2. 3. | Актуализация знаний. Введение в тему урока (3 мин) Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин) | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию учебника; регулятивные УУД: овладевать умением прогнозировать, определять и формулировать цель деятельности на уроке, определять последовательность действий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и сверстниками ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; инициативное сотрудничество в поиске информации. | Ребята ! А какое сейчас время года? (Зима) С наступлением зимы дети, к сожалению, начинают гораздо чаще болеть . - А какие правила нужно соблюдать, чтобы не болеть? 1. Умывайтесь! 2. Крепкий сон — основа здоровья. 3.Физическая активность на свежем отдыхе. 4.Правильно питаться. 5.Одеваться по погоде. 6. Закаляться . 7.Занятие спортом 8.Соблюдать правила гигиены: мыть руки и др. Вы пришли домой, почувствовали легкое недомогание, температуры нет, но вам некомфортно. Что предпринимает ваша мама? ( Она дает чай с лимоном и медом, заваривает чай с лекарственными травами) А кто догадался, какая же тема будет сегодня у нас на уроке? Тема - Растения в домашней аптеке О чем вы сегодня хотите узнать на уроке? Цель урока - познакомить с лекарственными растениями, и их применением расширить представление о правильном сборе лекарственных трав. Задачи: Мы сегодня узнаем о лекарственных растениях, Знать названия нескольких лекарственных растений в домашней аптечке. Научиться определять, какие части их используют для лечения, узнать о правилах сбора и хранения, узнать, от каких заболеваний применяется та или иная трава. Повторить правила бережного отношения к природе А какие лекарственные травы вы знаете? А какие лекарственные травы использует ваша мама? Эпиграфом нашего урока будет знаменитое высказывание Гиппократа- знаменитого древнегреческого целителя, , которое гласит так : «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Как вы понимаете эти строчки? Травы и растения издавна считались главными помощниками в борьбе с различными недугами, болезнями . Самый чудесный врач - природа. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в лекарственных растениях содержатся такие вещества, получить, которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств. А что мы называем лекарственными растениями? Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. Как вы понимаете эти строчки? Травы и растения издавна считались главными помощниками в борьбе с различными недугами, болезнями . Самый чудесный врач - природа. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в лекарственных растениях содержатся такие вещества, получить, которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств. А что мы называем лекарственными растениями? Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. Два подготовленных ученика рассказывают подготовленный текст по презентации. - В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. -Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран и они ценились на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр I издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.) Сегодня известно около 600 видов лекарственных растений. Травы – могущественны! Нужно только умело ими пользоваться. За долгие века был собран богатый опыт использования лекарственных растений. И сегодня лекарственные травы находят широкое применение при лечении различных заболеваний. Ведь в лекарственных растениях содержатся такие вещества, получить, которые человек еще не может. Поэтому, иногда, лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств. При таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой активной рекламе по телевидению и в средствах массовой информации человек совсем забыл о том, что аптечка – то у него под ногами. Сегодня на занятии мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи, Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Матвей пишет научную работу по этой теме и мы ему дадим несколько минут, чтобы он поделился с нами своими мыслями. Ромашка- болеутоляющее растение , применяется от воспаления, при простуде используют. Лопух- противовоспалительное средство, настои из лопуха чистят кровь, заживляет раны, укрепляет иммунитет, нормализует работу печени, стимулирует рост волос и костной ткани, Учитель(дополняет) Текстильная застёжка (в просторечии застежка-липучка, застёжка, действующая по принципу репейника. Изобретена 71год назад, в 1948 году швейцарским инженером Жоржем де Местралем. Ясным летним днем 1948 года Жорж вместе со своей собакой отправился на охоту. После прогулки по предгорьям Альп он обнаружил множество репейников, «приклеившихся» к его штанам и к шерсти собаки. Привычно освобождая собаку от колючих непрошенных гостей, Жорж задумался. Усилия по отдиранию репейников от шерсти навели его на мысль посмотреть на репейник в микроскоп. Он увидел там множество крючков, которые, цепляясь за петли нитей одежды и собачью шерсть, прочно закрепляли семена на «живом транспорте». Заинтригованный, де Местраль решил сделать застежку, конструкция которой была бы основана на том же принципе. Так была создана застежка- липучка. Одуванчик- чистит организм, лечит суставы, нормализует обмен веществ, снимает стресс, а также жаропонижающее растение. Крапива- ранозаживляющее, кровеостанавливающее, кровоочистительное средство Тысячелистник- кровеостанавливающее, ранозаживляющее средство, помогает при простуде, нормализует давление. Оценивание обучающихся , которые активно работали на этих этапах урока. | Дети отвечают на вопрос учителя про ЗОЖ. Дети выводят цель и задачи урока. Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Познакомиться с народным( природным) календарем. Узнать.... Вспомнить.... Повторить....
