СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Чистый ручеёк нашей речи"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Чистый ручеёк нашей речи"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКиСЭ "Чистый ручеёк нашей речи"»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области«Зерноградский педагогический колледж»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урока ОРКСЭ,

проведенного 14.11.2018 г. в 4 «В» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Андреевой Мариной Алексеевной



Учитель: Воробьёва Я.А.

Методист: Бабенко Т.С.

_____________________

(подпись)



Зерноград

2018 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока: «Чистый ручеек нашей речи»

Класс: 4 «В»


Цель: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми


Учебные задачи:


Направленные на достижение личностных результатов:

  • Формировать умение к развитию мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

  • Развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии.


Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формировать умения:

  • овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения – РУУД;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата – РУУД;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач – КУУД;

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений – ПУУД.


Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Показать учащимся значимость речевого этикета;

  • Рассказать о правилах общения в различных ситуациях;

  • Развивать речь учащихся, их активный словарь.


Оснащение урока:


Материалы для учащихся: учебник А.И. Шемшурина 4 класс, раздаточный материал, письменные принадлежности.


Материалы для учителя: технологическая карта, учебник А.И. Шемшурина 4 класс, презентация, мультимедиа, раздаточный материал.

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Каким вы хотите видеть наш урок?

Здравствуйте


Слушают учителя

Эмоционально настраиваются на урок


Интересным, весёлым, увлекательным, познавательным

Быть внимательными, активными

ЛУУД (умение к развитию мотивации к продуктивной созидательной деятельности)

Формирование готовности восприятия учебного материала

Беседа

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-Что вы изучали на прошлом уроке?

А что такое этикет?

(СЛАЙД) 4-5 ситуаций с видами этикета.

-Какое правило этикета нарушено?

-Как нужно правильно поступить?


Этикет.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают ситуации с различными видами этикета.

Отвечают на вопросы.

КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач)

ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)

Метод ведения разговора


Иллюстрация


Создание проблемной ситуации

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Целеполагание












3.2.Открытие нового знания







3.3.Первичное закрепление
















Физ-минутка































3.4.Самостоятельная работа





3.5.Повторение и включение в систему знаний

-Обратите внимание на слайд.

Я предлагаю вам отгадать ребус.

Какое слово у вас получилось?

-Правильно, речка.

Я теку издалека,

Омываю берега,

Широка и глубока,

Называюсь я РЕКА. (Махалова А.)

-Кто из вас летом отдыхал на речке? Поделитесь своими воспоминаниями.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

-Что мы используем, разговаривая друг с другом?

-Самые наблюдательные, наверное, заметили созвучие слов «речка» и «речь»

Как они могут быть связаны с темой урока?

- Вы уже догадались, какая тема нашего урока? Верно, чистый ручеек нашей речи, его красота.

- Что бы вы хотели от сегодняшнего урока чему хотели бы научиться, на какие вопросы ответить? Я надеюсь, что сегодня мы ответим на все ваши вопросы.

-Учитель дает несколько пословиц о речи детям. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

-Как вы понимаете эти пословицы?

-Учитель сообщает текст учебника о чистоте речи.

-Как вы понимаете фразу «Произнесенное слово выражает смысл сказанного и придает ему эмоциональную окраску»?

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Микро-итог.

-В учебнике вы найдете два рассказа замечательного русского педагога В.А. Сухомлинского. Познакомимся с ними (чтение по цепочке).

Кто из вас может ответить на вопросы к первому тексту. Ко второму?


(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)


(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

- Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.

Давайте с вами ознакомимся со словами-паразитами, для того чтобы их знать и не употреблять в своей рече.

Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, без них смысл высказывания никак не изменится.

- Что значит «чисто» говорить?


(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

-Зачем я рассказала вам эту историю?

-Конкурс скороговорок.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Демонстрация скороговорок учителем.

Произнесение скороговорок детьми.


(ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

-Разыгрывание реплик.

Прочтите реплики литературных персонажей, передавая душевное состояние героя, отмеченного автором.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

-Разыгрывание речевой ситуации (игра – тренинг)


Переработка текста со словами-паразитами.

-Ребята, я предлагаю вам ознакомиться с небольшим текстом. Вы должны понять, что же в нем не так и исправить.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 10)


Стихотворение С. Михалкова «Сашина каша»

(ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

-О какой каше идет речь?

Какой вывод сделаем для себя?

Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вспомнить какая же была тема нашего урока?

Достигли ли мы с вами цели, которую ставили на уроке?

Испытывали ли вы трудности при изучении темы?

Что на уроке вам понравилось больше всего?

Какие правила запомнили?

Пригодятся ли они вам в жизни? Как?

Смотрят на слайд. Разгадывают ребус.

Слово, речка.


Слушают учителя.




Делятся своими воспоминаниями.



Слова.


Слушают учителя.


Отвечают на вопрос учителя.

Определяют тему урока. Чистый ручеек нашей речи.


Отвечают на вопросы учителя.




Читают пословицы.


Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают учителя.


Отвечают на вопросы учителя.

Размышляют над смыслом фразы.



Вместе с учителем подводят микро-итог.

