СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "Природные сообщества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта  урока позволяет применить ее на уроках окружающего мира и для внеурочного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "Природные сообщества"»

Технологическая карта урока (учебного занятия)


ФИО учителя: Васильева Людмила Ивановна

Предмет:окружающий мир

Класс: 3 класс      

Тема урока: Природные сообщества                   

Тип урока:урок изучения новых знаний

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные: знать понятие «природное сообщество», уметь работать со схемами.

Метапредметные:

Обучающийся получит возможность научиться:

- формировать умения строить логические рассуждения;

- делать умозаключения;

- обосновывать правильность или ошибочность результата;

-умение логически рассуждать;

- организовывать и строить учебное сотрудничество;

- умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные: формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира,понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные: находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи, проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям.

Средства обучения:мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, клей, ножницы, цветные карандаши, колонки, меловая доска,наглядные пособия, учебник

Формы работы на уроке :фронтальная, групповая, парная работа.








Характеристика этапов урока:


Название, содержание и цель этапа урока1

Деятельность педагога2

Деятельность учащихся

Этап целеполагания


Цель для учителя: способствовать

созданию условий для эффективной

работы на уроке.


Цель для учеников: подготовиться к

мыслительной деятельности и

продуктивной работе; позитивно

настроиться на урок.


-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть.Проверьте рабочее место, всё ли в порядке. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

- У каждого из вас есть лепестки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета)

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Помните, что красота цветка зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

- Я желаю всем проявить активность , настойчивость в познании нового, желаю приятного общения, успехов на уроке.

Задачи этапа:

- приведение класса в "рабочее состояние":

проверка внешнего вида учащихся, готовности их рабочих мест;

- подготовить учащихся к уроку, эмоционально настроить, мотивировать.

Приветствуют учителя.

Проверка готовности.

Посадка.

Показывают ладошки.



Выбирает лепесток понравившегося цвета.

Проверка домашнего задания


Цель для учителя: контроль

знаний по теме: "Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных", выяснить степень

усвоения учащимися изученного

ранее материала, определить

типичные недостатки в знаниях;

устранить пробелы.

Цель для учеников: проявлять

быструю реакцию в ситуации

проверки домашней работы;

грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос; развивать

устную речь.

-Ребята посмотрите на доску, ответьте на вопрос .

Слайд 1.












- Проверьте себя .Слайд-проверка












- Ответьте на второй вопрос. Почему многие виды диких животных становятся редкими?

Слайд-проверка

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?

Слайд проверка

- Что люди делают для охраны животных?

Слайд -проверка

-Покажите выполненные карточки дома .Придумали, зарисовали , свой знак охраны природы?

-Покажите выполненную работу соседу по парте.

-Дома вы подготовили сообщения по трём темам на выбор :о роли животных в природе и жизни людей; бережное отношение человека к животным;охрана животных.

-На доске расположены карточки с названиями тем, подойдите к той табличке к которой соответствует ваше сообщение.

-Молодцы. Предлагаю создать книгу «Роль животных в природе и жизни людей».

- Ребята, посмотрите, у нас образовались новые группы, в которых мы продолжим работу на уроке.

Задачи этапа:

- проверить уровень усвоения учащимися знаний по теме: "Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных";

- выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся;

- устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы;

- подготовить к усвоению нового учебного материала.


Участвуют в круговороте веществ.Помогают человеку в деятельности, например обработка почвы, перевоз грузов (лошади).

Служат звеньями пищевой цепи .

Преобразуют среду обитания.

Участвуют в почвообразовании.

Служат домашними питомцами.

Являются источником молока, мяса, шерсти, меха, шкур.














Потому что люди разрушают естественную среду обитания животных.

Загрязнение почвы, воды,воздуха.

Неограниченная охота и вылов рыбы.















Не разорять гнёзда птиц.

Не беспокоить диких животных.

Оберегать лес. Не шуметь в лесу.

Не брать диких животных к себе в дом.








Создают заповедники, парки.

Ограничение или запрет на охоту редких животных и ловлю рыбы, особенно в нерест.

Подкармливать птиц зимой.









Учащиеся показывают выполненное задание друг другу.













Учащиеся выходят к доске с

подготовленными сообщениями для

проверки домашнего задания.

Распределяются на группы по

определяемому признаку.

Рассаживаются по группам, на

которые они распределились при

помощи выполнения домашнего

задания.


Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы


Цель для учителя: способствовать

созданию проблемной ситуации

для постановки учебной задачи;

мотивировать познавательную

деятельность учащихся

посредством различных вопросов.


Цель для учеников:

проанализировать, сравнить,

сопоставить, объяснить общую

информацию по теме.

-
Ребята, посмотрите на доску и скажите, что здесь изображено.

- Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворды, то узнаете ключевое слово. А ключевое слово кроссворда поможет открыть нам тему сегодняшнего урока.

