СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающий мир, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - открытие нового знания, цель которого способствовать формированию у обучающихсяпредставления о поверхности родного края.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающий мир, 4 класс»


Технологическая карта урока окружающий мир, 4 класс

Составитель: Карпова Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 2» с. Чернолесского

Новоселицкого округа Ставропольского края





УМК»Школа России»

Окружающий мир, 4 класс

Тема урока «Поверхность нашего края»


Цели
деятельности
учителя

Показать необходимость и способы охраны земной поверхности; способствовать формированию у учащихся представления о поверхности родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осваивают элементарные нормы адекватного природосообразного поведения

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/562851/

http://www.profistart.ru/ps/blog/31333.html

Оборудование

физическая карта России; административная карта России; физическая карта области; рисунки и фотографии
с изображением оврагов, карьеров, свалок; схема «Формы рельефа»

Основные
понятия

Рельеф, равнина, гора, холм, овраг, балка, террикон



организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Звучит припев «Песни о России» (слова О. Высотской, музыка В. Локтева):

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!..

– Почему в целом свете нет роднее страны, в которой мы живем?

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному краю. Мы пройдем территорию нашего края
с востока на запад и с севера на юг.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний.

Планируемые результаты обучения.

Проверка
домашнего задания: тестирование.

Обобщение имеющихся знаний

– Выполните тест «мой край».




– вспомним, какие формы рельефа встречаются в нашей стране

на доске заполняется схема:

– Вспомните, каким цветом на карту нанесены плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье и горы.

– Как отличить горы и холмы? Что у них общего
и чем они отличаются?.

Выполняют задания теста.



Составляют схему











Отвечают
на вопросы.

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия при выполнении работы.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Устные ответы,

выполненные

задания теста, заполнение схемы

III. Краткое учебное содержание.

Целеполагание.








Рассказ учителя.

Составление рассказа
об овраге
по плану.

– Сегодня познакомимся с другой формой поверхности земли. Догадайтесь, о чем идет речь:

Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности земли под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности. (Овраги.)

Рассказывает об образовании оврагов.


предлагает учащимся рассказать об овраге по плану:

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

Слушают учителя.








Составляют рассказ.




фронтальная, индивидуальная.










Устные ответы, составленный

рассказ, выполненные задания из эле-

ктронного приложения к учебнику





Работа с таблицей.








Работа
по учебнику.









Беседа по прочитанному в учебнике материалу.

– Через много лет склоны оврагов покрываются растительностью, он перестает расти и превращается
в балку.

– Составьте сравнительную характеристику оврагов и балок, сходства и отличия занесите в таблицу.

Характеристика поверхности

Сходства

Различия

Овраг



Балка

– Какой ущерб наносят овраги? Почему необходимо
с ними бороться?

– О методах борьбы с оврагами прочитайте текст
в учебнике (с. 150). Расскажите, как люди ведут борьбу с оврагами.

предлагает прочитать статью «Надо ли охранять… поверхность?» в учебнике (с. 148–149). Затем демонстрирует фотографии пустырей, свалок, заброшенных карьеров.

– А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест?

– Есть еще одна незаживающая рана на поверхности Земли. Это горы, которые создал человек. Прочитаем статью в учебнике (с. 152–153).

– Как называются эти горы?

– Как образовались эти горы?

– Чем опасны терриконы?

– Как люди борются с ними?




Заполняют таблицу.







Читают текст
в учебнике. рассказывают о методах борьбы с оврагами.




высказывают свои предположения.




Коллектив

ная.







Индивидуальная.










Задания
из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Индивидуальная





IV. Виды организации учебной деятельности.


Кроссворд.



























Игра «Узнай меня» (вариант)

кроссворд:

1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина. (Холм.)

3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть. (Террикон.)

4. Строение земной поверхности. (Рельеф.)

5. Есть подошва, склон, а вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

6. Ровная, без гор и холмов земная поверхность. (Равнина.)

7. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками. (Балка.)


• Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора.)

• У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм.)

• Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон.)

• Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. (Балка.)

• Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг.)

Предлагает учащимся самим проверить правильность ответов

Разгадывают кроссворд.

























Участвуют
в игре.











Осуществляют самопроверку

Фронтальная, коллективная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации

Устные ответы, записи
в тетради

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– О чем мы узнали сегодня на уроке?

– Что мы называем родным краем?

– Где находится наш(-а) край (область)?

– Какова поверхность нашего(-й) края (области)?

– Какой вред приносит овраг людям?

читают вывод в учебнике (с. 151).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 147–153. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3

Задают уточняющие вопросы

фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач