Номинация | Технологическая карта урока, направленного на формирование (развитие) профессиональной ориентации и (или) самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Автор | Б Вагина Елена Александровна, учитель начальных классов. |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 2 класс |
Продолжительность занятия | 40 минут |
Т Тема урока | «Заглянем в кладовые Земли» |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Цель урока | Создать условий для формирования у учащихся представления о горных породах и минералах, их разнообразии и значении для человека. |
Задачи урока | Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием горных пород и минералов; определять значение горных пород и минералов для человека.. Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, связной речи. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся познакомятся с горными породами и местами их образования; научатся определять некоторые виды горных пород и минералов, осознают значение горных пород и минералов для людей; научатся формулировать выводы и обобщения. Формируемые УУД - Личностные - Регулятивные - Коммуникативные - Познавательные |
Образовательные ресурсы и средства обучения: | - Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; - Презентация «Кладовые Земли» - Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 1-ая часть; - Рабочие листы с названиями профессий; - Предметные картинки; -Образцы горных пород; -Лупа |
Методы и формы | Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. |
Организационная структура урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся с ОВЗ | Планируемые результаты урока (УУД) |
Организационный момент |
- Добрый день, ребята! Я рада, что сегодня такой чудесный день! -Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. | Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность. |
Актуализация знаний |
-А поможет нам в этом картинка. -Что делают герои всем нам известного мультфильма «Кот Леопольд»? СЛАЙД 1 - Сегодня на уроке мы тоже отправимся искать клад. -Что же мы с собой возьмем? СЛАЙД 2 -Итак, мы снарядились. Можно оправляться. Посмотрите на экран. Куда мы отправляемся? СЛАЙД 3 | Дети рассматривают на слайде картинку из мультфильма. -Ищут клад Слушают учителя. -Палатку, лопату, сумку, компас. -Под землю | Регулятивные:уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные:осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. |
Определение темы урока и постановка учебной задачи |
-На уроке мы заглянем в кладовые Земли. -Как вы думаете, что мы можем увидеть под слоем земли? | Дети слушают. Дети высказывают свои предположения. | Регулятивные:определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их. Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Изучение нового материала |
-Отгадайте загадки. Начальные представления о горных породах. СЛАЙД 4 Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. -Для чего нам нужны эти предметы? -Возьмите в руки лупу и приготовьте камень-гранит, который вы видите на парте, работаем в паре, помогаем друг другу. Откройте учебник на с.44. - Посмотрите, вы видите цветные зерна - это минерал полевой шпат. Вы видите полупрозрачные зерна - кварц, видим черные зерна - слюда. -Посмотрите в учебнике изображение этих камней. Называются правильно-минералы. Все эти 3 минерала образуют гранит. -Посмотрите еще раз на слайд. - Какое общее название можно дать этим предметам. СЛАЙД 5 -Прочитайте на экране название. Правильно, все эти предметы-это горные породы, которые мы можем увидеть под слоем земли. -Почему горные породы? Прочитайте в учебнике | Слушают загадки и отгадывают. песок глина мрамор -Из глины изготавливают посуду, песок и мрамор нужен для строительства. Работа в парах - практичека работа. Открывают учебник с.44. Высказывают свои предположения. Открывают учебник с.45,читают текст по цепочке. Горные породы можно увидеть в горах, повсюду, но скрыты слоем почвы. | Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты. Коммуникативные:умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. |
Физкультминутка |
Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети (Присели.) А потом все дружно встали, Великанами мы стали. (Встали.) Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.) Ногами топаем! (Топаем ногами.) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.) | Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием. | Регулятивные:принимать и сохранять поставленную задачу. |
-Какой горной породой знаменито наше село? Как называется это предприятие. -Как же добывают мрамор? (Приложение 1) -Посмотрите на доску. Попробуем расставить картинки по порядку. Какая машина нам помогает выпилить кусок мрамора? Называется такая машина-камнерезная. -Как выпилили кусок мрамора, грузят на белаз. -Белаз везет мрамор на завод В цехе по обработке мрамора выпиливают изделие. -Попробуйте подобрать к каждой картинке профессию человека, который задействован в процессе.(Приложение 2) 1- выпиливание куска мрамора - машинист камнерезной машины. 2- погрузка на белаз - водитель 3- обработка мрамора – фрезеровщик -Кто такой фрезеровщик? 4- изготовление изделий - камнетес -Что можно изготовить из мрамора? | Мрамор. Рассказ 1 ученика о своем папе, который добывает мрамор. ЗАО «Коелгамрамор» Расставляют картинки по порядку. 1- выпиливание куска мрамора 2- погрузка на белаз. 3- обработка мрамора. 4- изготовление изделий К каждой картинке подбирают название профессии. 1- машинист камнерезной машины 2- водитель 3- фрезеровщик. 4- камнетес Ответы детей. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты. Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Закрепление изученного материала |
- Посмотрите на листочки на партах. Для чего нам нужен мрамор? -Различные фигуры, дома, храмы – строят части из мрамора. Состав краски, лаки, зубной пасты, порошки, резина, пластмасса-добавляют мраморную пыль. -Раскрасьте в парах эти предметы.(Приложение 3) -Мы можем сделать вывод что без мрамора …..?(не было бы многих предметов) - Какой клад спрятан под слоем почвы?(горные породы, которые использует человек). | Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания. Раскрашивают. | Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде. |
Подведение итога урока |
-Какой клад спрятан под слоем почвы? - Какую тему мы сегодня изучили? - Что вас заинтересовало на уроке? | Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, формулируют выводы. -Горные породы и минералы. -Заглянем в кладовые Земли Высказывания детей. | Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы. Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. |
Рефлексия |
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. 1. Если вы хорошо работали, всё поняли и у вас всё получилось, поднимите улыбчивый смайлик 2. Если у вас что-то не получилось, но вы все- таки старались, работали на уроке поднимите серьёзный смайлик. 3. Если у вас совсем ничего не получилось, и вы ничего не поняли поднимите грустного смайлика. Не отчаивайтесь! В следующий раз у вас все получится. | Дети оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов. | Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Личностные:самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание |
Учитель объясняет домашнее задание. -Прочитать в учебнике статью «Моя коллекция» стр.46 -47 , ответить на вопросы с.47 | Учащиеся записывают домашнее задание. | Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу. |