- Актуализировать знания обучающихся о среде обитания и природных сообществах (лес, поле, луг, вода) посредством теста.
- Сформировать представление обучающихся о лесе, как природном сообществе посредством работы с учебником.
- Создать представление у обучающихся о многообразии растений посредством знакомства с ярусностью леса.
- Развивать у обучающихся устную речь посредством выполнения устного задания.
- Учить обучающихся определять цель и задачи урока посредством вовлечения в процесс целеполагания.
- Развивать у обучающихся умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера посредством выполнения заданий.
- Воспитание у обучающихся экологической ответственности, любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру посредством беседы.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Организационно-мотивационный этап | Подготовить обучающихся к восприятию информации. | Словесный: беседа. | Приветствие. – Проверим готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебники и письменные принадлежности. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Ф | - |
Этап актуализации знаний, целеполагание | Обеспечить осознание необходимости в новом знании, сформулировать задачи урока. | Словесный: беседа. Практический: тест. Наглядный: презентация. | - На прошлом уроке мы изучили тему «Среда обитания – что это такое?». Вспомните основные понятия, которые мы узнали. - Проверим, как хорошо вы усвоили материал того урока. Выполните тест (Приложение 2). - Правильные ответы вы видите на экране. - Оцените свою работу с помощью карточек: зеленая – 1-2 ошибки, желтая – 3-4 ошибки, красная – 4-5 ошибок. - Мы узнали, что существует много природных сообществ: поле, луг, лес, вода, и так далее. Сегодня мы лучше познакомимся с одним из этих сообществ. На экране вы видите ребус. Ответ на ребус – сообщество, о котором будет идти речь на уроке. - Какое сообщество мы сегодня изучим? - Прочитайте со слайда тему нашего сегодняшнего урока. - Посмотрите на слайд и скажите, какие задачи мы поставим? Используйте формулировку: «Мы узнаем…». | - Мы узнали, что такое природные сообщества, пищевая цепь, местообитание. Выполняют тест. Проверяют себя. Оценивают себя. - Лес. - «Лес и его обитатели». - Мы узнаем, что такое лес, и кто в нем обитает; на какие ярусы делится лес; почему важно беречь лес; является ли лес природным сообществом. | Ф | Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1), тест (Приложение 2), сигнальные карточки, презентация. |
Этап открытия нового знания | Построить новый способ действий. | Словесный: беседа. | - Что вы представляете, когда слышите слово «лес»? - Бывали ли вы в лесу? Что видели? - Вспомните правила нахождения в лесу. - В лесу нельзя мусорить, разжигать костры или оставлять их непогашенными, портить кору деревьев, разорять гнезда и норы птиц и животных, шуметь. Лес – это часть природы, которую мы должны защищать. - Посмотрите на слайд и скажите, какие животные обитают в лесу. - Вспомните, что такое природное сообщество. - Лес – это природное сообщество. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? - Лес является местообитанием многих живых существ, которые приспособлены к жизни в условиях данного природного сообщества. В лесу мы можем встретить множество видов деревьев, кустарников и растений. | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопрос. - Природное сообщество – это такое сообщество живых существ, которые обитают в одной среде обитания, связаны между собой и очень нуждаются друг в друге. Отвечают на вопрос. | Ф | Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1), карточки для работы в группах (Приложение 4). |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обеспечить первичное запоминание знаний и способов действий. | Наглядный: презентация. Здоровьесберегающий: физминутка. Практический: работа с учебником, работа по рядам. | Физминутка. Ветер тихо клён качает Вправо, влево наклоняет Раз наклон, два наклон Зашумел листвою клён. - Откройте учебник на 41 странице. Прочитайте вопрос под иллюстрацией. - Запомните этот вопрос – позже мы к нему вернемся. - Поработаем по рядам. Прочитайте текст под заголовком «Лес – многоэтажный дом». 