г. Невьянск
Предмет | Окружающий мир 3 класс УМК «Начальная школа «XXI век». |
Образовательная система | «Начальная школа 21 века» |
Составитель | Артамонова Анастасия Евгеньевна, учитель начальных классов |
Тема урока | «Солнечная система». |
Класс | 3 «Б» |
Тип урока | изучение нового материала. |
Цель урока | Создание условий для углубления знаний о Солнечной системе и её планетах, развития предпосылок самоконтроля |
Задачи урока | формировать представление детей о звёздах; формировать представление о том, отчего происходит смена времён года, смена дня и ночи; развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать; прививать интерес к окружающему и интерес к изучаемому предмету. развивать ууд предметные, личностные, метапредметные |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Получит представление об Солнечной системе и её планетах. | Познавательные УУД осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные УУД осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные УУД сотрудничать в совместном решении поставленной задачи. | установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности. |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР |
Учебник: - Окружающий мир 3 класс. Издательство Вентана-Граф, автор Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь: Окружающий мир 3 класс. Издательство Вентана-Граф, автор Н.Ф. Виноградова. | Аудиозапись песни «Притяжение Земли», видеофрагмент «Считалочка Планеты Солнечной системы», карточки для групп с названиями планет, модель ракеты, рисунок ладошки, для рефлексии. | ПК, проектор, экран, презентация. |
Межпредметные связи | русский язык, музыка |
Организация пространства | стандартная |
Этапы урока |
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные |
Организацион- ный момент. Психологичес- кий настрой учащихся. | Громко прозвенел звонок, Начинается – Урок На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Сели правильно, спинки выпрямили. Глаза смотрят и видят Уши слушают и слышат Сначала думаю, а потом говорю Помню, что в классе я не один Умею слушать мнения других. | Улыбнулись, правильно сели. Приветствуют учителя Концентрация внимания проверяют готовность к уроку. Думаем, говорим Умеем слушать | целеполагание, учебная мотивация. общеучебные, речевые высказывания. Осознание целей. передача информации. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | -Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года. - Что нам для этого нам нужно? - Правильно! знания, ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать. -Вы уже знаете что про нашу планету Земля говорят «наш космический корабль»? - А как Земля движется в космосе? - А когда мы еще об этом говорили? - Умницы! Все верно! Но сегодня мы отправляемся в новое путешествие. И сейчас я рада приветствовать вас на бору космического корабля «Земля»! (на доске модель ракеты, приложение 2). | Ответы детей по поднятой руке. Дети высказываются, приводя аргументы. Выслушивают друг друга, дополняют, обобщают, Рекомендуют источники получения информации (библиотека, энциклопедии, интернет) | логическое предположение общеучебн.речев. высказыв. речевая деятельность с целью получения информации. учебная мотивация. постановка цели |
Постановка темы и цели урока | Звучит аудиозапись песни «Притяжение Земли» - Как вы понимаете слова песни? «…Мы дети галактики, Но самое главное Мы дети твои, дорогая Земля…» -Откройте учебник на с.18, 16. Фронтальный опрос в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь» - Назовите времена года - Какие природные явления характерны для каждого времени года? Фронтальный опрос. Работа с учебником на с. 16. -Как представляли люди Солнечную систему, до того, как, было сделано открытие о том, что Земля круглая? -Молодцы ребята. - Сейчас трое ребят будут читать нам текст учебника на с. 18, а в это время вы ребята будете соотносить свои предположения с текстом при помощи простого карандаша, т.е. если в тексте прозвучит то, что вы уже знаете, вы ставите (+), если вы услышали что-то новое тогда (-) | Дети отвечают на вопрос Открывают учебник на с. 18, 16, отвечают на вопросы в рубрике «Вспомни: это ты уже знаешь» Трое назначенных учителем ребят выходят к доске, выразительно читают каждый по 1-му абзацу. Остальные учащиеся отмечают (+, -). Самоконтроль | Самоконтроль чтения. чтение, получение информации. Нравственное, этическое ориентирование. Кооперация усилий. |
