Организационный момент 3 мин. | Выявить готовность учащихся к уроку (наличие на партах необходимых предметов, правильное положение учащихся за партой). - Садитесь. Я рада видеть вас готовыми к уроку. - Открываем свои тетрадочки и записываем: число, классная работа. Спинки прямые, локоточки не висят. | Взгляд учащихся обращен на учителя, готовность слушать. Ученики садятся за парты, открывают тетради и записывают в них то, что сказал учитель. | |
Актуализация знаний 7 мин | Орфографическая минутка. На интерактивной доске представлены слова: Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый. - Ребята, эти слова нужно разделить на три группы. - На какие группы разделите слова? - Хорошо, молодец, Ваня! Выходи, пожалуйста к доске и распредели правильно, а остальные ребята работают в своих тетрадях. А прежде чем начать работу, напомни, пожалуйста правила обращения с интерактивной доской. - Абсолютно верно усвоил правила пользования интерактивной доской. - Проверьте, все ли правильно сделал Ваня? - А теперь, ребята, каждый из вас самостоятельно составьте предложение с любыми из данных слов и запишите его в тетрадь. | - По орфограммам ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Ответ по поднятой руке.) - Не стучать по доске, не прикладывать усилия при работе, маркером также пользоваться аккуратно, сильно не надавливать. - Да. Ученики составляют и записывают в тетрадь предложение. | Интерактивная доска |
Определение цели и плана урока 7 мин | На доске записаны слова: часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть. - Внимание, задание следующее: нужно распределить эти слова на две группы. Кто хочет попробовать? Маша, выходи, пожалуйста. - Итак, Маша, расскажи, пожалуйста, какие слова ты будешь относить в первую группу, а какие во вторую, и как ты назовешь группы, в которые будешь распределять эти самые слова? Остальные ребята работают в тетрадях. - Ребята, все согласны? - Хорошо, Маша, молодец, справилась. Помните, на прошлом занятии мы свами специальным знаком выделяли общую часть родственных слов? Маша, выдели маркером эти части слов, пожалуйста. А вы, ребята также продолжаете работать в своих тетрадях. - Все согласны с Машей, правильно ли она обозначила части слов? - Спасибо, Маша, садись, пожалуйста, ты сегодня справилась на отлично. - Но все же, ребята, мы чего-то с вами знаем. Чего же? - Совершенно верно! Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. - Хорошо, рассуждаете в правильном направлении. - Итак, для того, чтобы нам сегодня продуктивно поработать, составим план, по которому будем действовать. - Только давайте, мы слово «одинаковая» заменим на «общая» - Отлично! План составлен. | Один из учеников выходит к доске. - К первой группе я отнесу родственные слова (часовщик, часы, часики, часовой), а ко второй – остальные (часто, часть). - Да. Маша выделяет родственную часть слов. Остальные дети работают у себя в тетрадях, сверяясь с доской. - Да. - Мы не знаем, как называется та самая часть, которую мы выделяем у родственных слов. - Узнать, как называется одинаковая часть у родственных слов. - Одинаковая часть родственных слов. 1. Узнать, как называется одинаковая часть родственных слов. 2. Научиться определять общую часть родственных слов. 3. Закрепить полученные знания. | |
Открытие нового знания 12 мин | - А теперь, аккуратно открываем учебник, не забываем, о том, что учебник библиотечный, он должен достаться после вас следующему второкласснику в хорошем состоянии. Находим страницу стр. 61, читаем тему. Петя, пожалуйста, прочти. Хорошо, посмотрим с вами упр. 84 на этой же странице. - Почему слова так написаны? - Докажите, что в первой группе слова родственные. - Ребята, скажите, пожалуйста, а у слона есть дом? А где он находится. А слон это дикое животное или домашнее? Хищное или травоядное? А каких еще диких животных вы знаете? А какие бывают домашние животные? Молодцы, вы все у меня знаете. - Хорошо, теперь по аналогии докажите, что и во второй группе слова родственные. - Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть. - Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. - Почему корень – главная часть родственных слов? - Посмотрите, пожалуйста, на упражнение 86 на следующей странице. Здесь нам предлагается провести опыт с данными словами. Саша прочитай, какой именно. - Итак, Саша, какая же первая пара слов? Какая общая часть слова, что останется от слова, если убрать ее корень? - Какой же мы все же можем сделать вывод? - Совершенно верно, в слове обязательно должен быть корень. Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов. - Итак, ребята, мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, кто мне скажет, как он звучит? Наташа, пожалуйста. - Идем дальше. | Ученики открывают учебник, читают тему вслух по поднятой руке один из них. - Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? - Дом-, слон- - это одинаковая часть в словах. - Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой дом. Ответы детей по поднятой руке. Ответы детей по поднятой руке. Выполняют упражнение в тетради. - Корень. - В ней заключен общий смысл родственных слов. - Закройте полоской бумаги общую часть слова (корень) и прочитайте то, что осталось незакрытым. Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами? - Трава-травка, корень трав- Если читать без корня, то получится -а и -ка. - В корне обязательно должен быть корень. - Узнали, как называется общая часть родственных слов. Это корень. | |
Первичное закрепление 10 мин | - Обратимся к учебнику, упр. 85, выполним его самостоятельно. Затем вы поменяетесь с соседом по парте тетрадью, проверите друг друга и поставите отметку, где «5» -все выполнено без ошибок, «4» - если есть одна ошибка. - После того, как вы справитесь, поднимайте, пожалуйста руки, чтоб я видела, кто закончил. - Отлично! Вы достаточно быстро справились. Посмотрите, пожалуйста упр. 87. Здесь нужно списать только первое предложение, обозначить в однокоренных словах корень. Спинки ровно, локотки не висят. Выполняем. - Ребята, вернёмся к нашему плану урока, какие мы с вами пункты выполнили? | Самостоятельно выполняют задание. Самостоятельно выполняют задание. - 1. Узнали, как называется общая часть родственных слов. - 2. Научились определять общую часть родственных слов. | Проверка через документ-камеру. |
Обобщение, систематизация знаний 2 мин | - Итак, ребята, скажите, пожалуйста, что же такое корень слова? - Назовите синоним слову родственные. - Вернемся к нашему плану. Удалось ли нам выполнить последний пункт? Закрепили ли мы полученные знания? | - Корень – это общая часть родственных слов. Это главная часть в слове. - Однокоренные. - Да, мы закрепили изученные знания. | |