Этап целеполагания Цель для учителя: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке. Цель для учеников: подготовиться к мыслительной деятельности и продуктивной работе; позитивно настроиться на урок. | -Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть.Проверьте рабочее место, всё ли в порядке. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится! Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки). Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки). Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! - У каждого из вас есть лепестки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке. Те, кто выбрал красный — желают общаться. Желтый — проявят активность. Помните, что красота цветка зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. - Я желаю всем проявить активность , настойчивость в познании нового, желаю приятного общения, успехов на уроке. Задачи этапа: - приведение класса в "рабочее состояние": проверка внешнего вида учащихся, готовности их рабочих мест; - подготовить учащихся к уроку, эмоционально настроить, мотивировать. | Приветствуют учителя. Проверка готовности. Посадка. Показывают ладошки. Выбирает лепесток понравившегося цвета. |
Проверка домашнего задания Цель для учителя: контроль знаний по теме: "Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных", выяснить степень усвоения учащимися изученного ранее материала, определить типичные недостатки в знаниях; устранить пробелы. Цель для учеников: проявлять быструю реакцию в ситуации проверки домашней работы; грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос; развивать устную речь. | -Ребята посмотрите на доску, ответьте на вопрос . Слайд 1. - Проверьте себя .Слайд-проверка - Ответьте на второй вопрос. Почему многие виды диких животных становятся редкими? Слайд-проверка - Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда? Слайд проверка - Что люди делают для охраны животных? Слайд -проверка -Покажите выполненные карточки дома .Придумали, зарисовали , свой знак охраны природы? -Покажите выполненную работу соседу по парте. -Дома вы подготовили сообщения по трём темам на выбор :о роли животных в природе и жизни людей; бережное отношение человека к животным;охрана животных. -На доске расположены карточки с названиями тем, подойдите к той табличке к которой соответствует ваше сообщение. -Молодцы. Предлагаю создать книгу «Роль животных в природе и жизни людей». - Ребята, посмотрите, у нас образовались новые группы, в которых мы продолжим работу на уроке. Задачи этапа: - проверить уровень усвоения учащимися знаний по теме: "Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных"; - выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся; - устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы; - подготовить к усвоению нового учебного материала. | Участвуют в круговороте веществ.Помогают человеку в деятельности, например обработка почвы, перевоз грузов (лошади). Служат звеньями пищевой цепи . Преобразуют среду обитания. Участвуют в почвообразовании. Служат домашними питомцами. Являются источником молока, мяса, шерсти, меха, шкур. Потому что люди разрушают естественную среду обитания животных. Загрязнение почвы, воды,воздуха. Неограниченная охота и вылов рыбы. Не разорять гнёзда птиц. Не беспокоить диких животных. Оберегать лес. Не шуметь в лесу. Не брать диких животных к себе в дом. Создают заповедники, парки. Ограничение или запрет на охоту редких животных и ловлю рыбы, особенно в нерест. Подкармливать птиц зимой. Учащиеся показывают выполненное задание друг другу. Учащиеся выходят к доске с подготовленными сообщениями для проверки домашнего задания. Распределяются на группы по определяемому признаку. Рассаживаются по группам, на которые они распределились при помощи выполнения домашнего задания. |
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель для учителя: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи; мотивировать познавательную деятельность учащихся посредством различных вопросов. Цель для учеников: проанализировать, сравнить, сопоставить, объяснить общую информацию по теме. | - Ребята, посмотрите на доску и скажите, что здесь изображено. - Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворды, то узнаете ключевое слово. А ключевое слово кроссворда поможет открыть нам тему сегодняшнего урока. - Хотите узнать, о чем мы будем говорить на уроке? - Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд. - Назовите ключевое слово кроссворда. - О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (креплю на доску тему урока «Природные сообщества») - А вы знаете, что это такое? - Дети, давайте сформулируем цели нашего урока.(после ответов детей вешаю на доску цели урока) Цели урока: Определение слова сообщество . Виды. Значение. - А как вы понимаете слово сообщество? Попробуйте объяснить. - У вас разные мнения. Где мы можем себя проверить? Задачи этапа: - подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач; - определить тему и цели урока; - формировать свое отношение к обсуждаемому вопросу; - искать и выделять необходимую информацию; - разработать план учебных действий по достижению целей урока. | Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда. СООБЩЕСТВО Дети высказывают свои предположения. С помощью учителя формулируют тему урока: «Природные сообщества» С помощью учителя ставят цель урока. -Эти знания можно получить из учебника, книги, спросить у учителя. |