Два ученика рассказывают по презентации подготовленный текст, а остальные слушаю материал. Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных. Один ученик выступает перед обучающимися, показывает свой гербарий и рассказывает о лекарственных травах и о их применении. |
4. 5. 6. 7. 8. | Самостоятельная работа по учебнику (5 мин) Закрепление изученного материала. Работа с презентацией. (5мин) Физминутка ( 2 мин) Работа с учебником с.30-31 ( 5мин) Работа в парах.( 3мин) | Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии. Регулятивные УУД: соотносить свои действия с действиями другого ученика. Личностные УУД: применять в учебном процессе способы снятия напряжения. Познавательные УУД: извлекать информацию, находить ответы на вопросы, находить закономерности и строить аналогии. Регулятивные УУД: -ориентироваться на партнёра во взаимодействии; Выполнять действия по алгоритму; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; | Как называется наука о лечении растениями? ФИТОТЕРАПИЯ. фито с греческого -растение, терапия. По старинному- траволечение На каждом этапе урока проводится самооценка. Ученики заранее получают ромашку с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа ставят плюс, если они справились с этим этапом. - А сейчас узнайте, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. Прочитайте текст на стр.28-29. Где хранились в древности сухие целебные травы? ( В куклах- целительницах) Эту куклу набивали лекарственными травами, чтобы она берегла здоровье. Часто её подвешивали у колыбельки младенца, детям постарше давали играть с ними. Считалось, чем больше будет играть ребенок с куклой - оберегом, тем крепче будет его здоровье. Кукла же – неодушевленный предмет. наши предки верили, что в человекоподобную куклу может вселиться нечистая сила В результате ребенок, который играет с куколкой, может пострадать: он будет болеть Что очень долго оставалось единственным лекарством в старину? ( лекарственные растения ) С какими лекарственными растениями вы познакомились на страницах нашего учебника? Отмечаем в маршрутном листе выполнение этого этапа урока. Учитель показывает презентацию о лекарственных травах (Слайды №11-20) На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.) Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны.) А потом опять встают И по-прежнему цветут. Мы оказались на кухне, где чьи-то заботливые руки уже подготовили эти растения к употреблению: высушили, измельчили. Скоро аптекарь разложит их по мешочкам, банкам, пакетикам. Обязательно подпишет название, дату. Может быть, даже укажет место, где собрано. Но представьте себе, что аптекарь молодой, неопытный, забыл, где какое растение. Давайте поможем ему. - Попробуйте сначала узнать растения на фотографиях (стр.30 учеб.) - Попытайтесь определить, какие части этих растений используются в лечебных целях. Зачитайте , при каких заболеваниях используют эти травы. Оцениваем в листе достижений свою работу на этом этапе.
ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ» На парте лежат листы, в них написаны лекарственные травы. Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова. У каждого ряда свои 5 трав. П __Д__Р_ЖН_К Ц__К_Р_Й Л__П_Х КР__П_В_ __Д_В_НЧ_К ЗВ__Р__Б_Й Р_Б_Н_ Р_М_ШК_ Б_Р_З_ Давайте проверим, какие лекарственные растения у вас получились. Работаем с сигнальными карточками. Если согласны с ответом- то показываем зеленый цвет на сигнальной карточке, а если не согласны- то красный. Проверка работы в парах. Оцениваем в листе достижений свою работу на этом этапе. | Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся смотрят презентацию и запоминают, какую часть растения используют в данной лекарственной траве. Дети выполняют движения. Свои догадки проверяют на «Страничках Умного Совенка» (стр.123учеб.) Проверяют свои ответы (Слайд № 21) Поднимают сигнальную карточку, кто справился с этим заданием без ошибок? Дети работают в парах , отгадывают лекарственные растения. Один ученик читает правильный ответ. Остальные обучающиеся с этого ряда оценивают ответы сигнальной карточкой: (Зеленый цвет- верно отметили, красный цвет- ошибка). |
9. 10. 11. | Обобщение нового материала. Работа в четверках. ( 5 мин) Самостоятельная работа в тетради (3мин) Обобщение нового материала (3мин) Если останется время | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, | А теперь ребята, поработаем в группах. Каждой группе нужно поработать с правилами сбора лекарственных трав, на каждый вопрос нужно найти правильный ответ и отметить его кружочком. Правила сбора и сушки лекарственных растений.
1. Работа в группах по карточкам
1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ. Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много. Собирай растения около автомобильных дорог.
2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+»правильный ответ.
5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы. Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай. Избегай прямого попадания солнечного света. Суши растения в сырой комнате.
6. «Нужно ли собирать травы, которые занесены в Красную книгу? » Проверка. На слайде №22 обучающиеся ещё раз повторяют правила сбора лекарственных трав. Правила сбора лекарственных растений. Слайд 1. Надо собирать растения в точно рекомендованные сроки. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. 2. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.. 3. Нельзя собирать растения, которые относятся к исчезающим видам и занесены в Красную Книгу. 4. Нужно бережно срезать ту часть растения, которая рекомендуется для сбора и не разрушать корневую систему 5. Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Учитель -Ребята, после того, что вы услышали, скажите, пожалуйста, почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно? Почему их можно собирать не везде? Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. Вот и учебник дает нам возможность познакомиться с некоторыми из целебных растений. Самостоятельная работа в тетради взаимопроверка . а 2-3 пары, могут выполнить задание №2 стр.17 тетрадь. Взаимопроверка по слайду№24 Оцениваем в листе достижений свою работу на этом этапе. Отгадай загадки и найди отгадку( двое детей стоят у доски: один находит картинку, другой подпись) . Это растение бьет не зверей, а болезни.(Зверобой) 2. Я совсем не царапучий, И не жгучий, не колючий. На ромашку я похож, Только жёлтый, ну и что ж? Вот когда я отцвету, Ноготками обрасту. (Календула, ноготки) 3. Растение видное, а прозвище обидное. (Лопух) 4. Лекарь вырос у дороги, Он больные лечит ноги. (Подорожник) 5. Стояли в лугах сестрички, Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка) 6. Мне зеленый кипяток Ноги голые обжёг, У заборов она бывает, Никогда не остывает. (Крапива) 7. Носит желтый сарафанчик. Подрастет- нарядится В беленькое платьице. Пышное, воздушное, Ветерку послушное.(Одуванчи У реки, на лугу, Босиком на снегу Первые цветочки – Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха.) | Дети обсуждают правила сбора лекарственных трав и находят верные ответы. Затем представитель каждой группы выходят к доске и зачитывают правильный ответ. А дети сигнализируют карточками правильность или неправильность ответов каждой группы. Обучающиеся обобщают правила сбора лекарственных трав. Обучающиеся в тетрадях самостоятельно соединяют картинку с лекарственной травой и подписью. Взаимопроверка по слайду. Обучающиеся отгадывают загадки, а 2 ученика находят картинку этого лекарственного растения и подпись, вывешивают на доске. |