СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства нашего края», 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята на этом уроке получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства нашего края», 4 класс»

Урок окружающего мира (УМК «Школа России »)

Тема: «Водные богатства нашего края», 4 класс

Учитель: Косменюк Н. А.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.

2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.

3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.

4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.

5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; презентация; карта Оренбургской области схемы реки, озера, моря, раздаточный материал, карта Гайского района (река Урал выделена), карта Ириклинского водохранилища; видеофильм «Моря России. Белое море», карты разных районов Оренбургской области, пазлы (разрезанные картинки с изображением реки, озера , моря (водохранилища)

Технологии: АМО-технологии по структуре урок делится на логически связанные фазы и этапы, которые обеспечивают целостность и системность образовательного процесса), ИКТ-технологии с использованием проектора, элементы проблемно-исследовательского обучения, развивающее обучение.

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.


1) Инициация (приветствие, знакомство).

Метод «Поздоровайся глазами».


2 мин

Звучит песня об Оренбургской области.

Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, что вы желаете им добра, улыбнитесь.

-Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Пожелаем друг другу здоровья. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй ( всей ладонью)

- Я тоже хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

В мире много интересного, нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

2)Вхождение или погружение в тему (определение целей урока).

2 мин













9 минут

Слайд - песочные часы/ музыка





Песочные часы

Метод «Инструментальный пазл».

- Из музыкального сопровождения вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Мы должны вспомнить то, что мы изучили по теме и , конечно, познакомиться с чем-то новым.

- Но вот в чём беда тема, с которой я хотела вас познакомить, таинственным образом пропала с доски. А вместо неё остались лишь осколки льдинок.

- Готовы ли вы отправиться в путешествие и отыскать ТЕМУ?


- Тогда вставайте из-за парт, каждая команда берётся за руки - у нас получится сверхскоростная машина с тремя двигателями. Каждая команда - это двигатель. Закройте глаза, мы отправляемся в путешествие (музыка)

- Открываем глаза. Поздравляю вас! Мы с вами сегодня путешествуем по нашей родной Оренбургской области.


- Каждый стол - это комната со своей тайной. Вы должны побывать во всех 3-х комнатах и в каждой выполнить своё задание. Будете двигаться по часовой стрелке. В каждой команде - свой капитан.

Когда задания будут выполнены, вы сможете раскрыть тайну - узнать название новой темы.

Но будьте внимательны: время в каждой комнате ограничено. Вы можете выполнять задания, пока не зазвенит колокольчик.


Детям предлагается выполнить 3 задания (Приложение 1). Каждая группа выполняет эти задания в своей последовательности. В результате выполнения группа получает подсказку. Таким образом, у каждой команды получается своя картинка.

Задания составлены на основе материала полученного детьми на предыдущих уроках. Проверка с показом на доске (Оренбургской области)

3)Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).

-Ну, вот вы и вернулись на свои места. Сложите пазлы.

-Что получилось? (схемы: река, озеро, море)

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

-Каковы цели нашего урока?

Водные богатства нашего края

-Что вы ожидаете от урока?

(Какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? из каких частей состоит река? Хочу научиться сравнивать водоёмы. Какие водоемы есть в нашем крае?)

Слайд. Карта Оренбургской области


Фаза 2. Работа над темой


Этапы:

1) Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации).












«Инфо-угадайка»














Физминутка

- Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нём?

- А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом на глобусе обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода?

- А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия)

- Какая вода в наших водоемах?

- А где вода соленая? (в морях и океанах)

- Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению.



- На какие группы разделим? (естественные и искусственные)

- Что это значит «естественные»? (Созданные природой)

-Что значит искусственные? (Созданные человеком)

Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным?

- Все ли из естественных водоемов есть у нас в Оренбургской области?

- А как вы думаете, чего у нас на карте больше рек или озер?

Как вы думаете, о чём говорят эти числа:

  1. 3492 РЕКИ

  2. 5700 ОЗЁРА

  3. 0 МОРЕ

- Рассмотрите карту Оренбургской области. (Вывод: озёр больше)

- А какие части реки вы помните? Давайте вспомним схему реки.

  • Как называют место, где река берет свое начало?

  • Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми)

  • - Молодцы, вспомнили.

- А расскажите мне, как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

- А что скажете про море?

(Под тихую музыку моря). Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.


3) Проработка содержания темы (групповая, парная работа).



«Научный эксперимент» (исследование)

Правила работы в группе: (на доске)

1. Уважать мнение товарищей

2. Слушать и слышать друг друга

3. Не обижать и не обижаться

4. Быть внимательным

5. Участвовать всем


Работа в группах (5 минут) Приложение 2

Отчёт

1 группа. Реки Оренбургской области. Река Урал (карточка+ карта р. Урал)

2 группа. Озёра (карточка+ Атлас Оренбургской области)

3 группа. Ириклинское водохранилище (карточка + карта)

А отчитываться вы будете в таком порядке: отгадываете загадку про водоём, с которым работали и выходите, отчитываетесь. На слайдах- родные кадры.

Проверка. 1 группа (р. Урал)

Задание: 1. найти притоки реки Урал.(Притоки реки: Сакмара и Илек, Большой Кизил, Тана)

2. Отметить правый берег и левый берег.



Найдите на карте самые крупные реки Оренбургской области.







Проверка. 2 группа (озеро Шалкар-Ега-Кара)


С реками и озёрами мы поближе знакомы, но и Ириклинское водохранилище находится не так далеко, как озеро «Шалкар-Ега-Кара». Хотите узнать о нём больше? Видеофильм




Проверка. 3 группа (Ириклинское водохранилище)


Сто ручьёв

С горы сбежали,

Под горою —

Морем стали.

(Водохранилище)






С реками и озёрами мы поближе знакомы, но и Ириклинское водохранилище находится не так далеко, как озеро «Развал». Хотите узнать о нём больше?


-Что узнали или что вас поразило?

В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.



Какое значение у водных богатств?



- Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы, связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты) (СЛАЙД )


- Предлагаю вас составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться?

ПАМЯТКА

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.


Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.


1)Эмоциональная разрядка

Метод сигнальных карточек «Светофор»

Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь. Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь.

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).














Метод «Все дело в шляпе» (вместо шляпы использовала штурвал)



Д/з

- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

Значение водоёмов велико (СЛАЙД)


- Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть её.

- Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в группах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным?

- Что на уроке получалось хорошо? - Над чем еще нужно поработать?

Продолжаем работать над проектом «МОЯ РОДИНА – Оренбургская область (ребятам выдан план работы над страничкой проекта, который называется так же, как и тема урока), даны пояснения, как можно оформить работу


Спасибо за урок! Любите и берегите наш край!



Приложения

Приложение 1.

Задания для групп

№1

Из списка найдите название городов Оренбургской области.

Абдулино Владимир Бугуруслан Москва Бузулук Углич Гай Кувандык Медногорск Самара Новотроицк Иваново Оренбург Новгород Орск Соль-Илецк Ростов Сорочинск Суздаль Ясный Кострома



Всего городов в Оренбургской области –





№2

Естественные

Искусственные

















№ 3

«Составьте рассказ»

Оренбургская область находится на юго-востоке ……………………………………………

Слева, на западе, Оренбургская область граничит с …………………………………………..

На востоке Оренбургская область – с ………………………………………… областью,

на юге — с ……………………………….

А если поехать на север, то мы попадем в …………………………Республику ________________ .



Приложение 2

Задание группе №1



  1. Запишите самые крупные реки Оренбургской области:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________



  1. Опишите реку Урал:

-куда впадает_______________________________________________

-использование человеком____________________________________

3. Задание: 1. найти притоки реки Урал. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Отметить на карте правый берег и левый берег.



Задание группе №2



1. Запишите самые крупные озёра Оренбургской области:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________





2.Найдите на карте озеро Шалкар-Ега-Кара.

Расскажите о них.

- Размеры_______________________, площадь-_______________________

Достопримечательности:__________________________________________

Крупнейшее озеро Оренбургской области. Оно расположено на востоке Светлинского района, недалеко от границы с Казахстаном. Водоём имеет форму почти ровного круга, диаметром около 11 километров и длинной береговой линии почти 96 километров.

Озеро простирается на площади немногим более 9 тыс. гектар, его средняя глубина редко превышает 50 см, максимальная же - 90 см, но во время разлива она может увеличиться до четырех метров. Абсолютная высота - 299 м.

C казахского "Шалкар-Ега-Кара" переводится как "Озеро у высокого холма". В настоящее время озеро является гидрологическим памятником природы и охраняется государством.

Подпитывается озеро водами из ближайшей реки Буруктал, но только во время весеннего ее разлива. Из-за этого озеро пересыхает раз в 10 лет, и полностью промерзает раз в 3 года.

Во времена засушливых периодов водоем пересыхает и образуются несколько более мелких озер, начинает активно расти камыш. Дно озера покрыто глиной и илом, вода по большей степени прозрачная.



Задание группе №3



1. Запишите водохранилища Оренбургской области:

__________________________________________________________________



2. Найдите на карте _________________________водохранилище

- Размеры_______________________, площадь-_______________________

Достопримечательности:__________________________________________

Ириклинское водохранилище – самый крупный искусственный водоём Южного Урала.


Водохранилище возникло при строительстве плотины Ириклинской гидроэлектростанции, пущенной в 1958 году.


Помимо выработки электроэнергии, решалась задача надёжного водоснабжения промышленных предприятий и населённых пунктов. Ириклинское водохранилище снабжает водой города Орск и Новотроицк.



Протяжённость водохранилища с севера на юг -73 км., протяжённость береговой линии около 415 км. Средняя глубина 12 м, при максимальной глубины у плотины – 38 м. Площадь – 262 км2



Водохранилище — искусственный (рукотворный) водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для регулирования воды в реке в целях её использования в народном хозяйстве.