СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Обзор жизни и творчества А. Вампилова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 

Обучающая: формировать практические умения: рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы, определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова;

Развивающая: формировать практические умения и навыки: развивать творческие и аналитические способности обучающихся: анализировать, обобщать, делать вывод;

Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к труду, расширять кругозор учащихся.

Тип урока: комбинированный

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Обзор жизни и творчества А. Вампилова.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ФИО преподавателя

Трускова Вера Павловна


Наименование дисциплины

Литература


Группа, профессия

Автомеханик (2 курс, 22 а)


Дата проведения

__________________________


Продолжительность урока


45 минут

Тема занятия

Обзор жизни и творчества А.Вампилова.



Цели: 

Обучающая: формировать практические умения: рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы, определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова;

Развивающая: формировать практические умения и навыки: развивать творческие и аналитические способности обучающихся: анализировать, обобщать, делать вывод;

Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к труду, расширять кругозор учащихся.

Тип урока: комбинированный

Основной метод: групповая

Средства обучения: презентация, оборудование учебного кабинета, презентация, раздаточный материал (биография и стихотворения Александра Вампилова), ватман, фломастеры.

Структура и содержание занятия

Дидактическая

структура урока

Длительность этапа мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

  1. Мотивационно-целеполагающий этап






5 мин


Приветствует учащихся, проверка присутствующих.

2. Психологическая подготовка к восприятию учебного материала.


Наш урок мы начнем с повторения.

Перед вами фамилии драматургов и названия пьес. Вам нужно соотнести писателя и пьесу.

Розов Виктор Сергеевич - "Вечно живые"

Александр Моисеевич Володин - "Пять вечеров", "Старшая сестра"

Александр Николаевич Арбузов - "Иркутская история", Жестокие игры"

Вопрос к учащимся: Разгадайте ребус и сформулируйте тему нашего урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Преподаватель: тема урока: Обзор жизни и творчества Александра Вампилова.

Цель - рассмотреть значение драматургии А. Вампилова для русской литературы, определить художественное и идейное своеобразие пьес А. Вампилова.

Преподаватель: Как вы понимаете эпиграф нашего урока: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам». А. Вампилов?


Настраиваются на рабочий лад.












Обучающиеся разгадывают ребус, формулируют тему урока самостоятельно.

















Записывают тему, отвечают на вопрос преподавателя.











Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного решения проблемы
















Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь


  1. Деятельностно-содержательный этап




35 мин



















Изучение нового материала

Изучение нового материала

Сообщение.

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (ПСЕВДОНИМ А. Санин) (19 августа 1937— 17 августа 1972) — русский драматург и прозаик.

Псевдоним образован бесхитростно - от имени Саня. Александра родные и близкие люди называли ласково Саня, Санечка.

Сегодня на уроке вы будете работать в команде. В каждой группе один член будет заниматься подсчетом баллов за ваши задания.

Сейчас каждая команда получит фрагмент биографии писателя. Вам необходимо выделить основные моменты из биографии писателя, а затем рассказать о них. На изучение данного материала вам отводится 5 минут.

Максимальное количество баллов за данное задание - 2.

1 балл - работа в команде. 1 балл - за представление вашего материала.

Биография: Отец Александра Вампилова - Валентин Никитич Вампилов, по национальности бурят, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

Мать будущего драматурга — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, продолжала работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.

В 1955—1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.

В 1955—1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.

Первый рассказ А. Вампилова (студент 3 курса) «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября1957 года в газете «Иркутский университет».

Преподаватель: Мы с вами изучили первую часть биографии писателя. Остальные фрагменты мы обсудим чуть попозже и другие группы выступят с защитой свой работы.

Обратимся к творчеству писателя.

Проанализируем данное стихотворение.


Вопросы:


Какие темы затрагиваются в стихотворении, в каких строчках? (тематика произведения).


Какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте. (проблематика стихотворения).


Что переживают лирические герои? каково их настроение? почему?


Ваше мнение о данном стихотворении (понравилось, не понравилось, почему).


5. Первичная проверка усвоения знаний

Для закрепления выполним упражнение "Гроздь винограда". Сейчас ко мне подходит член каждой группы и выбирает название стихотворения.

Все, что вы запомнили в данном стихотворении вы должны представить в виде грозди с ассоциативными словами.

Максимальное количество баллов за данное задание - 2.

1 балл - работа в команде. 1 балл - защита ваших работ.

Пример на слайде. Первое стихотворение называлось "Я сегодня прощаюсь с мечтой". Ассоциации - свадьба с нелюбимым человеком, кольцо, фата, букеты роз, тоска, грусть, слезы, несчастливое будущее.

Итак, один из участников группы прошу подойти ко мне.

Названия стихотворений: я испытала в жизни много, несказанное слово, жизнь разбита.

Прошу членов команд показать, что у вас получилось.

Вопросы: Что объединяет все стихотворения? Вывод о творчестве Вампилова.

Возвращаемся к биографии писателя.

Сообщение 2 группы

В 1964 году написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры ее постановкой изначально закончились безуспешно.

Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей.

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром. Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссер Вадим Допкюнас. Успех постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

Первое и последнее интервью Вампилова газете "Советская Клайпеда»

Вампилов вступил в Союз писателей

 Первичное закрепление знаний. Ваше домашнее задание было прочитать данную пьесу "Прощание в июне" и мы сейчас обсудим ее содержание.

Вопросы:

  • 1. Охарактеризуйте событие, лежащее в основе пьесы: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

  • 2. Охарактеризуйте героев:

    • их отношение к проблеме;

    • друг к другу;

    • выявите особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • 4. Определить отношение автора к проблеме.

Каков сюжет пьесы?

Кто такой Колесов? Ваше отношение к герою и его поступкам?

Как поступает Колесов, делая свой первый жизненный выбор?

Какой нравственный выбор сделает Колесов? Хватит ли ему души на трудное сопротивление?

Преподаватель: в данной пьесе А. Вампилов показывает, что в сцеплении жизненных ситуаций важно сохранить внутреннюю свободу как единственное богатство. Честность по отношению к себе, собственная свобода, невозможная при условии компромиссов, являются тем нравственным компасом, очень чутким к малейшим отклонениям, который корректирует жизненный маршрут героя А. Вампилова. Колесов совершает пер­вый и единственный поступок — рвет диплом, отказываясь всту­пить в корпорацию взяточников. Нелогичный с житейской точ­ки зрения, непонятный в пределах общественной морали, этот поступок закономерен для вампиловского героя, не желающего подчиняться господствующему конформизму.

Мы с вами выяснили суть данной пьесы.

Возвращаемся к биографии.

В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В том же 1968 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

Только в 1972 году отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и Ленинградский Большой драматический театр.

17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, трагически погиб — утонул в Байкале(перевернулась моторная лодка). На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Закрепление.

Следующий этап нашего урока - это викторина.

Перед вами 3 категории и баллы за ваши ответы.

1 категория - даты. Это года, связанные с жизнью писателя.

2 категория - пьеса "Прощание в июне". Это вопросы, связанные с данной пьесой.

3 категория - разное. Здесь находятся вопросы, связанные с различными темами, которые касаются литературы.

Начиная с первой команды, вы выбираете категорию и отвечаете на данный вопрос. Если вы готовы ответить, вы поднимаете руку.

Даты

В этом году родился Александр Вампилов (1937) - 20 баллов

В этом году вышла в свет первая книга Александра Вампилова (1961) - 40 баллов

В каком году Александра Вампилова вступил в Союз писателей? (осень 1966) - 60 баллов

В каком году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах? (1970) - 80 баллов

В каком году была закончена пьеса «Утиная охота»? (1968) - 100 баллов

Пьеса "Прощание в июне"

Кто вынужден был выбирать одно из двух: любимую или университет? (Колесов) 20 баллов

Кто и кому говорит : «Кто так разговаривает? Вы на петуха похожи! На драчливого петуха» (Таня Колесову) 40 баллов

Из-за какого цветка, выкопанного на городской площади, был задержан Золотуев из пьесы «Прощание в июне»? (орхидеи) 60 баллов

Назовите фамилию артистки, в номер которой ворвался Колесов?

(Голошубова) 80 баллов

Чья это реплика: «В прошлом году биологи добивались свободного посещения. Если мне не изменяет память, Колесов возглавлял компанию… Боюсь, что он своего добился…» (Репникова) 100 баллов

Разное

Где находится Большой театр в Москве? На Театральной площади

20 баллов

Кто написал поэму «Реквием»? (Анна Ахматова) 40 баллов

Григорий и Аксинья – герои какого произведения? "Тихий Дон" 60 баллов

Годы жизни Михаила Булгакова (1891-1940) 80 баллов

Кто автор данного стихотворения «Горечь! Горечь! Вечный привкус»? (Марина Цветаева) 100 баллов









Выступают с сообщением (1 группа) + презентация













Делают записи в тетради.
















































Обучающийся выразительно читает стихотворение.


Прощаясь с мечтой


Я сегодня прощаюсь с мечтой

Одеваю белое платье,

Я сегодня стану женой

Попаду в чужие объятья.

Мне на руку оденут кольцо

И подарят букеты роз

Я закрою ими лицо

И никто не увидит слез.

Мне покажется, что не с ним,

А с тобой иду под венец,

Но мечта превращается в дым

И всему приходит конец.

И не ты,а кто-то другой

Унесет меня в темную ночь

Я сегодня прощаюсь с мечтой

От себя убегая прочь.

Отвечают на вопросы


































Сообщение 2 группы +презентация








Делают записи в тетради.





































Отвечают на вопросы, анализ пьесы


















































Сообщение 3 группы +презентация








Делают записи в тетради.


















































Отвечают на вопросы викторины по группам









Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач. Извлекают информацию.













Работать в коллективе и в команде.



Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь





















































Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.



































Работать в коллективе и в команде.















Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь

























Логически верно, аргументированно и ясно излагать письменную речь

















































Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь































Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь















































































Работать в коллективе и в команде.
















Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного решения проблемы




  1. Оценочно-рефлексивный этап







5 мин





Подведение итогов урока. Подсчёт баллов. Результат.

Преподаватель: обращаемся к эпиграфу. Почему мы взяли именно эти слова в качестве эпиграфа?

Мы возвращаемся на «круги своя»: без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живет и как живет, человек мельчает, «истончает» себя, теряет в себе живое, хотя и остается живым, приговаривает себя к смерти.

Повторим фразу Вампилова, так запомнившуюся его друзьям: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»

Комментирует оценки.

Задаёт задание на дом: прочитать «Утиная охота» Задание для внеаудиторной работы

Цель работы: развитие творческих и аналитических способностей учащихся и повышение интереса к изучению литературы.

  • 1. Прочитать произведения А. Вампилова «Утиная охота»

  • 2. Письменный анализ одного из произведений «Утиная охота»

Алгоритм анализа:

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

4. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний;

5. Развернутое обоснование выводов.

 Рефлексия

Тема урока: Обзор жизни и творчества А.Вампилова.

Фамилия И.О.__________________________________________________________________________

Я на занятии усвоил(а)__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осталось непонятым___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причина непонимания: а) не понимаю объяснения преподавателя

б) недостаточный уровень знаний

в) не достаточно времени

г) другое - ______________________________________________________



Мне понравилось на занятии____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне не понравилось на занятии__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подводят итоги урока, задают вопросы

Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь