СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Окружающий мир "В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Окружающий мир "В царстве грибов"»

Технологическая карта урока

 Класс: 3

Программа: УМК «Школа России».

Предмет: окружающий мир.

Тема урока: «В царстве грибов».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется первичное представление о царстве грибов как отдельном  царстве живой природы.


Планируемый результаты:

Предметные

  • умеют отличать съедобные грибы от несъедобных

Личностные

  • применяют приобретённые навыки в практической деятельности

  • осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении письменных заданий

  • проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия

( метапредметные)

  • формирование умения делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;

  • формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую

 

( познавательные)

  • умение проводить сравнение и классифицировать, фиксировать затруднения

  • умение на основании наблюдений делать умозаключения, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; работать с информацией, представленной в разных форматах;

(регулятивные)

  • умение составлять план решения проблемы совместнос учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью.

 

(коммуникативные)

  • умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничать в совместном решении проблемы, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

  • умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Оборудование:

-Учебник «Окружающий мир» 3 кл. 1. ч.А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2017. 1 , карточки с заданиями  для работы в парах и группах.  -Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «В царстве грибов».


Название фрагмента

Содержание фрагмента

Длительность фрагмента

Формируемые УУД

1.

Орг. момент

Здравствуйте, дети!


Стишок

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!


3 мин


Личностные: формировать мотивацию к обучению.

2.

Подведение к теме урока

Работа с картинками в парах.

(Задания,  направленные на  применение знаний в опыте деятельности, умение сравнивать, классифицировать объекты)

- Перед вами картинки с обитателями леса.

- Вспомните, с какими царствами природы мы познакомились с вами на прошлом уроке и разложите картинки, которые лежат у вас на столах, по царствам.

-На какие группы вы их разложили?

- Как ученые - биологи договорились их называть?

- Что общего есть у представителей царства растений? Что общего у представителей царства животных? (на доске висят плакаты с перечисленными признаками растений и животных.

Создание проблемной ситуации.

- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?

- К какому царству мы отнесём грибы?

- Это нам и предстоит сегодня выяснить. О чем пойдет речь на уроке?

Откройте учебник на стр.112 прочитайте тему урока. Значит грибы – это отдельное царство.

А что бы вы хотели узнать о грибах?

Давайте определим цели нашего урока.


3 мин

Личностные: проявлять интерес к предстоящей работе, умение высказывать своё мнение.

Познавательные: способы выполнения заданий поискового характера, умение рассуждать и делать выводы, сравнивать, противопоставлять, классифицировать.

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя.

Регулятивные: формировать самостоятельное создание способов решения проблемы, умение ставить учебные задачи.


3.

Целеполагание

Узнаем о многообразии грибов

Задачи:

-узнать значении грибов и их строении.

- узнать о грибах Красной книги

- выяснить их роль в природе и в жизни человека

- уточнить представления осъедобных и ядовитых грибах и правилах их сбора


3 мин


4.

Актуализация знаний


Кроссворд по теме «Грибы»

-давайте выясним какие виды грибов вы знаете

-нам поможет в этом кроссворд

(Приложение 1)

5 мин


5.

Введение нового материала.

1. СТРОЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ.

- Существует целая наука о грибах и называется она - МИКОЛОГИЯ.



-Попробуйте изобразить гриб на листе бумаги. А теперь послушайте загадку и попробуйте в ней услышать, из каких частей состоит гриб:

  • Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся.

Работа с учебником.

На стр.112 учебника проверьте правильно ли вы определили части гриба.

На урок я принесла нить. Как вы думаете, что общего между грибами и нитями?

Оказывается, ребята, грибы – это и есть нити, только они намного тоньше этой нитки, а состоят они из клеток, оболочки которых сделаны из особого вещества – хитин, который встречается у насекомых.

