Конспект урока химии в 9 классе
Тема: «Оксиды углерода (II и IV)»
Подготовила: учитель химии и биологии
МБОУ «Жердевская СОШ №2»
Рабодзей Татьяна Ивановна
Класс: 9
Тема: Оксиды углерода (II и IV)
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: Урок – исследование
Цель: Создать условия для формирования знаний об оксидах углерода, их свой- ствах, получении, применении, физиологическом действии на организм челове- ка и на природу в целом.
Задачи:
Личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью, окружающей природе, развитие ответственного отношения к учебе, познава- тельного интереса к химии, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умений парной и групповой работы.
Предметные – систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода, усвоить строение, физические свойства, химиче- ские свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, каче- ственную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравни- вать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать ин- формацию из сети Интернет.
Метапредметные – формирование научного мировоззрения (о реально- сти существования этих оксидов и связанных с ними превращений), раскрытие причинно-следственных связей, развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, определять способы действий и соот- носить с планируемыми результатами.
Методы: словесные, наглядные, исследовательские
Методические приемы: объяснение, беседа, индивидуальная и групповая работа, эксперимент.
Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, мультимедиа проек-
тор.
Оборудование и реактивы для учащихся: лабораторная посуда (пробирки,
штатив для пробирок, химические стаканы), реактивы (уксусная кислота, гид- рокарбонат натрия (сода), гидроксид кальция), индикаторы.
Литература для учителя:
Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учре- ждений. – М.: Дрофа, 2009
Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2011
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и по- ступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999
Некрасова Л.И. Химия. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 9-й класс.: к
учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Изд – во «Экзамен», 2006
Литература для учащихся:
Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учре- ждений. – М.: Дрофа, 2009
Габриелян О.С. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Хи- мия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2009
Ким Е.П. Химия. ГИА. Диагностика готовности.- Саратов: Лицей, 2011.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и по- ступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999
Физика и химия: Универсальная энциклопедия школьника/ А.А. Ворот- ников. – Мн.:Валев, 1995
Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999
Условные обозначения:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД
П – познавательные УУД
К – коммуникативные УУД
Технологическая карта урока:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Орга- низа- цион- ный мо- мент | Приветствие учащихся. Настрой на со- трудничество путем создания положи- тельной мотивации. | Приветствуют учителя, настраи- ваются на работу. | Самоопределе- ние (Л) Учебно- познавательная мотивация, планирование учебного со- трудничества (Р) |
2 | Акту- ализа- ция опор- ных зна- ний | На прошлом уроке мы познакомились с элементом углерод и узнали, что при сгорании он образует два оксида. Помните ли вы, какие это оксиды? Предлагаю отгадать загадки. Отгадка- ми будут являться вещества, о которых вы слышали и с которыми неодно- кратно сталкивались в обычной жизни. 1.Чтоб появиться, я сумел, Прокаливают белый мел. | Высказывают мнения, отгады- вают загадки, называют форму- лы (СО, СО2). | Смыслообра- зование (Л) Формулирова- ние и аргумен- тация своего мнения (К); Учет разных мнений, коор- динирование в сотрудничестве разных пози- |