- Хотите узнать, о чем мы будем говорить на уроке?

- Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд.


- Назовите ключевое слово кроссворда.

- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(креплю на доску тему урока «Природные сообщества»)

- А вы знаете, что это такое?

- Дети, давайте сформулируем цели нашего урока.(после ответов детей вешаю на доску цели урока)

Цели урока:

  1. Определение слова сообщество .

  2. Виды.

  3. Значение.

- А как вы понимаете слово сообщество? Попробуйте объяснить.

- У вас разные мнения. Где мы можем себя проверить?

Задачи этапа:

- подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач; -

определить тему и цели урока;

- формировать свое отношение к обсуждаемому вопросу;

- искать и выделять необходимую информацию;

- разработать план учебных действий по достижению целей урока.








Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда.



















СООБЩЕСТВО

Дети высказывают свои предположения.

С помощью учителя формулируют тему урока: «Природные сообщества»


С помощью учителя ставят цель урока.



-Эти знания можно получить из

учебника, книги, спросить у

учителя.

Освоение новых знаний и способов деятельности 

Цель для учителя: подготовить

учеников к продуктивной работе

на уроке; создать содержательные

и организационные условия для

восприятия и осмысления

учащимися изучаемого материала

через работу на уроке.

Цель для учеников:

самостоятельно перерабатывать

информацию из различных

источников; фиксировать

результаты работы, с дальнейшим

представлением для всех

учащихся; уметь кратко обобщать

новый материал, формулировать

основные выводы и

закономерности; находить ответы

на вопросы при объяснении нового

материала.

-Кто хочет найти значение данного слова в учебнике?

(открывают страницу 34 учебника)

-Узнаем, какое определение даётся в толковом словаре русского языка С.И.

Ожегова.

Из словаря: СОО́БЩЕСТВО, -а, ср.

1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Международное сМировое с. (страны всего мира).

2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (спец.). Муравьиное с.

• В сообществе с кем, предл. с твор. (книжн.) то же, что совместно с кем-н.

- Итак , мы выяснили, что это растительные и животные организмы , которые живут вместе.

- Сегодня на уроке, вы познакомитесь с некоторыми природными сообществами.

-Откройте учебник на стр. 34-35. Рассмотрим рисунки.

Вы будете работать по группам. Каждая группа будет изучать одно сообщество,

а какое сообщество вы будете изучать, вы узнаете если отгадаете загадки.

(Каждая группа отгадывает загадку о природном сообществе и получает конверт с его названием с заданием.)


Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Дом этот не простой,

он дремучий и густой


На нём растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер, кашка!

Что ещё? Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ, как ёлка.

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!


Какое море за селом

Волнует ветерок? -

В нём волны можно собирать,

Укладывать в мешок.


Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды -

В нём всё отражается ...

Как это зеркало называется?


Текст видео: Каждый уголок нашей земли прекрасен. недаром многие писатели, поэты и художники воспевают красоту родного края. Посмотрите внимательно на картины, которые написал Исаак Ильич Левитан: заросший пруд, избушка на лугу, осиновый лес. Как вы думаете, что общего между этими картинами? Луг, лес, пруд- это природные сообщества, которые мы с вами будем изучать.
В природе все организмы взаимодействуют друг с другом, образуя большие сообщества.
В каждом сообществе присутствует много разнообразных растений, животных, микроорганизмов. Все живые организмы приспособились к конкретным природным условиям. Понятие о природных сообществах ввел русский ученый Владимир Николаевич Сукачев. Он же определил структуру природного сообщества, выделив в ней четыре звена. Первое звено представлено факторами неживой природы: свет, влажность, температура, состав почвы определяют, каким будет на этой территории растительный и животный мир. Второе звено- это растительный мир. зеленые растения в любом сообществе создают органическое вещество. Третье звено представлено животными, которые питаются органическими веществами. К четвертому звену относятся бактерии, грибы, дождевые черви, которые разрушают органические вещества и превращают их в неорганические. Природные сообщества могут быть разными: океаны и небольшие водоемы, тайга и березовая роща, болото и дубрава. Человек научился создавать искусственные сообщества. К ним относятся поля, сады, аквариумы и даже на космических кораблях созданы природные сообщества для экспериментов.

Задачи этапа:

- мотивировать учащихся для поиска ответов на проблемные вопросы;

-реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового

материала;

- максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и

овладении способами действий;

- обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и

отношений в объекте изучения.

Находят значение слова в словаре

Ожегова. Осуществляют поиск информации в учебнике.









Открывают учебник.

Рассматривают рисунки.



Дети отгадывают загадки.





(Лес)











(Луг)






(Поле)










( Озеро)



Просмотр видеоролика.

















Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала

Цель для учителя: проверить

правильность и осознанность

изученного материала; выявить и

ликвидировать неверные

представления.

