2.Актуализация знаний | -Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о крестьянах. Фронтальный опрос -Кто такие крестьяне? -А чем занимались крестьяне? -Какие культуры в полях выращивали крестьяне? -Каких животных разводили? А вот коренные народы севера (якуты, чукчи и др.) занимались разведением оленей. -Какие орудуя сельскохозяйственного труда вы знаете? | • Отвечают на вопросы учителя -Крестьяне – так раньше называли сельских жителей, занимающихся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных. -Они выращивали овёс, ячмень, гречиха, пшеница, рожь, горох, бобы, лён и коноплю. -Они разводили коров, лошадей, коз, овец. -Грабли, коса, вилы, серп, борона, соха, плуг | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3-6 |
4. Первичное усвоение новых знаний | Индивидуальная работа • Раздает карточки с крестьянскими обязанностями • Предлагает определить, где говориться о женских, а где о мужских обязанностях, необходимо подчеркнуть: Красным -женские, черным-мужские • Просит обучающихся озвучить ответ по поднятой руке Работа с учебником • Предлагает одному вслух прочесть последний абзац на стр. 94 и обратить внимание на иллюстрации на стр. 95, тем самым проверить ответы -Кто не справился с заданием? Какие возникли трудности? Рассказ учителя -Крестьянам было не легко работать на земле, ведь заморозки, град и засуха могли уничтожить их урожай. Чтобы успешно вести хозяйство, крестьяне наблюдали за природой, замечали, при какой погоде лучше пахать землю, сеять семена, собирать урожай, косить траву. -Ребята, а вы помогаете своим родителям? -Крестьянские дети тоже помогали своим родителям. Они начинали трудиться рано, уже в 5-6 лет мальчик умел ездить верхом, водил коней на водопой. В 9 лет вместе с отцом ходил работать в поле, на охоту, ставил ловушки. К 14 годам уже мог заменить в хозяйстве отца. Ещё совсем маленькой девочке дарили игрушечную прядку, а уже в 6 лет учили прясть по-настоящему. К 14 годам она была уже готова выполнять всю женскую работу. Работа в парах • Предлагает в парах составить рассказ-описание по одной из картин на стр. 98-99, отвечая на вопросы: Кто изображен на картине? Чем занимаются герои? Какую помощь они оказывают семье? -Отвечает один из пары. Рассказ учителя - Как бы ни жили крестьяне, время для шутки находили всегда. Каждое лето на их огороде появлялось пугало. -Дети, а вы знаете, что такое пугало? -А из чего делали пугало? -Пугало делали не только для отпугивания птиц, но и позабавить народ. В создании пугала принимали участие все члены семьи. С наступлением осени пугало разбирали и складывали в сарай до следующего года. -Дети, а вы знаете, кто такие крепостные крестьяне? -А кто такой помещик? -Помещик мог продавать крестьянина или обменять его, словно какую-нибудь вещь. -Крестьяне не хотели принудительно работать. Уменьшались урожаи, многие помещики разорялись. Нищали деревни, кругом была бедность. - Как вы думаете, нравилась такая жизнь крестьянам? -Крестьяне часто убегали от помещиков. Землевладельцы боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, они требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алексей Михайлович издал такой закон. В 1649 году было законно установлено крепостное право. -В 1861 году царь Александр II подписал манифест об освобождении крестьян и отмене крепостного права. | • Распределяют обязанности согласно заданию • Озвучивают свои ответы • Внимательно слушают чтение абзаца • Рассматривают изображенные в книге иллюстрации • Анализируют свои ответы • Отвечают, какие возникли трудности, если они возникли • Внимательно слушают учителя • Отвечают на вопросы учителя -Да • Работают в паре • Рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы • Внимательно слушают учителя • Отвечают на заданные вопросы -Чучело, выставляемое в садах и огородах, служащее для отпугивания птиц. -Пугало делали из палки, старой одежды, из соломы делались волосы, разбитый горшок или ведро были головой, веник и несколько палок были руками. -Крепостные крестьяне– это люди, которые были обязаны жить на земле помещиков, работая на них. -Помещик – Землевладелец в России -Нет, ведь им было тяжело постоянно трудиться, они могли заболеть, пораниться, помещики никогда не проявляли к ним никого сочувствия. • Внимательно слушают рассказ учителя • Запоминают новую тему | Карточки Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11-12 |
5. Первичное закрепление усвоенных знаний | Фронтальный опрос по теме -Какая была тема сегодняшнего урока? -Кто такие крестьяне? -Какие культуры выращивали? -Какой скот разводили? -С каким новым сельскохозяйственным орудием познакомились? -К скольким годам дети могли полностью заменить родителей в хозяйстве? -Кто такие крепостные крестьяне? -Когда и кем было установлено крепостное право и когда и кем было отменено? | • Принимают участие в опросе -Труд в крестьянском хозяйстве. -Крестьяне – так раньше называли сельских жителей, занимающихся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных. -Они выращивали овёс, ячмень, гречиха, пшеница, рожь, горох, бобы, лён и коноплю. -Они разводили коров, лошадей, коз, овец. -Серп, борона, соха, плуг -К 14 годам -Крепостные крестьяне– это люди, которые были обязаны жить на земле помещиков и работать на них. -В 1849 года Алексей Михайлович установил крепостное право. В 1861 Александр II отменил крепостное право | |