Освоение новых знаний и способов деятельности Цель для учителя: подготовить учеников к продуктивной работе на уроке; создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу на уроке. Цель для учеников: самостоятельно перерабатывать информацию из различных источников; фиксировать результаты работы, с дальнейшим представлением для всех учащихся; уметь кратко обобщать новый материал, формулировать основные выводы и закономерности; находить ответы на вопросы при объяснении нового материала. | -Кто хочет найти значение данного слова в учебнике? (открывают страницу 34 учебника) -Узнаем, какое определение даётся в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова. Из словаря: СОО́БЩЕСТВО, -а, ср. 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Международное с. Мировое с. (страны всего мира). 2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (спец.). Муравьиное с. • В сообществе с кем, предл. с твор. (книжн.) то же, что совместно с кем-н. - Итак , мы выяснили, что это растительные и животные организмы , которые живут вместе. - Сегодня на уроке, вы познакомитесь с некоторыми природными сообществами. -Откройте учебник на стр. 34-35. Рассмотрим рисунки. Вы будете работать по группам. Каждая группа будет изучать одно сообщество, а какое сообщество вы будете изучать, вы узнаете если отгадаете загадки. (Каждая группа отгадывает загадку о природном сообществе и получает конверт с его названием с заданием.) Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём. Дом этот не простой, он дремучий и густой На нём растёт ромашка, Лютик едкий, клевер, кашка! Что ещё? Гвоздика, смолка, Колокольчик, Хвощ, как ёлка. Ещё много разных травок У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых! Какое море за селом Волнует ветерок? - В нём волны можно собирать, Укладывать в мешок. Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц и звёзды - В нём всё отражается ... Как это зеркало называется? Текст видео: Каждый уголок нашей земли прекрасен. недаром многие писатели, поэты и художники воспевают красоту родного края. Посмотрите внимательно на картины, которые написал Исаак Ильич Левитан: заросший пруд, избушка на лугу, осиновый лес. Как вы думаете, что общего между этими картинами? Луг, лес, пруд- это природные сообщества, которые мы с вами будем изучать. В природе все организмы взаимодействуют друг с другом, образуя большие сообщества. В каждом сообществе присутствует много разнообразных растений, животных, микроорганизмов. Все живые организмы приспособились к конкретным природным условиям. Понятие о природных сообществах ввел русский ученый Владимир Николаевич Сукачев. Он же определил структуру природного сообщества, выделив в ней четыре звена. Первое звено представлено факторами неживой природы: свет, влажность, температура, состав почвы определяют, каким будет на этой территории растительный и животный мир. Второе звено- это растительный мир. зеленые растения в любом сообществе создают органическое вещество. Третье звено представлено животными, которые питаются органическими веществами. К четвертому звену относятся бактерии, грибы, дождевые черви, которые разрушают органические вещества и превращают их в неорганические. Природные сообщества могут быть разными: океаны и небольшие водоемы, тайга и березовая роща, болото и дубрава. Человек научился создавать искусственные сообщества. К ним относятся поля, сады, аквариумы и даже на космических кораблях созданы природные сообщества для экспериментов. Задачи этапа: - мотивировать учащихся для поиска ответов на проблемные вопросы; -реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала; - максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий; - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. | Находят значение слова в словаре Ожегова. Осуществляют поиск информации в учебнике. Открывают учебник. Рассматривают рисунки. Дети отгадывают загадки. (Лес) (Луг) (Поле) ( Озеро) Просмотр видеоролика. |