Цель для учеников: выполнить

самостоятельно практическую

работу; ставить цели и достигать

их; самостоятельно

перерабатывать информацию и

применять на практике.


Физкультминутка

Мы с вами входим в лес,

Сколько здесь чудес. (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложили назад.


-Проверим, кто сейчас был самый внимательный?

О каком сообществе шла речь при выполнении физкультминутки?

Проектная работа:

- Вы получаете план работы.

- Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.(Раздаю конверты с материалом. )

-Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга.

-Все готовы?

-Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание. (Лес)

-А почему вы поместили туда белку?

-А может белка существовать без леса?

-А какие объекты оказались лишними?

-Почему?



-Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание. (Озеро)

-Какие объекты оказались лишними?

-Почему?



-Предоставляем слово группе, которая третьей выполнила задание. (Луг)

-Какие объекты оказались лишними?

-Почему?


-Предоставляем слово группе, которая последними выполнила задание. (Поле)

-Какие объекты оказались лишними?

-Почему?


- Подумайте и скажите, что объединяет живые существа в природное сообщество?

- Выскажите свои предположения, а я запишу ваши ответы на доске.

- Какова роль растений в жизни животных?

- Какова роль животных в жизни растений?

Выполняют физкультурную

разминку.










О природном сообществе лесе.




Дети распределяют обязанности в группе , работают с планом и выполняют проект.



Рассказ детей.


Рыба.

Она не может жить без воды, водорослей.


Рассказ детей.

Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте.



Рассказ детей.

Белый медведь – т.к. он живёт в Арктике.


Рассказ детей.

Кувшинка – т.к. она живёт воде.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель для учителя: проверить

усвоение учащимися знаний на

уровне применения их в

нестандартных ситуациях.


Цель для учеников: уметь

применять знания в измененных и

новых ситуациях


- Молодцы!

Кроссворд (вешаю на доску и раздаю каждому ребёнку):

-А сейчас отгадаем кроссворд. Отвечаем по поднятой руке.


По горизонтали

4. Организмы, способные из веществ неживой природы производить питательные вещества

7. Организмы-производители моё

8. Зеленые легкие планеты

9. Пространство, заросшее множеством деревьев

По вертикали

1. Организмы-преобразователи

2. Организмы, потребляющие питательные вещества

3. Сильно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями

4. Микроскопические грибы

5. Участок, покрытый травянистой растительностью

6. Организмы- потребители

9. Луг

Задачи этапа:

- обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для

самостоятельной работы по новому материалу;

- обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного

материала, глубины его понимания.

Контроль и самоконтроль, коррекция

Цель для учителя: выявить

качество усвоения учащимися

новых знаний; способствовать

выявлению затруднений.

Цель для учеников: осознать

степень освоения нового

материала, осмыслить ошибки


-Молодцы!

-У вас на столах у каждого лежит лист с таблицей и сигнальные карточки

красного и зелёного цвета. Возьмите их. Ответим на вопросы таблицы.

(Таблица на уроке представляется в виде презентации, с моментальной

проверкой выбранного ответа после каждого вопроса.)

Прочитаем первый вопрос.

-Если вы считаете, что правильный вариант ответа, а)-поднимите красную карточку, если б)-зелёную.

Аналогичная работа по каждому вопросу

-Вы прекрасно справились с заданием! Молодцы!

Задачи этапа:

- закрепить и совершенствовать полученные знания и навыки;

- выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся;

-откорректировать пробелы в знаниях.

Читают вопрос, выбирают вариант ответа.



Ответ демонстрируют сигнальной карточкой.



Проверяют выбор.

Анализируют.


Подведение итогов урока, рефлексия

Цель для учителя:

зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Цель для учеников:

объективно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

-Вернёмся к целям нашего урока.

-Скажите мне определение слова сообщество .

-С какими видами природных сообществ вы познакомились.

- Для чего нам нужны природные сообщества?


-Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас украсить наш класс цветами.

-Те ребята, кто работал активно , всё понял на уроке и сможет объяснить другому - возьмите лепестки красного цвета.

-Те ребята, кто работал хорошо- возьмите лепестки зелёного цвета

- Те ребята, кто старался, но у них не всё получалось - возьмите лепестки жёлтого цвета.

Посмотрите, как красиво стало вокруг.


Домашнее задание:прочитать параграф и ответить на вопросы. Подготовить сообщение о разных видах природных сообществ.

-Поскольку, вы работали сообща в группах, оценивать работы предоставим представителям ваших групп.

-Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо Вам за урок!

Задачи этапа:

- провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

- обеспечить понимание учащихся цели , содержания.

-провести анализ работы на уроке (самоанализ).

- рефлексия.


Отвечают на вопросы учителя.




Самостоятельно определяют уровень рабы , заинтересованности на уроке , выбирают лепесток соответствующего цвета.





Записывают домашнее задание.


1 Зависит от типа и целей урока

2 Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока