1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников, представляется и настраивает на урок. - Здравствуйте, меня зовут Дарья Алексеевна, и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. - Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели. Организует проверку готовности к уроку у детей. - Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока: учебник, пенал. | Приветствуют учителя. Принимают установку учителя. Проверяют готовность к уроку. | Л1: осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика, мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения; | Формирование готовности восприятия учебного материала |
2.Актуализация опорных знаний | Актуализирует уже имеющиеся знания детей. - Ребята, с какой природной зоной вы познакомились на прошлом уроке? - Чтобы проверить ваши знания по прошлой теме урока, я предлагаю вам выполнить тест. (приложение 1) - Теперь проверим, ваши ответы по эталону. - Похлопайте те, кто не допустил ни одной ошибки; поднимите руку те, кто допустил 2- 3 ошибки; потопайте те, кто допустил больше 3 ошибок. | - С зоной арктических пустынь Выполняют тест. Сверяют свои ответы с эталоном на экране. Выполняют указания учителя. | К2: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, задавать вопросы; | Повторение Тест |
3. Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Подводит к теме и цели урока. - Новая природная зона приглашает нас — снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. - У каждого из вас на рабочих столах лежат карточки с кроссвордом. Ваша задача разгадать его. (приложение 2) - Какое ключевое слово получилось? - Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Что вы хотите узнать о тундре из нашего путешествия? | Слушают учителя. Разгадывают кроссворд. - Тундра - Мы хотим узнать о географическом положении природной зоны, о климатических условиях, о животных и растениях и о деятельности людей в этой природной зоне. | Л2: совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; Р1: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; | Игровой метод «Кроссворд» Подводящий диалог |
3. 2. Открытие нового знания Физминутка | Организует работу с картой. - Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? - Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. - Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Расскажите, какой вы, представляете эту природную зону? - Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западно - Сибирской. Организует просмотр видеофильма. — А как же выглядит тундра на самом деле? Об этом мы узнаем после того, как посмотрим небольшой видеофильм. - Ребята, что вы узнали о тундре из видеофильма? Организует работу в группах. А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У нас будет три группы: ботаники, зоологи и экологи. Вам предстоит выяснить, что растёт в тундре, кто живёт в тундре, как живут в тундре. - Но для начала давайте вспомним правила работы в группе. - Отлично! У каждой группы будет своя карточка с заданиями. 1 группа «Ботаники» - учебник с. 85 - 88, ответьте на вопросы: 1. Какие растения растут в тундре? 2. Как растения приспособились к жизни? 2 группа «Зоологи» - учебник с. 86 -90, ответьте на вопросы: 1. Какие животные обитают в тундре? 2. Как они приспособились к жизни? 3 группа «Экологи» - учебник с. 90 – 94, ответьте на вопросы: 1. Основные занятия населения тундры. 2. Экологические проблемы тундры. 3. Охрана природы тундры. Организует проведение физминутки. - Можете приступать к работе. Если возникают вопросы, консультирует. | Находят тундру на карте. Высказывают свои предположения. Слушают объяснения учителя. Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Слушают объяснения учителя. Смотрят видеофильм. - Климат тундры суров: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Животные и растения тундры приспособились к жизни в этих условиях. Слушают учителя. Объединяются в три группы. - В группе должен быть ответственный; работать должен каждый на общий результат; один говорит, другие слушают; работаем дружно; помогаем друг другу; не мешать другим группам. Каждая группа внимательно слушают объяснения учителя. Выполняют физминутку. Обучающиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. | Л2: совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; Л2: совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; К2: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, задавать вопросы; Р1: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; К2: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, задавать вопросы; К2: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, задавать вопросы; К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | Работа с картой Рассказ Беседа Рассказ Диалог Объяснение Беседа Объяснение Работа в группах Работа с учебником |
3. 3. Первичное закрепление | Организует выступления представителей каждой группы. - Итак, первыми выступит группа ботаников. Давайте внимательно послушаем представителя группы. Рассказ сопровождается показом иллюстраций на экране. - Итак, какие в тундре растения? - Молодцы, группа ботаников, вы хорошо поработали! Теперь послушаем выступление представителя от группы зоологов. Рассказ сопровождается показом иллюстраций на экране. - Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? - Отлично, группа зоологов, вы хорошо поработали! Теперь послушаем выступление представителя от группы экологов. Рассказ сопровождается показом иллюстраций на экране. - Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? - Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. | - В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. - Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. - Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех-животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега. - У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех. - Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство. Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. - Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам. Слушают учителя. | К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Л2: совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; П1: понимать содержание текста, интерпретировать смысл; П2: устанавливать причинно-следственные связи; К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Л2: совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; П1: понимать содержание текста, интерпретировать смысл; П2: устанавливать причинно-следственные связи; Л2: совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; | Работа в группах Рассказ Иллюстрация Диалог Работа в группах Рассказ Иллюстрация Диалог Работа в группах Рассказ Иллюстрация Диалог |
3. 4. Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу на карточке. - Ребята, теперь я предлагаю вам проверить, как вы усвоили тему урока и выполнить следующее задание на карточках самостоятельно. Послушайте внимательно задание: У вас на карточках написаны утверждения, ваша задача если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет — знак «—» (нет). (приложение 3) - Теперь выполните проверку по эталону. Оцените свою работу по следующим критериям: 5- безошибочно выполнена работа, 4 – допущена 1 - 2 ошибки, 3- допущено 3 - 4 ошибки, более 4 ошибок – оценку не ставить. - Отлично! Поднимите руки те, у кого стоит 5, 4, 3, и у кого больше 4 ошибок. - Я рада, что большинство из вас хорошо справились с заданием. | Слушают объяснения учителя. Выполняют самостоятельную работу на карточке. Сверяют свою работу с эталоном. Оценивают свою работу по критериям. Выполняют указания учителя. | Р1: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; Р2: фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; | Объяснение Самостоятельная работа Проверка по эталону |
3. 5. Повторение и включение в систему знаний | Подводит итог урока. - Итак, ребята, давайте все вместе вспомним, по какой природной зоне мы сегодня с вами путешествовали? - Что нового вы узнали из нашего путешествия? - Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Какие трудности у вас были на уроке? - Кого из ребят вашей группы вы хотели бы поблагодарить? | - В тундре - Мы узнали, что климатические условия в пустыне очень суровые; многолетняя мерзлота; круглый год дует холодный ветер; очень много болот и озёр. Но несмотря на это в тундре много растений и животных, которые приспособились к жизни в таких условиях; в тундре живут люди, которые занимаются оленеводством. - Потому что в тундре есть почва, хотя и бедным перегноем. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. | К2: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, задавать вопросы; | Обобщающая беседа |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию учебной деятельности учеников. - Наш урок подходит к концу, предлагаю вам оценить свою деятельность. Поставьте условный знак на верхней ступеньке – если всё понял, нет вопросов. На средней ступеньке - тему понял, но есть вопросы. На нижней ступеньке, если тему не понял. - Поднимите свои лесенки успеха. Ребята, я рада, что сегодняшний урок у вас не вызвал никаких затруднений. Проводит инструктаж домашнего задания. - Запишите домашнее задание: с. 84 – 94 читать; нарисуйте рисунок на тему: «Как я представляю себе тундру» - Спасибо за урок, до свидания! | Слушают учителя. Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание. Прощаются с учителем. | Р2: фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; | Самооценка |