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала Цель для учителя: проверить правильность и осознанность изученного материала; выявить и ликвидировать неверные представления. Цель для учеников: выполнить самостоятельно практическую работу; ставить цели и достигать их; самостоятельно перерабатывать информацию и применять на практике. | Физкультминутка Мы с вами входим в лес, Сколько здесь чудес. (Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем - крылья сложили назад. -Проверим, кто сейчас был самый внимательный? О каком сообществе шла речь при выполнении физкультминутки? Проектная работа: - Вы получаете план работы. - Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.(Раздаю конверты с материалом. ) -Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга. -Все готовы? -Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание. (Лес) -А почему вы поместили туда белку? -А может белка существовать без леса? -А какие объекты оказались лишними? -Почему? -Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание. (Озеро) -Какие объекты оказались лишними? -Почему? -Предоставляем слово группе, которая третьей выполнила задание. (Луг) -Какие объекты оказались лишними? -Почему? -Предоставляем слово группе, которая последними выполнила задание. (Поле) -Какие объекты оказались лишними? -Почему? - Подумайте и скажите, что объединяет живые существа в природное сообщество? - Выскажите свои предположения, а я запишу ваши ответы на доске. - Какова роль растений в жизни животных? - Какова роль животных в жизни растений? | Выполняют физкультурную разминку. О природном сообществе лесе. Дети распределяют обязанности в группе , работают с планом и выполняют проект. Рассказ детей. Рыба. Она не может жить без воды, водорослей. Рассказ детей. Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте. Рассказ детей. Белый медведь – т.к. он живёт в Арктике. Рассказ детей. Кувшинка – т.к. она живёт воде. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель для учителя: проверить усвоение учащимися знаний на уровне применения их в нестандартных ситуациях. Цель для учеников: уметь применять знания в измененных и новых ситуациях | - Молодцы! Кроссворд (вешаю на доску и раздаю каждому ребёнку): -А сейчас отгадаем кроссворд. Отвечаем по поднятой руке. По горизонтали 4. Организмы, способные из веществ неживой природы производить питательные вещества 7. Организмы-производители моё 8. Зеленые легкие планеты 9. Пространство, заросшее множеством деревьев По вертикали 1. Организмы-преобразователи 2. Организмы, потребляющие питательные вещества 3. Сильно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями 4. Микроскопические грибы 5. Участок, покрытый травянистой растительностью 6. Организмы- потребители 9. Луг Задачи этапа: - обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; - обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | |
Контроль и самоконтроль, коррекция Цель для учителя: выявить качество усвоения учащимися новых знаний; способствовать выявлению затруднений. Цель для учеников: осознать степень освоения нового материала, осмыслить ошибки | -Молодцы! -У вас на столах у каждого лежит лист с таблицей и сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Возьмите их. Ответим на вопросы таблицы. (Таблица на уроке представляется в виде презентации, с моментальной проверкой выбранного ответа после каждого вопроса.) Прочитаем первый вопрос. -Если вы считаете, что правильный вариант ответа, а)-поднимите красную карточку, если б)-зелёную. Аналогичная работа по каждому вопросу -Вы прекрасно справились с заданием! Молодцы! Задачи этапа: - закрепить и совершенствовать полученные знания и навыки; - выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся; -откорректировать пробелы в знаниях. | Читают вопрос, выбирают вариант ответа. Ответ демонстрируют сигнальной карточкой. Проверяют выбор. Анализируют. |
Подведение итогов урока, рефлексия Цель для учителя: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Цель для учеников: объективно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. | -Вернёмся к целям нашего урока. -Скажите мне определение слова сообщество . -С какими видами природных сообществ вы познакомились. - Для чего нам нужны природные сообщества? -Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас украсить наш класс цветами. -Те ребята, кто работал активно , всё понял на уроке и сможет объяснить другому - возьмите лепестки красного цвета. -Те ребята, кто работал хорошо- возьмите лепестки зелёного цвета - Те ребята, кто старался, но у них не всё получалось - возьмите лепестки жёлтого цвета. Посмотрите, как красиво стало вокруг. Домашнее задание:прочитать параграф и ответить на вопросы. Подготовить сообщение о разных видах природных сообществ. -Поскольку, вы работали сообща в группах, оценивать работы предоставим представителям ваших групп. -Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо Вам за урок! Задачи этапа: - провести инструктаж по выполнению домашнего задания. - обеспечить понимание учащихся цели , содержания. -провести анализ работы на уроке (самоанализ). - рефлексия. | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно определяют уровень рабы , заинтересованности на уроке , выбирают лепесток соответствующего цвета. Записывают домашнее задание. |