихрамывая. После какого члена предложения стоит деепричастие? (сказуемого). Вывод. 2. Делал все спустя рукава. Как называется явление «спустя рукава»? (фразеологический оборот). Вывод. 3. Читать лежа вредно. Задайте от глагола вопрос. Какая часть речи отвечает на вопрос как? (Наречие). Вывод. 4. Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой. Можно отделить деепричастный оборот от союза? Вывод. Обращает внимание учащихся на таблицу. Слайд 11. Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом Ставится запятая | Не ставится запятая | 1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты, независимо от их места в предложении: Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. | 1. Одиночное деепричастие, если оно стоит после сказуемого в конце предложения и является обстоятельством образа действия Он шел прихрамывая. | 2. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза (оборот можно оторвать от союза). Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. | 2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову… Делал все спустя рукава. | | 3. Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям (лежа, сидя, стоя, нехотя...) Читать лежа вредно. | | 4. Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящее после союза а. Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой. | Скажите теперь, всегда ли обособляются (выделяются запятыми) на письме ДО и деепричастия? | Формулируют задачу учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Анализируют предложения, делают выводы. Рассматривают таблицу, называют случаи, когда обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или деепричастием, не обособляется. | Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация собственных знаний. |
Этап урока: Применение знаний и умений в новой ситуации | 15 мин. | Учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание. Контролирует правильность выполнения задания. Пользуясь таблицей (она у вас на столе), в данных предложениях задания № 2 расставьте необходимые знаки препинания, объясните пунктуацию. На доске учащиеся записывают по два предложения, остальные работают в карточках. 1. Старик шел прихрамывая. (Как? Каким образом? Одиночное деепричастие стоит после сказуемого) 2. Большой пень, тлея, лежал на углях. (Перед глаголом, можно переместить в любое место предложения.) 3. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (ДО.) 4. Читать лежа вредно. (Деепричастие близко по функции к наречию.) 5. Они слушали его рассказ затаив дыхание. (Фразеологический оборот.) 6. Там чьи-то глаза смотрели не мигая. (Не мигая – как? каким образом? После сказуемого) 7. Она читала быстро и молча. (Быстро и молча – однородные обстоятельства, выраженные наречиями.) 8. Не шумя, не толкаясь, не споря, собрались ребята на школьном дворе. (Не шумя, не толкаясь, не споря – однородные одиночные деепричастия.) Закрепление знаний. Предлагает проанализировать предложения. Слайды 12, 13,14. Посмотрите на слайды, найдите в предложениях ошибки, исправьте их. 1. Подъезжая к лесу, выскочил заяц. (Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц). 2. Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку. ( Мы наконец поймали белку, которая прыгала с ветки на ветку). 3. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. (Взглянув на Волгу, мы почувствовали ширь реки). Какую ошибку вы нашли в данных предложениях? В предложениях деепричастные обороты не относятся к глаголу и не выражают добавочного действия. Правильно. Употребляя в речи деепричастный оборот, все должны помнить правило о едином действующем лице (предмете) при основном (глагол) и добавочном (деепричастие) действиях. Организует самостоятельную работу учащихся. Предлагает выполнить задание 3. Слайд 15. Посмотрите на задание в карточке (на слайде продублировано задание), правильно составьте предложения. Выпишите буквы в соответствии с цифрам. 1.Возвращаясь домой,… а) мне стало грустно; б) уже совсем стемнело; в) я вспомнил о своем обещании позвонить; г) из моей сумки выпала книга. 2. Играя в шахматы,… а) развиваются мыслительные способности; б) мне не было равных; в) вы учитесь логическому мышлению; г) необходимо внимание. 3. Пользуясь калькулятором,… а) мне удалось получить точный результат; б) вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память; в) расчет производится быстро и легко; г) помощь родителей мне не понадобилась. 4. Тренируя память,… а) облегчается подготовка к экзаменам; б) мне помогло специальное упражнение; в) я заучивал наизусть стихотворения; г) изменяется скорость усвоения информации. 5. Получив письмо,… а) оно оставлено без ответа; б) меня охватила радость; в) я не торопился с ответом; г) изменились наши планы. 6. Нарушая правила безопасности,… а) мне было сделано замечание; б) вы рискуете своим здоровьем; в) возникает угроза жизни окружающих; г) поведение человека заслуживает порицания. Ответы: 1. В 2. В 3. Б 4. В 5. В 6. Б Самостоятельно проверяют и исправляют ошибки. Ответы на слайде 16. | Читают и разбирают предложения, опираясь на таблицу. Работают по карточкам. Комментируют. Выполняют работу, оценивают работы своих одноклассников Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, отвечают на вопросы. Исправляют ошибки в предложениях. Замечают допущенные ошибки, адекватно оценивают свои достижения Работают самостоятельно, затем проверяют. | Личностные: осваивание новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливание причинно-следственных связей, обобщение, выводы. Регулятивные: адекватное оценивание своих достижений, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения. |
Этап урока: Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия. | 3 мин. | Просит ответить на вопросы. Что мы повторили на уроке? 1.Обособленные члены предложения (определения, приложения). 2. Что такое деепричастие, деепричастный оборот. Что мы узнали нового на уроке? Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, не всегда обособляются и выделяются на письме запятыми. В каких случаях запятая ставится при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами? Ответы учащихся. Назовите случаи, когда не ставится запятая. Ответы учащихся. Какие рекомендации будете учитывать при составлении предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом? При составлении предложения с обособленным обстоятельством нужно помнить правило о едином действующем лице (предмете) при основном (глагол) и добавочном (деепричастие) действиях. Нарушение этого правила может привести к ошибкам. | Делают выводы и обобщения, задают уточняющие вопросы. Подводят итоги работы. Анализируют свою деятельность. | Коммуникативные:. умение точно и ясно выражать свои мысли. Регулятивные: оценивание своей работы. Коммуникативные: формулирование собственных мыслей. Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. |