Чтение рассказов В.А. Сухомлинского по цепочке.


Отвечают на вопросы по рассказам.


Выполняют физ-минутку.


Слушают учителя.

Отвечают на вопрос. Делают вывод. Вывод: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи.

Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова)

Отвечают на вопрос.

Произносят скороговорки.


Разыгрывают реплики.





Разыгрывают речевую ситуацию.








Выполняют самостоятельную работу. Проверяют работу по эталону.



Слушают учителя.


Отвечают на вопросы.



Беседуют.




Отвечают на вопросы.

РУУД (умение овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения)


КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач)

ПУУД (овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)





ПУУД(овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений)


РУУД (планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата)



КУУД (использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач)



Беседа


Проблемная ситуация










Беседа





Иллюстрация









Демонстрация









Проблемная ситуация

Самостоятельная работа



Проверка по эталону







Метод ведения разговора

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ

Продолжите фразу:

« Я сегодня узнал…»

«Урок для меня полезен…»(СЛАЙД)

Каждый из вас сегодня получит маленький подарок - правила вежливого человека.

Спасибо за урок, до свидания.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Рассматривают правила вежливого человека.

Прощаются с учителем.

ЛУУД (развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии)

Самооценка


Беседа



















Приложение №1

Кто из вас летом отдыхал на речке? Поделитесь своими воспоминаниями. Каждый из вас рассказал о своих близких, друзьях, подаривших вам радостные минуты общения. Что мы используем, разговаривая друг с другом? Слова, словно маленькие ручейки, стекаются в одно большое понятие «речь». Самые наблюдательные, наверное, заметили созвучие слов «речка» и «речь». Бывает вода в реке светлой, прозрачной, такой, что видно каждый камешек на дне, а бывает и другой – мутной и зловонной. Так и наша с вами речь, подобно живой и мертвой воде, может излечить или искалечить.


Приложение №2

Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Слушай больше, а говори меньше.


Приложение №3

Встаньте, пожалуйста, повернитесь лицом к соседу и произнесите слова «Пожалуйста, улыбнись!»

Сначала произнесите фразу ласково, затем в форме приказа, но спокойно, и наконец-то отрывисто, угрожающе. Какие чувства вы испытывали в каждой из речевых ситуаций?

Теперь тихо сядьте, продолжим урок.


Приложение №4

Я иду, и ты идешь – раз, два, три. (Шаги на месте.)

Я пою, и ты поешь – раз, два, три. (Хлопки в ладоши.)

Мы идем, и мы поем – раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шаги на месте.)


Приложение №5

Вы, наверное, уже не раз замечали, что даже совсем незнакомые люди, с которыми мы невольно общаемся в транспорте, в магазине, в поликлинике и других общественных местах, могут оказать огромное влияние на настроение. Дерзкие слова, хамство, ругань ни у кого не вызывают положительных эмоций. Но, тем не менее, довольно часто мы наблюдаем неуважительное отношение людей друг к другу.

Неизвестно, по какой причине некоторые люди употребляют дурные слова. Они знают, что поступают плохо, что выглядят некрасиво, но всё равно засоряют свою речь этими словами.

Помни: русский язык богат и выразителен — чтобы высказать всё, о чём ты думаешь и что ты чувствуешь, в нём всегда найдутся точные и красивые слова. Твоя речь должна быть не только понятной, но и приятной, необидной для окружающих.


Приложение №6

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал в рот себе камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

Обобщение ответов: чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много трудных мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.


Приложение №7

1.

Ехал грека через реку.

Видит грека - в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека - цап!

2.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

3.

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

4.Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

5.

Галка села на забор

Грач завел с ней разговор.


Приложение №8

Реплика 1.

«И она еще спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» - кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро)

Реплика 2.

«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский).

Реплика 3.

«Хорошо иметь брата…» - шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко).

Какой же совет вы хотели бы дать человеку, который хочет стать талантливым собеседником?

Совет: упражняйтесь в речевом дыхании, учитесь говорить чисто, выразительно.


Приложение №9

Речевая ситуация 1.

Герои: Лёня и Коля.

-Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова-сорняки, они засоряют речь.

- Ну а кто всё время говорит «ну»!

- Да ты только что сказал «ну»!

Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Без «ну» и без «значит».

- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

- Чем недоволен Коля? Замечает ли Лёня в своей речи «лишние слова»? Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь).

-Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?

Совет: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.


Приложение №10

В саду.

Поздней осенью, в общем, я посадил молодые яблоньки. Наступила как бы дружная весна. В общем по дорогам зажурчала вода. Почти быстро сошёл снег. На самом деле ярко заблестели на солнце лужи.

Я почти пришёл в сад ну и осмотрел свои яблоньки. Так сказать сучья и веточки все были целы. Как бы лопнули почки. Собственно говоря, показались алые края цветочных листьев. По саду практически разносились чудесные песни птиц. В песнях прикольно звучала радость встречи с теплом ну и весной. Короче легко и спокойно было на сердце. 


Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце.


Приложение № 11

(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.

Вывод: говорит надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи.

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

НЕ манка, не овсянка

На сладком молоке

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.