Нити грибницы переплетаются и распространяются на несколько квадратных километров. И живут они около 300 и даже больше лет. Тот гриб, который мы видим – это всего лишь плодовое тело. Оно тоже состоит из этих нитей, только они уплотнены.Если разрезать гриб, то можно это увидеть.

Где растут грибы чаще всего? Они дружат с деревьями. Когда люди дружат, они всегда готовы прийти на помощь к друг другу. Прочитайте текст на с. 112-113. И найдите ответ на вопрос, чем выгодна грибам и деревьям их дружба? Как питаются грибы? И чем они питаются?

Какой вывод можно сделать?



Презентация «Роль грибов в природе и жизни человека»

2. ГРИБЫ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ. НЕОБЫЧНЫЕ ГРИБЫ.

- Грибы – это царство живой природы. Как вы думаете, а есть ли грибы, которых осталось мало на планете?

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 113 и рассмотрите грибы, которые занесены в Красную книгу.

Показать хлеб, покрытый плесенью. (гриб мукор)


Физкультминутка


3. ГРИБЫ СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ.

- На какие две группы можно разделить все грибы? (Слайды ядовитых и съедобных грибов)

- Назовите представителей этих групп грибов.

- Сейчас вы поучитесь различать съедобные и несъедобные грибы. Для этого рассмотрите иллюстрации на стр. 114 – 115 учебника.

- Вы, наверное, заметили, что это грибы – двойники.

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

4.ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ.

- А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?

Работа с памяткой «Как собирать грибы» на стр.115учебника.


15 мин

Познавательные: умение целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Коммуникативные: умение правильно строить речевое высказывание;

6.

Первичное обобщение и закрепление.


«Найди пару»

Раздать рисунки деревьев и грибов, дети должны найти пару (подосиновик-осина, подберезовик-береза, белый гриб – ель, дуб и т.д.).

Нарисуйте на листе гриб и отметьте его части.

Проверим, как вы

выполнили задание. Назовите

части гриба (СЛАЙД ).

Что такое грибница?

Какую роль она выполняет?




А на какие группы можно

разделить эти грибы?

Игра «Собери грибы».

– Вы хорошо поработали, молодцы! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Собери грибы».

–  я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, – разводите руки в стороны.

белый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички.

– Да, действительно, не все грибы можно собирать.



10 мин

Познавательные: умение работать со схемами, соотносить понятия и объекты, целенаправленно читать текст, понимать и сравнивать заключённую в тексте информацию.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: планировать свою деятельность, корректировать работу.


7.


Рефлексия.

Подведение итогов.


- Вернемся к началу урока (работа с кластером)

   - Что узнали о строении гриба? И т.д.

- Давайте ответим на наш проблемный вопрос:

   - Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду и соли

    -  Грибами питаются животные и люди

    -  Украшают лес, люди любуются ими

- Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?

- Кто из вас достиг цели урока?

- Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему

- Кто не достиг цели и почему?

- Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!

Перед вами смайлики настроения. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.



3 мин

Познавательные: доказывать и аргументировать свою точку зрения;

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение.


8.

Домашнее задание.


По выбору:

1) Найти интересные факты о грибах,

 2)Найти пословицы по теме,

 3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги.



2 мин







Приложение 1


Кроссворд «Грибной»

По горизонтали:

2. Грибы, у которых шляпка напоминает лужицу, а ножка — трубочку.

3. Те, что чаще всего растут под осиной.

4. Король среди всех грибов.

7. Их чаще увидишь разноцветными.

По вертикали:

1. Необыкновенно красивые и очень опасные грибы.

3. Смертельно ядовитые грибы с бледно-зеленой шапкой.

6. Они названы так из-за своего особого рыжевато-оливкового цвета.

8. «Дружные» грибы, растущие семейками на пнях, деревьях, корнях, буреломах.

Ответы.

По горизонтали: 2. Волнушки. 3. Подосиновики. 4. Боровик. 6. Сыроежки.

По вертикали: 1. Мухоморы. 3. Поганки (бледные). 5. Рыжики. 7. Опята.