1 ряд должен назвать растения лиственного леса, 2 ряд – елового, 3 ряд – смешанного. - Какие растения растут в лиственном лесу? - Какие растения растут в еловом лесу? - Какие растения растут в смешанном лесу? - Со многими другими растениями лиственного, елового и смешанного лесов вы познакомитесь на следующих уроках. - Посмотрите на иллюстрацию на 41 странице. Что вы видите? - Данная иллюстрация показывает нам разделение леса на ярусы. - Поработаем по рядам. Откройте 42 страницу учебника. 1 ряд должен узнать, какие растения растут на верхнем ярусе леса, 2 ряд – среднем ярусе, 3 ряд – нижнем ярусе. - Какие растения растут на верхнем ярусе? Чем отличаются деревья от других растений леса? - Какие растения растут на среднем ярусе? Чем отличаются кустарники от других растений леса? - Какие растения растут на нижнем ярусе? Чем отличаются травы и грибы от других растений леса? - Почему лес называют многоэтажным домом? Найдите ответ на 42 странице. - Оцените свою работу: покажите зеленую карточку, если все запомнили, желтую, если у вас есть вопросы, красную, если вы ничего не поняли. | Выполняют физминутку. Читают вопрос. Выполняют задание по рядам. - Береза. - Ель. - И то, и другое. - Лес, и отметки «верхний ярус», «средний ярус», «нижний ярус». Выполняют работу по рядам. - Деревья. У дерева один главный стебель. Он обычно высокий, довольно толстый и жесткий (деревянистый). Его называют стволом. От ствола отходят длинные и короткие ветви. - Кустарники. У них несколько или много тонких деревянистых, но легко гнущихся стеблей (стволиков). - Травы (травянистые растения) и грибы. Травянистое растение имеет один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся. Оценивают свою работу. | Ф, И | Презентация, Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1), сигнальные карточки. |
Включение в систему знаний и повторение | Повторить изученный способ действий. | Словесный: стихотворение. Наглядный: картины И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. | - Познакомимся с картинами великих художников, которые посвятили свои произведения лесу. Они находятся на 43-44 страницах. - Какие леса нарисовали художники на этих картинах? - По подсказкам узнайте названия картин. - Какая картина понравилась вам больше всего? - Художники, вдохновившись красотой лесных пейзажей, создали чудесные картины. Лес мы можем встретить не только в живописи. Я хочу прочитать вам чудесное стихотворение Фёдора Тютчева «Смотри, как роща зеленеет». Закройте глаза и попробуйте представить то, о чем говорится в стихотворении. Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдем и сядем над корнями Дерев, поимых родником,- Там, где, обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины... | Изучают картины. - 1 картина – еловый, 2 и 3 картины – лиственный. Отвечают на вопросы. Слушают стихотворение. | Ф | Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обеспечить самостоятельную работу, с применением новых знаний и способов действий. | Практический: творческое задание. | - Вдохновившись стихотворением и картинами великих художников, выполните творческое задание на карточках. Примеры эмблем вы можете увидеть на слайде. - Карточки сдайте мне. Если не успели, закончите работу дома. На следующем уроке мы устроим выставку работ. - Оцените свою работу: покажите зеленую карточку, если считаете, что хорошо постарались, желтую, если у вас возникли сложности, красную, если у вас ничего не получилось. | Выполняют задание. Показывают свои работы. Оценивают себя. | И, Ф | Творческое задание (Приложение 3), сигнальные карточки. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Зафиксировать достижение поставленных целей. | Словесный: беседа. | - Вспомним, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. - Какие растения образуют верхний ярус, а какие – средний и нижний? - Какие животные и растения существуют в лесу? - Какие задачи мы ставили на урок? - Смогли ли мы решить их? - Оцените свою работу на уроке с помощью пальцев: пять – отлично, четыре – хорошо, три – плохо. | Отвечают на вопросы. Оценивают себя. | Ф | - |