СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и его обитатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и его обитатели"»

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: «Лес и его обитатели»

Цель урока: Ознакомление обучающихся с лесом и его обитателями посредством практической деятельности и способствование воспитанию экологической ответственности, любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру.

Задачи урока:

Дидактические:

- Актуализировать знания обучающихся о среде обитания и природных сообществах (лес, поле, луг, вода) посредством теста.

- Сформировать представление обучающихся о лесе, как природном сообществе посредством работы с учебником.

- Создать представление у обучающихся о многообразии растений посредством знакомства с ярусностью леса.

Развивающие:

- Развивать у обучающихся устную речь посредством выполнения устного задания.

- Учить обучающихся определять цель и задачи урока посредством вовлечения в процесс целеполагания.

- Развивать у обучающихся умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера посредством выполнения заданий.

Воспитательные:

- Воспитание у обучающихся экологической ответственности, любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру посредством беседы.

Оборудование учителя и обучающихся: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1), тест (Приложение 2), творческое задание (Приложение 3), сигнальные карточки (зеленая, желтая, красная).

Ключевые понятия: лес, лесные обитатели, ярусы леса.

Планируемые результаты

  1. Предметные: обучающиеся актуализировали знания о среде обитания и природных сообществах (лес, поле, луг, вода) посредством теста; у обучающихся сформировано представление о лесе, как природном сообществе посредством работы с учебником; у обучающихся создано представление о многообразии растений посредством знакомства с ярусностью леса.

  2. Метапредметные: у обучающихся развита устная речь посредством выполнения устного задания; обучающихся умеют определять цель и задачи урока посредством вовлечения в процесс целеполагания; у обучающихся развито умение работать в парах в процессе выполнения заданий.

  3. Личностные: у обучающихся воспитаны экологическая ответственность, любовь, заботливое, бережное отношение к растительному и животному миру посредством беседы.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Организационно-мотивационный этап

Подготовить

обучающихся к восприятию информации.

Словесный: беседа.

Приветствие.


– Проверим готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебники и письменные принадлежности.

Приветствуют учителя.


Проверяют свою готовность к уроку.

Ф

-

Этап актуализации знаний, целеполагание

Обеспечить осознание необходимости в новом знании, сформулировать задачи урока.

Словесный: беседа.

Практический: тест.

Наглядный: презентация.

- На прошлом уроке мы изучили тему «Среда обитания – что это такое?». Вспомните основные понятия, которые мы узнали.


- Проверим, как хорошо вы усвоили материал того урока. Выполните тест (Приложение 2).


- Правильные ответы вы видите на экране.

- Оцените свою работу с помощью карточек: зеленая – 1-2 ошибки, желтая – 3-4 ошибки, красная – 4-5 ошибок.


- Мы узнали, что существует много природных сообществ: поле, луг, лес, вода, и так далее. Сегодня мы лучше познакомимся с одним из этих сообществ. На экране вы видите ребус. Ответ на ребус – сообщество, о котором будет идти речь на уроке.

- Какое сообщество мы сегодня изучим?

- Прочитайте со слайда тему нашего сегодняшнего урока.


- Посмотрите на слайд и скажите, какие задачи мы поставим? Используйте формулировку: «Мы узнаем…».


- Мы узнали, что такое природные сообщества, пищевая цепь, местообитание.


Выполняют тест.



Проверяют себя.


Оценивают себя.











- Лес.


- «Лес и его обитатели».


- Мы узнаем, что такое лес, и кто в нем обитает; на какие ярусы делится лес; почему важно беречь лес; является ли лес природным сообществом.

Ф

Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1), тест (Приложение 2), сигнальные карточки, презентация.

Этап открытия нового знания

Построить новый способ действий.

Словесный: беседа.


- Что вы представляете, когда слышите слово «лес»?

- Бывали ли вы в лесу? Что видели?

- Вспомните правила нахождения в лесу.

- В лесу нельзя мусорить, разжигать костры или оставлять их непогашенными, портить кору деревьев, разорять гнезда и норы птиц и животных, шуметь. Лес – это часть природы, которую мы должны защищать.

- Посмотрите на слайд и скажите, какие животные обитают в лесу.

- Вспомните, что такое природное сообщество.








- Лес – это природное сообщество. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

- Лес является местообитанием многих живых существ, которые приспособлены к жизни в условиях данного природного сообщества. В лесу мы можем встретить множество видов деревьев, кустарников и растений.



Отвечают на вопросы.









Отвечают на вопрос.


- Природное сообщество – это такое сообщество живых существ, которые обитают в одной среде обитания, связаны между собой и очень нуждаются друг в друге.


Отвечают на вопрос.



Ф

Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1), карточки для работы в группах (Приложение 4).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Обеспечить первичное запоминание знаний и способов действий.

Наглядный: презентация.

Здоровьесберегающий: физминутка.

Практический: работа с учебником, работа по рядам.

Физминутка.

Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён.


- Откройте учебник на 41 странице. Прочитайте вопрос под иллюстрацией.

- Запомните этот вопрос – позже мы к нему вернемся.


- Поработаем по рядам. Прочитайте текст под заголовком «Лес – многоэтажный дом». 1 ряд должен назвать растения лиственного леса, 2 ряд – елового, 3 ряд – смешанного.

- Какие растения растут в лиственном лесу?

- Какие растения растут в еловом лесу?

- Какие растения растут в смешанном лесу?

- Со многими другими растениями лиственного, елового и смешанного лесов вы познакомитесь на следующих уроках.


- Посмотрите на иллюстрацию на 41 странице. Что вы видите?




- Данная иллюстрация показывает нам разделение леса на ярусы.

- Поработаем по рядам. Откройте 42 страницу учебника. 1 ряд должен узнать, какие растения растут на верхнем ярусе леса, 2 ряд – среднем ярусе, 3 ряд – нижнем ярусе.


- Какие растения растут на верхнем ярусе? Чем отличаются деревья от других растений леса?









- Какие растения растут на среднем ярусе? Чем отличаются кустарники от других растений леса?




- Какие растения растут на нижнем ярусе? Чем отличаются травы и грибы от других растений леса?


- Почему лес называют многоэтажным домом? Найдите ответ на 42 странице.




- Оцените свою работу: покажите зеленую карточку, если все запомнили, желтую, если у вас есть вопросы, красную, если вы ничего не поняли.



Выполняют физминутку.





Читают вопрос.





Выполняют задание по рядам.



- Береза.


- Ель.


- И то, и другое.






- Лес, и отметки «верхний ярус», «средний ярус», «нижний ярус».





Выполняют работу по рядам.



- Деревья. У дерева один главный стебель. Он обычно высокий, довольно толстый и жесткий (деревянистый). Его называют стволом. От ствола отходят длинные и короткие ветви.


- Кустарники. У них несколько или много тонких деревянистых, но легко гнущихся стеблей (стволиков).


- Травы (травянистые растения) и грибы. Травянистое растение имеет один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся.



Оценивают свою работу.

Ф, И

Презентация, Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1), сигнальные карточки.

Включение в систему знаний и повторение




Повторить изученный способ действий.

Словесный: стихотворение.

Наглядный: картины И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова.

- Познакомимся с картинами великих художников, которые посвятили свои произведения лесу. Они находятся на 43-44 страницах.

- Какие леса нарисовали художники на этих картинах?

- По подсказкам узнайте названия картин.

- Какая картина понравилась вам больше всего?

- Художники, вдохновившись красотой лесных пейзажей, создали чудесные картины. Лес мы можем встретить не только в живописи. Я хочу прочитать вам чудесное стихотворение Фёдора Тютчева «Смотри, как роща зеленеет». Закройте глаза и попробуйте представить то, о чем говорится в стихотворении.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых родником,-

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины...


Изучают картины.



- 1 картина – еловый, 2 и 3 картины – лиственный.


Отвечают на вопросы.














Слушают стихотворение.

Ф

Окружающий мир. Учебник. 2 класс. 2 часть. Виноградова Н.Ф. стр. 41-44 (Приложение 1)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обеспечить самостоятельную работу, с применением новых знаний и способов действий.

Практический: творческое задание.

- Вдохновившись стихотворением и картинами великих художников, выполните творческое задание на карточках. Примеры эмблем вы можете увидеть на слайде.

- Карточки сдайте мне. Если не успели, закончите работу дома. На следующем уроке мы устроим выставку работ.

- Оцените свою работу: покажите зеленую карточку, если считаете, что хорошо постарались, желтую, если у вас возникли сложности, красную, если у вас ничего не получилось.

Выполняют задание.





Показывают свои работы.






Оценивают себя.

И, Ф

Творческое задание (Приложение 3), сигнальные карточки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать достижение поставленных целей.

Словесный: беседа.

- Вспомним, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке.

- Какие растения образуют верхний ярус, а какие – средний и нижний?

- Какие животные и растения существуют в лесу?

- Какие задачи мы ставили на урок?

- Смогли ли мы решить их?

- Оцените свою работу на уроке с помощью пальцев: пять – отлично, четыре – хорошо, три – плохо.





Отвечают на вопросы.



Оценивают себя.

Ф

-



Приложение 1

















Приложение 2

Тест по теме: «Среда обитания – что это такое?»


  1. Вставь пропущенные слова:


«Местообитание – это «______________» живого существа: здесь оно __________________, растёт, ________________, даёт ___________________.


  1. Обведи в кружок номер правильного ответа:

«Природное сообщество - это…

1) группа людей, которые живут в одном городе.

2) все то, что окружает организмы и влияет на их жизнь.

3) это такая группа связанных между собой организмов, которые живут на одной территории, влияют друг на друга и на среду обитания.


  1. Вставь в пропуски нужных представителей ЦЕПИ ПИТАНИЯ:

Цапля----- __________________------ муха

Волк------__________________-----кора дуба

_____________-------полевая мышь---- зернышки


  1. Составь цепь питания самостоятельно:

  1. дятел, древесина, ястреб, личинка майского жука, -

  2. лесная мышь, сова, дуб -


  1. Обведи в кружок номер правильного ответа

«Среда обитания - это….»

1) все, что нас окружает.

2) все то, что окружает организмы и влияет на их жизнь.

3) природа




































Приложение 3



Творческое задание по теме: «Лес и его обитатели»


Создай эмблему (логотип) лесного сообщества.



























Подсказка: ты можешь изобразить деревья и животных.