| | Я в газированной воде, Я в хлебе, в соде; я везде. И фотосинтез без меня И не туда и не сюда. И пламя маленькой свечи И нужно только сделать вдох Чтоб я на свет явиться мог. Меня дает огонь в печи (Углекислый газ или оксид углерода (IV)) 2. Горю я синим пламенем Угаром угрожаю, Когда совсем сгораю я, Из печки улетаю. (Угарный газ или оксид углерода(II)) О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? А в природе эти оксиды существуют? Вместе с учащимися указываем глав- ные причины интенсивного притока углекислого газа в атмосферу. сжигание ископаемого топлива, от- ходы целлюлозно-бумажного произ- водства; огромное потребление кислорода ме- таллургической и химической про- мышленностью; истребление лесов, особенно тропи- ческих; разрушение и минерализация лесных подстилок, дернины лугов, степей; осушение болот, сопровождающего- ся интенсивным окислением торфяни- ков; уничтожение водной растительности в дельтах рек, загрязнение водоемов и морей, приводящего к угнетению фото- синтеза и, как следствие, к увеличению концентрации углекислого газа в атмо- сфере. Масштабы круговорота СО2 (в млрд. т в год) Поступление в атмосферу Из океанов 200 Дыхание и гниение 60 Горячие источники и вулканы 0,1 Сжигание топлива 6 Освоение целинных земель 2 Уход из атмосферы В океаны 200 Фотосинтез 60 Выветривание 0,1 | Формулируют те- му урока и запи- сывают ее в тет- радь. Высказывают мнение о наличии этих оксидов в природе и причи- нах их появления. Анализируют таб- лицу и делают вы- воды. (Из таблицы видно, что в природе образование и расхо- дование углекислого газа сбалансирован- ное. Но деятельность человека нарушает | ций (К) Достаточно полное и точ- ное выражение своих мыслей (К); Поиск и выде- ление инфор- мации (П) установление причинно- следственных связей (П) Построение логической це- пи рассужде- ний (П) Доказатель- ство (П) Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Целеполагание (Р) Коррекция (Р) |
| | Углекислый газ часто называют “пар- никовый газ”. Как вы думаете, почему? и с чем это связано? Глобальная проблема человечества “Парниковый эффект” | баланс). Высказывают мнения, объясня- ют суть парнико- вого эффекта. | |
3 | Поста- ста- новка учеб- ной задачи | Мы узнали, какую роль играют оксиды в природе. Хватит ли нам этих знаний? А что же еще нам нужно знать об этих веществах? И как мы будем это делать? | Высказывают мнения, опреде- ляют цели и зада- чи урока. Предла- гают план изуче- ния темы. | Смыслообра- зование (Л) Формулирова- ние и аргумен- тация своего мнения (К); Учет разных мнений (К) Достаточно полное и точ- ное выражение своих мыслей (К); Самостоятель- ное выделение познаватель- ной цели (П) Выбор основа- ний и критери- ев для сравне- ния (П) Целеполагание (Р) Планирование (Р) Коррекция (Р) |
| Признаки сравне- ния | СО (угар- ный газ) | СО2 (угле- кислый газ) |
Строение молеку- лы | | |
Физические свой- ства | | |
Химические свой- ства | | |
| | Физиологическое действие на орга- низм | | | |
| | Способы получе- ния | | | |
| | Применение | | | |
| | Данные, которые будут получены в ходе изучения темы должны быть за- несены в таблицу. Вы начнете запол- нять ее на уроке, а продолжите запол- нение дома. | |
| | 1. Чтобы ответить на вопрос урока, мы должны заняться исследованием оксидов. Для этого каждая из команд получит задания, с которыми будет работать в течение 10 минут. Команды «Знатоки», «Уравнители», «Добытчики», «Физиологи», «Историки», «Аналитики», Результат работы команды представляет иллюстратор. В итоге на доске образуется общая схема (кластер, опорный конспект или др.), отражающая сравнительную характеристику оксидов углерода (II) и (IV). Ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2071/start/ https://www.yaklass.ru/p/himija/89-klass/khimiia-nemetallov-157456/uglerod-soedineniia-ugleroda-163475 | Учащиеся отве- чают на вопросы и обосновывают свое мнение. За- полняют таблицу. | Смыслообра- зование (Л) -достаточно полное и точ- ное выражение своих мыслей (К); |
4 | Откры кры- тие нового знания | Команды получают инструкции с заданиями и приступают к их выполнению. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Работают с учеб- ником, выделяя физические свой- ства оксидов угле- рода. Отвечают на во- просы учителя, а затем выполняют практическую ра- боту, повторив технику безопас- ности. Далее запи- сывают реакции в таблицу. Учащиеся выска- зывают мнения и ищут информа- цию в Интернете, заполняют табли цу. | поиск и выде- ление инфор- мации (П) смысловое чтение (П) синтез как со- ставление це- лого из частей, восполняя недостающие компоненты (П) Установление причинно- следственных связей (П) Построение логической це- пи рассужде- ний (П) Доказательство (П) Оценка (Р) Коррекция (Р) Контроль (Р) |
5 | | 2. Мини-проект Проблема о взаимодействии карбонатных пород (мрамор, известняк) с соляной кислотой, а именно, в природе эти породы разрушаются очень медленно. Другое дело в городе, этот процесс очень сильно ускоряется. Почему? Дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос. учащиеся проводят мини-исследование «Определение карбоната кальция в различных минералах» | ПРИЛОЖЕНИЕ 2 | |
5 | Пер- вич- ное закреп креп- ление | Ситуационное задание для оценки сформированности у обучающихся естественнонаучной грамотности и метапредметных умений ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8&theme_guid=20FB50AB6DFD807F400696CC1C2FEDD9&md=qprint&groupno=3 | Выведение следствий (П) Синтез как со- ставление це- лого из частей (П) Коррекция (Р) Контроль (Р) |
6 | Само- стоя- тель- ная работа с мопро про- веркой по этало- ну. | Выберите из предложенных утвержде- ний те, которые справедливы: I вариант: - для угарного газа (CO) II вариант: - для углекислого газа (СО2) Бесцветный газ, без запаха. Газообразный при обычных услови- ях. Ядовит. Не ядовит. Хорошо растворим в воде. Плохо растворим в воде. Газ легче воздуха. Газ тяжелее воздуха. Проявляет кислотные свойства. В молекуле 3-я связь образуется по донорно - акцепторному механизму. Соединяется с гемоглобином кро- ви. Степень окисления углерода +2. 13.Степень окисления углерода +4. В реакциях может быть и окисли- телем, и восстановителем. В реакциях может быть только окислителем. При пропускании через известко- вую воду наблюдается помутнение. Варианты ответов проецируются на экран: отметка «5» - 9 правильных ответов «4» - 8 «3» - 7-6 «2» - 5 и менее | Учащиеся выпол- няют тест пись- менно и осу- ществляют взаи- мопроверку по эталону. | Смыслообра- зование (Л) Оценка (Р) Коррекция (Р) Самоанализ и самоконтроль (Р) |
7 | Ре- флек- | Оценивание учащихся. Ребята, что нового вы узнали на уроке? | Выставляют себе оценку, завершая | Формулирова- ние и аргумен- |
| сия | Оцените своё состояние на уроке («Я | урок анализом по- | тация своего |
дея- | это знаю», «Я много узнал», «Как все- | лученных знаний. | мнения (К); |
тель- | гда», «Мне хотелось бы ...»). | | Достаточно |
ности | | | полное и точ- |
(итог | | | ное выражение |
уро- | | | своих мыслей |
ка). | | | (К); |
| | | Установление |
| | | причинно- |
| | | следственных |
| | | связей (П) |
| | | Доказательство |
| | | (П) |
| | | Оценка (Р) |
| | 1. Доделать таблицу. 2. Подготовить сообщение | | |
8 | До- маш- | 3. Творческое задание: придумать загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ | Записывают до- машнее задание. |
| нее | 4. Олимпиадная задача (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) | |
| зада- | | |
| ние | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание для команды «Знатоки».
Зная названия оксидов углерода (II) и (IV) и имеющиеся у вас знания, дайте характеристику этим веществам по плану:
1. Химические формулы и тривиальные названия.
2. Вид химической связи в молекулах.
3. Степени окисления атомов углерода.
4. Окислительно-восстановительные свойства.
5. Химические свойства обоих веществ.
Сравните свои предположения с текстом учебника. Запишите ответ в тетрадь.
Задание для команды «Уравнители».
Выполните задания, расположенные на рабочем столе ноутбуков в папке «Оксиды углерода». После окончания работы не закрывайте задания для последующей проверки учителем.
Сделайте вывод, к каким оксидам относят оксид углерода (II) и (IV) с точки зрения химических свойств? На основании, каких свойств вы пришли к этому выводу? Запишите вывод в тетрадь.
Задание для команды «Физиологи».
Используя материал учебника, интернет-ресурсы и др.источники информации заполните пропуски в тексте. Составьте памятку по оказанию первой помощи при отравлении оксидом углерода (II) и (IV) и запишите её в тетрадь.
Текст 1.
Газ без _______, без _______ (почувствовать его невозможно) — тем и коварен! Этот газ коварен еще и тем, что распределяется в воздухе __________________. Мr (СО) = _____ и приблизительно равна Мr (воздуха) = 29. В воде нерастворим. Горит голубоватым пламенем. Ядовит, ПДК (СО) = 20 мг/м3. Соединяясь с гемоглобином _____________ кровяных телец, переносчиков _________________ от легких к тканям организма, угарный газ вызывает кислородное голодание, и человек может погибнуть. При вдыхании воздуха, содержащего до 0,1% CO ,человек может потерять сознание и умереть. Угарный газ необратимо связывается с ______________________________ крови, препятствуя газообмену, человек — задыхается.