Изучение новой темы | На доске 2 группы предметных картинок по теме «Тела живой и неживой природы» (приложение 3). - На какие группы можно распределить картинки, которые вы видите на доске? По какому признаку? Молодцы ребята все верно сказали. - Сейчас я вызову двух учащихся, и они распределят картинки в группы, а мы проверим как они справятся с заданием. - Какие тела относятся к живой природе? - Что объединяет неживая природа? - Какие тела входят в Солнечную систему? - Что вы можете рассказать о солнце? - Возможна ли жизнь на Земле без солнечного света и тепла? Почему? - Как вы думаете, почему систему, в которую входит Земля, называют Солнечной? Работа с учебником, с.15 - Во втором классе к нам на урок уже «приходили» планеты Солнечной системы. Вспомните, что они о себе рассказывали. «Живые планеты» (составление модели Солнечной системы приложение 4) – Может быть, вы вспомните названия всех планет Солнечной системы? Детям раздаются карточки с названием и изображением планет и Солнца, предлагается встать в том порядке, в котором эти планеты расположены в Солнечной системе. (работа в малых подгруппах по 4 человека) – А для того, что бы нам проверить правильность нашей Солнечной системы, давайте посмотрим видеофрагмент (видеофрагмент «Считалочка Планеты Солнечной системы»). - А почему Плутон – самая холодная планета? Работа с иллюстрацией (с.15). - Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется путь, по которому вращаются планеты? (Орбита) - Найдите орбиты на иллюстрации и покажите друг другу. - Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер) - Как называется планета с кольцами? (Сатурн) - Как вы думаете, какая планета самая жаркая? Почему? - Почему названия планет написаны с Заглавной буквы? | Дети отвечают, размышляют Работа детей у доски, самопроверка. Проверка. Располагают планеты в группах так как предполагают (возможны ошибки, но учитель их не исправляет! Это могут делать только сами учащиеся) Дети хором вспоминают и проговаривают правило | Добывать новые знания при работе с научным текстом, самостоятельное извлечение новой информации, умение презентовать результаты своей деятельности. Умение работать в паре, договариваться, отстаивать собственное мнение, слушать и понимать других. Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку. |
Физминутка | - Один, два, три, четыре, пять - В космос мы летим опять - Отрываюсь от Земли - Долетаю до Луны - На орбите повисим - И опять домой спешим | Ходьба на месте Соединить руки над головой Подпрыгнуть Руки в стороны, покружиться Покачать руками вперед, назад Ходьба на месте | умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. |
Закрепление материала | - Что бы проверить, как вы запомнили и усвоили тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради на с. 7, и выполнить № 11, 12*. После выполнения заданий, я попрошу вас поменяться тетрадями и проверить работу друг друга, учитывая правильность и аккуратность. | Работают в рабочей тетради на с. 7. Выполняют самостоятельно № 11, 12*, меняются тетрадями и проверяют и оценивают друг друга. Самооценка, взаимооценка, личное моделирование, структурирование своих знаний, презентация своих знаний, опрятность, аккуратность. | Оценивать работу одноклассников и свою работу Формирование у учащихся практических умений делать анализ информации Планировать свою деятельность, исходя из ее целей, осуществлять самоконтроль и самооценку. |
Проверка уровня обученности | - Сейчас мы поиграем в игру «Толстые» и «тонкие» вопросы. Вы прежде чес дать ответ обсудите его с соседом по парте, придя к единому мнению, дадите ответ.(работа в парах). Например: «тонкие» вопросы (вопросы, имеющие однозначный ответ): 1) Верно ли, что Солнце – планета? (нет, Солнце – звезда) 2) Какую форму имеют планеты? 3) Согласны ли вы с тем, что Солнце – это тело неживой природы? «Толстые» вопросы (вопросы, не имеющие однозначного ответа): 1) Почему Солнце кажется больше всех остальных звёзд? 2) Почему на планете Земля есть жизнь, а на других планетах её нет? Вместо приёма «Толстые и тонкие вопросы» на данном этапе урока возможно коллективное составление синквейна (приложение 5 «Правила составления синквейна») Например: 1. Солнце. 2. Большое, раскалённое 3. Светит, греет, радует. 4. Без Солнца невозможна жизнь. 5. Звезда. | Дети работают в паре, обсуждают, отвечают. Активно участвуют в составлении синквейна | сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Нравственное, этическое ориентирование. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации. Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания. |
Домашнее задание | Предлагаю выполнить модель Солнечной системы или нарисовать Солнечную систему. Можете это сделать самостоятельно, с друзьями или родителями. Выбор за вами! Мы организуем в школе выставку, и вы сможете показать свою работу и рассказать о солнечной системе малышам. | Право выбора! | |
Рефлексия | – Что нового вы узнали на уроке? Ну, а теперь подведем итог нашей работы, оценив себя с помощью нашей ладошки (Приложение 6 «Ладошка»): М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? | | |