1. Мотивация, самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, меня зовут Маргарита Юрьевна, и сегодня урок проведу у вас я. Начинается урок. Он пойдет вам, дети, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | - здороваются с учителем, проверяют свою готовность к уроку | К.1 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Давайте начнем наше занятие с повторения ранее изученного материала. На ваших столах лежат карточки с ответами, вам нужно внимательно послушать вопросы и подчеркнуть правильный ответ. (1. Летопись – это: А) запись важнейших событий Б) первая рукописная книга В) славянская азбука 2. Славянскую азбуку создали: А) Минин и Пожарский Б) Кирилл и Мефодий В) Геродот и Нестор 3. На Руси первые книги писали на: А) бересте Б) папирусе В) пергамене 4. В каком веке Русь разделили на несколько княжеств? А) Х Б) ХII В) ХV 5. Что такое вече? А) собрание всех горожан Б) дружина князя В) охота 6. Кто крестил Русь? А) Олег Б) Владимир В) Рюрик 7. Крещение Древней Руси произошло в… А) 982 Б) 862 В) 988 8. Чем славился город Киев? А) Софийским собором и Золотыми воротами Б) Кремлем В) Деревянными мостовыми - Кто выполнил тест, поднимите руку. Пару работ возьму на проверку и поставлю оценки. (1- А, 2- Б, 3- В, 4- Б, 5- А, 6- Б, 7- В, 8- А) - Молодцы, вы хорошо справились с этой работой. | - выполняют задание индивидуально | П.1 |
3. Выявление места и причины затруднения в пробном действии | - Предлагаю вспомнить еще несколько событий истории Древней Руси. 1) От каких славян произошли русские, белорусы и украинцы? 2) Как называлась первая столица Древней Руси? 3) Как называлось войско князя? 4) Как звали князя, при котором было принято христианство? 5) Кто создал славянскую азбуку? - Молодцы, вы на все вопросы ответили правильно. -А кто знает как назывались времена, когда на русские земли нападал враг? - Верно, кто уже догадался о чем сегодня будем говорить на уроке? - Предлагаю просмотреть видео (0 - 7 мин 30 сек) - Откройте учебники на с.59. Прочитайте внимательно текст. Ответьте на следующие вопросы: 1. Кто же такие монголы? Какой хан возглавил войско завоевателей? 2. Какое княжество первым подверглось удару? Почему она пала? 3.Какие еще города подверглись нашествию? 4. Что вы можете сказать об обороне Козельска? - Давайте проследим по карте, которая выведена на слайд, нашествие Батыя. Один ученик выйдет и покажет всему классу. 1 слайд - Как вы думаете, только ли монголы хотели завоевать Русские земли? - Давайте продолжим смотреть видео и выясним, кто еще нападал на Русь. (7 мин 30 сек – 9 мин 40 сек) - Невский сказал после битвы такую фразу, которая стала крылатым выражением: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет». Как вы понимаете смысл этой фразы? - Верно. Означает то, что русский народ ни на кого первым не нападает, но и самих себя в обиду не даст. - Вспомним 22 июня 1945 года. Ведь не русские объявили войну Германии, а немцы напали на территорию России. Но несмотря ни на что, наши герои и защитники сумели преодолеть все трудности военного времени. И нам следует не забывать, гордится подвигами своих прадедов и дедов, прабабушек. В этом году, мы отмечаем 75-ую годовщину победы. И с каждым годом ветеранов становится меньше, но мы должны помнить и гордиться героями, которые достойно смогли защитить Родину. Физминутка Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. - Садитесь на свои места и продолжим работу. - Какие же испытания обрушились на Русь в 13 веке? - С какой целью люди воюют? | - от восточных - Киев - дружина - Владимир - Кирилл и Мефодий - высказывают свои мнения - о трудных временах на Руси - смотрят видео, запоминают основные моменты - работают с текстом учебника - монголы – кочевые племена. Хан Батый возглавил войско. - Рязань. 5 дней защитники держали оборону, но на 6 монголы разгромили сожгли город. - Владимир, Козельск и другие города. - длилась оборона 7 недель, жители города стойко и упорно сопротивлялись и из-за этого город прозвали злым. - работают с картой - ответы детей - высказывают свои предположения и то, как они понимают значение фразы - выполняют движения физминутки - нашествие Батыя, Невская битва, Ледовое побоище - чтобы завладеть территорией, присвоить чужие богатства. | П.1 П.2 П.3 К.2 К.4 Л.2 Р.1 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Посмотрите на слайд. Вам нужно разгадать кроссворд, чтобы прочесть ключевое слово. Работать будем вместе. Слайды 2-8 (1. Имя новгородского князя, получившего прозвище Невский… 2. Денежный побор, который выплачивала Русь… 3. Название государства монголов… 4. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев… 5. Синоним слова «бой»… 6. Река, на которой 15 июля 1240 года были разбиты шведы…) - Какое слово получилось? - Знаете что оно обозначает? (Калита – кожаный мешочек для хранения денег, который прикрепляли к ремню) - На Руси был московский князь Иван Данилович и прозвали его Калита. А почему его так прозвали мы узнаем чуть позже. | - разгадывают кроссворд - алеКсандр - дАнь - зоЛотая орда - клИн - биТва - невА - Калита - высказывают свои предположения | К.1 К.2 Р. 3 Л.2 |
5. Первичное закрепление | Рассказ учителя - Я вам расскажу немного о том, как возрождалась Русь после войн и битв. Несчастья, обрушившиеся на русские земли не сломили людей. На родные земли возвращались уцелевшие жители, нужно было налаживать жизнь заново. Более безопасными стали северо-восточные земли, которые располагались далеко от Орды. А именно такие города, как Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь и Ярославль. Природа давала все необходимое для жизни – земли, удобные для обработки, леса, обильные дичью, а так же реки и озера, богатые рыбой. Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми, ставили новые города и крепости, возрождали прежние ремесла. Особенно ценился труд мастеров, которые изготавливали доспехи и вооружения – лучники, кольчужники, щитники, а так же и искусные кузнецы, сапожники, плотники. Процветала и торговля, которая была прибыльной. Возникали новые монастыри. - Кто знает и может сказать, какой монастырь был построен возле города Радонежа? Слайд 9-10 - Верно, основал его Сергий. Добрым старцем был, всегда помогал своим словом, никому никогда не отказывал. Обитель, основанная им, прославилась по всей Руси. - Что вы запомнили из моего рассказа? | - слушают рассказ учителя, анализируют - Троицкий - ответы детей | К.2 К.4 П.2 П.3 |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Молодцы. А теперь узнаем, почему же князь получил прозвище Калита. Откройте учебники на с. 66-67. Прочитайте текст, затем проанализируем, ответив на вопросы. 1. Почему князя называли Калитой? 2. Как при Иване стали называть крепость? 3. Какими стенами его обнесли? 4. Какой головной убор в наследство от Ивана Даниловича получили московские князья? Зачитайте как она выглядела. - Верно, ребята, вы отлично справились с этим заданием. | - на поясе он всегда носил кошель с деньгами (который по-древнерусски назывался – калита) из которого подавал нищим. - Кремль - дубовыми - золотую шапку. 8 золотых пластин, покрытых тоньчайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами. Она увенчана крестом. | П.2 К.2 К.4 Л.2 |
7. Включение в систему знаний и повторений | - А как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? – Народ должен помнить своих героев и их подвиги. Ведь говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны. | - высказывают свои мнения, слушают мнения одноклассников | К.1 К.3 Р.2 П.3 |