Оказание помощи — дышать ________________________________, ____________________крови.
Текст 2.
Газ без ____________, без ____________, хорошо растворим в ____________, Мr(СО2) = _____________. Сравним с Мr(воздуха) = 29. В ________ раза тяжелее воздуха. При t = - 760С – «сухой лёд».
Оказывает на человека наркотическое действие, раздражает кожу и слизистые оболочки. ПДК (СО2) = 30 мг/м3 Для человека вреден как ________________ его, так и ________________. В небольших количествах (до 2%) углекислый газ стимулирует деятельность дыхательного центра. С ____________________ концентрации возникают серьёзные расстройства, и при 10%-й концентрации ________________ останавливается, происходит _________________сознания, при 20% - паралич жизненных центров в течение _______________ секунд. К счастью, человек редко сталкивается с такими большими концентрациями СО2 в воздухе (это возможно, например, в подвалах без ________________, где хранят сухой лёд).
Как помочь человеку, отравившемуся углекислым газом?
Задание для команды «Историки».
У вас на рабочем месте находятся разные предметы или картинки с их изображением. Подумайте, что объединяет эти предметы? Где они находят применение? Сделайте вывод о применении оксидов углерода (II) и (IV). Запишите вывод в тетрадь.
Задание для команды «Аналитики»
Выполните виртуальную практическую работу «Получение и свойства оксида углерода (IV). Какие вещества могут служить для обнаружения оксида углерода (IV)? Составьте уравнения химических реакций в тетради.
Задание для команды «Добытчики».
Просмотрите видеофрагмент о получении оксида углерода (IV) и определите возможность его получения из предлагаемых природных материалов. Какая реакция будет качественной на оксид углерода (IV)? Составьте уравнения химических реакций в тетради.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Определение карбоната кальция в различных минералах»
Оборудование и реактивы:
Образцы минералов из школьной коллекции, лупа, пипетка, раствор соляной кислоты.
Ход исследования: Рассмотрите выданные вам образцы минералов, капните на образец 1-2 капли раствора соляной кислоты. При наличии в минералах карбоната кальция будет наблюдаться выделение пузырьков газа.
Отчёт о работе оформите в виде таблицы и сделайте вывод.
№ образца | Внешний вид | Наблюдение | Уравнение химической реакции | Вывод о наличии карбоната кальция |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ситуационное задание для оценки сформированности у обучающихся естественнонаучной грамотности и метапредметных умений Сухой лёд Сухой лёд – так называют углекислый газ в кристаллическом состоянии. Его вырабатывают на специальных концентраторах, в результате чего он приобретает сходство со льдом. Особенность сухого льда в том, что он быстро испаряется и сразу превращается в обычный углекислый газ, минуя жидкое состояние. Сухой лёд используется главным образом в пищевой промышленности: для шоковой заморозки продуктов, их охлаждения и транспортировки. Также его применяют в научно-исследовательской деятельности, например при испытаниях и сборке некоторых агрегатов в машиностроении. Кроме того, сухой лёд часто становится атрибутом химических шоу, так как от него исходит эффектная пелена тумана. 1. Почему кристаллическую форму углекислого газа называют именно «сухим» льдом? В чём его отличие от обычного льда – кристаллической воды? | |
Конец формы
Ответ (критерии оценивания)
Возможный ответ |
Ответ: углекислый газ (при атмосферном давлении) переходит из твёрдого состояния в газообразное, минуя при этом, в отличие от обычного льда, жидкое состояние |
Записан верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Начало формы
2. Сухой лёд используют для охлаждения и транспортировки пищевых продуктов. Температура сухого льда обычно составляет –78,33 °С. В быту сухой лёд можно использовать с такой же целью. Для этого надо насыпать немного гранул сухого льда в термос или контейнер с двойными стенками, сверху насыпать обыкновенный лёд, затем положить пищевые продукты или напитки. Продукты могут храниться таким образом от 5 до 7 дней. 1) Объясните, зачем поверх гранул сухого льда необходимо поместить кусочки обычного льда? 2) Какой лёд – «сухой» или обычный – «исчезнет» в термосе первым? Поясните, почему. |
Конец формы
Ответ (критерии оценивания)
Возможный ответ |
Ответ: 1) сухой лёд имеет слишком низкую температуру и при соприкосновении с продуктами может повредить их, а наличие обычного льда предотвратит переохлаждение продуктов 2) Первым «исчезнет» сухой лёд, так как температура его превращения в газ ниже, чем температура плавления обычного льда |
Записаны верные ответы на два вопроса | 2 балла |
Записан верный ответ на один из вопросов | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Начало формы
3. Сухой лёд считается безвредным для человеческого организма веществом. Но если при таянии большого количества сухого льда комната заполняется углекислым газом, то люди могут сначала почувствовать головокружение, а затем начать задыхаться и терять сознание. Объясните, почему человек может потерять сознание при повышенном содержании углекислого газа в помещении? |
Конец формы
Ответ (критерии оценивания)
Возможный ответ |
Ответ: при повышении содержания углекислого газа в воздухе происходит уменьшение содержания кислорода, и человек может потерять сознание от удушья |
Записан верный ответ | 1 балл |
Другой ответ или ответ отсутствует | 0 баллов |
Начало формы
4. Выберите все верные утверждения о свойствах и применении углекислого газа. |
| 1) | При повышении температуры воды растворимость в ней углекислого газа увеличивается. | | 2) | Углекислый газ может скапливаться в шахтах и колодцах, так как он тяжелее воздуха. | | 3) | Углекислотные огнетушители можно применять для тушения горящей электропроводки. | | 4) | Повышенная концентрация углекислого газа приводит к отравлению организма, так как этот газ является токсичным для человека. | | 5) | Газированная вода имеет кислый вкус за счёт растворённого в ней углекислого газа. | |
Конец формы
Ответ (критерии оценивания)
Ответ: 235 |
Записан верный ответ | 2 балла |
Допущена только одна ошибка в ответе | 1 балл |
Допущено более одной ошибки или ответ отсутствует | 0 баллов |
Начало формы
5. При концентрации в воздухе углекислого газа более 3% по объёму ситуация становится опасной для человека. Состав воздуха, который не содержит вредных примесей и безопасен для человека, представлен в таблице: | Газ | Содержание, % | 1 | азот | 78,09 | 2 | кислород | 20,95 | 3 | углекислый газ | 0,03 | 4 | аргон, неон, гелий и др. | 0,93 | Будет ли концентрация углекислого газа опасной для человека, если в закрытом помещении площадью 20 м2 и высотой 2,5 м испарить 2 кг сухого льда? Ответ подтвердите расчётами. |
Конец формы
Ответ (критерии оценивания)
Возможный ответ |
Ответ: нет, не будет. Проведены вычисления и сделан вывод: вычислен объём помещения V помещ = 20 � 2,5= 50 м3; молярная масса углекислого газа M = 44 г/моль; вычислено количество вещества углекислого газа n = 2000 / 44 = 45,45 моль; вычислен объём углекислого газа V газа = 45,45 � 22,4 = 1018, 08 л или 1,018 м3; вычислена доля углекислого газа w = 1,018 / 50 = 0,02, или 2%. То есть, с учётом испарения 2 кг сухого льда концентрация в 3% не будет превышена. |
Верно выполнены три элемента ответа: вычислен объём помещения, вычислен объём углекислого газа, сделан верный вывод | 3 балла |
Верно выполнены два элемента ответа | 2 балла |
Верно выполнен один из элементов ответа | 1 балл |
Все элементы ответа неверны или ответ отсутствует | 0 баллов |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Олимпиадная задача
18 г смеси оксида углерода (II) и оксида углерода (IV) занимает объём 11,2 л. Определите объём оксида углерода (II) после пропускания исходной смеси над раскалённым углем.
Решение:
Пусть х моль угарного газа и у моль углекислого газа. Переведём объём смеси в количество вещества, что составит 0,5 моль.
Тогда получим, что х + у = 0,5
М(СО) = 28 г/моль; М(СО2) = 44 г/моль; 28х + 44у = 18
х + у = 0,5
Решая систему уравнений получим, что у = 0,25 моль; х = 0,25 моль;
0,25 моль 0,5 моль
CO2 + C = 2CO
1 моль 2 моль
После этой реакции угарного газа будет:
0,25 моль + 0,5 моль = 0,75 моль
Следовательно, объём угарного газа составит 0,75* 22,4 = 16,8 л