2.Мотивация учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность знаний | Отгадайте загадку: Ты без него не сможешь жить, Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможешь ты огня. -О чём пойдёт речь на уроке? Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с воздухом, узнаем о его свойствах. -Часто ли мы видим воздух? Почему? Как вы думаете, что такое воздух? Попробуйте резко взмахнуть рукой, и вы почувствуете его движение. Как называется движение воздуха? Почему же он возникает? Работа в группах. Высказывание предположений. Проверим свои гипотезы. (Демонстрация сведений по электронному приложению к учебнику «Окружающий мир. 3 класс) -Ребята, сегодня у нас не простой урок. Вы себя сегодня почувствуете в роли исследователей, а наш класс превратится в учебную лабораторию. | Воздух Ветер Учащиеся путём предположения, работы в группе формулируют тему урока. |
3. Актуализация знаний и умений | Обеспечить воспроизведение опорных знаний | На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями, которые будут использованы нами в исследовании. Поэтому, прежде необходимо повторить изученный материал. Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы. Смарт-тестирование. – Включите ваши пульты. Вопросы тестирования: Как называют ученые окружающие нас разные предметы? Из чего состоит тело? Из каких частиц состоит вещество? Из каких частиц состоят молекулы? Одинаково ли расположены молекулы в твердом, жидком и газообразном состоянии? Твердые тела сохраняют форму и объем? Жидкие тела сохраняют форму? Газообразные тела сохраняют форму и объем? Анализ результатов тестирования показал, что……. | Тела Из вещества Молекул Атомов Нет Да Нет Нет |
4. Изучение нового материала | Обеспечить восприятие и осмысление знаний и способов действий | - А кто знает, из чего состоит воздух? Работа по учебнику с.59. - Прочитайте внимательно текст, найдите информацию, о которой не знали раньше. - Что нового узнали из текста? Состав воздуха - Что же такое воздух? (Использование электронного приложения к учебнику). Учитель показывает круговую диаграмму состава воздуха. - Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода, углекислого газа. - Посмотрите на диаграмму. Какого вещества в воздухе больше всего? - Как вы думаете, какой из газов наиболее важный для человека и всего живого на Земле? - Ребята, именно кислород поддерживает горение. При прекращении доступа кислорода огонь гаснет. Для чего это может пригодиться? - Действительно, без кислорода не может жить ни человек, ни животные, ни растения. | предположения детей Слой воздуха, окружающего Землю называется Атмосферой. Толщина её достигает более 1000 километров. Воздух не улетает от Земли, так как она притягивает его к себе, как любое тело. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она защищает Землю от метеоритов, рассеивает солнечные лучи, которые иначе сожгли бы Землю и всё, что на ней находится. |
4. Физ. минутка | Снять усталость и напряжение | Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. Мышки прячутся во ржи. Как увидеть их, скажи? В норке прячется полёвка. Покажись, скорей, плутовка! Мы взбираемся на холм, И немного отдохнём. | (Дети плавно качают руками над головой.) (Потягивания — руки вверх.) (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) (Приседания.) (Ходьба на месте.) (Дети садятся за парты.) |
5. Изучение нового материала (продолжение) | Обеспечить восприятие и осмысление знаний и способов действий | Воздух и его свойства. Наличие воздуха . Демонстрация опытов. Учитель показывает пустую пробирку. - Что в этой пробирке? - Давайте проверим, действительно ли там ничего нет. (Учитель берёт пробирку и топит её в стакане с водой). - Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, что «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки? - Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на Земле. Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с воздухом, узнаем о его свойствах. Работа в группах. Опыт 1. Положите на край стола лист бумаги и тетрадь. Возьмите книгу и толкните ею тетрадь так, чтобы тетрадь толкнула лист бумаги, так чтобы лист упал на пол. Ответь на вопрос: что столкнуло лист бумаги на пол? Положите снова бумагу на стол и взмахните над листом книгой так, чтобы лист снова упал. Подумайте, что теперь толкнуло лист на пол. Вывод: воздух находится везде Свойства воздуха. - Понюхайте воздух? Есть ли у него запах? Вывод: воздух не имеет запаха. Прочитаем текст на стр.60 (пункты 1-2). -О каких свойствах воздуха узнали? - Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? - Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» - думали они. Но произошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра. - Как вы думаете, что было изобретено? (На доске изображение парусной лодки, ветряной мельницы). - Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов. - Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм. - Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы? Опыт 2 (проводит учитель): нагревание колбы с трубкой. Вывод: при нагревании воздух расширяется. - Когда люди заметили, что горячий воздух поднимается вверх, решили использовать это свойство для подъёма вверх различных предметов. (Просмотр развивающего видеофильма «Монгольфьер» http://www.youtube.com/watch?v=GY6j8HXju_w) - Русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения. - Как вы думаете, какой главный недостаток у воздушного шара? - Ученые мечтали создать управляемый летающий аппарат. Вскоре он был изобретен, и назвали его аэростат. (На доске изображение аэростата). - Он был оснащен рулём, и гребным винтом - Какое свойство воздуха использовали люди для создания воздушного шара, аэростата? Опыт 3. - Положим на колбу холодную тряпку. Что заметили? Вывод: при охлаждении воздух сужается. Прочитаем рассказ "Невидимое сокровище" в книге А.А Плешакова "Великан на поляне". - Что же способно восстанавливать кислород? Что для этого необходимо делать человеку? Работа по рабочей тетради с. 43. Свойства воздуха: | Ничего нет Воздух Запаха нет Прозрачен, бесцветен Начинается ветер Корабль с парусом, мельница Движения воздуха – ветер Им нельзя управлять, он летит только в ту сторону, куда дует ветер Свойства горячего воздуха Практическая работа по определению наличия воздуха. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдениях перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы. Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения. |
6. Итог урока. Рефлексия | Проанализировать и оценить успешность достижения цели. | - Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью оценочного лист. Дайте ответы на вопросы. а) Всё ли получилось? б) Справился ли с заданиями? в) С чем поработаю ещё? - Что нового вы узнали на нашем уроке? - Что было самым интересным? - Какое значение для живой природы имеет воздух? - Какое значение для хозяйственной жизни людей природы имеет воздух? - Назовите свойства воздуха. - Какой вид работы на уроке вам понравился? - О чем бы вы рассказали сегодня дома? - Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания? | Дети проводят самооценку, приводят примеры применения полученных знаний в жизни. |