Конспект урока по ОРКСЭ
Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Цель урока: - способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие», формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.
Задачи урока:
- познакомить школьников с нравственные понятиями «милосердие», «человеколюбие», «взаимопомощь»;
- развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
-способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- развивать нравственные качества и творческие способности;
- дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.
- учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания.
личностные
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
метапредметные
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня.
Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В.Даля, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Всем, у кого прекрасное настроение - здравствуйте !
Всем, кто не боится трудностей - здравствуйте !
Ребята ,поздоровайтесь с гостями…
Упражнение «Передай энергию »
За окном весна шагает,
Нас к работе приглашает.
Вы согласны со мной, друзья?
Возьмитесь за руки тогда.
Вы, наверное, разволновались, увидев гостей? Я тоже волнуюсь, но хочу сказать:
-Не бойтесь! Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, чувствуете…. как меняется ваше настроение. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном . О том, что волнует многих живущих на нашей планете.
…садитесь.
-Что мы изучаем на уроках ОРКСЭ? ( о разных религиях, о календарях, о ритуалах и обычаях, о добре и зле, о вере)- дети называют темы уроков.
Слайд 1. Слушание стихотворения Максима Калюжских.
- С какой целью Бог просыпался очень рано? ( чтобы в сердца людей влить счастье, радость и любовь)
- О чем грустил Бог? (о том, что люди не могут чистить свои сердца от обид, сердца каменеют, черствеют)
- Почему один только конвертик был со словами СПАСИБО БОГ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ, а остальные с просьбами? (мы разучились благодарить)
Я рада, что сегодня снова вместе.
Серьезные проблемы будем мы решать.
На мой вопрос вам предстоит найти ответ:
« Милосердие– это важно или нет?»
II. Актуализация знаний к теме урока, сообщение темы с мотивирующим приемом.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке. Слайд 2
-Давайте произнесем это красивое слово хором.
- Какие чувства вы испытали?
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Слайд 3 «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня сможем ответить, какие цели поставим перед собой.
Цели:
- Что такое милосердие?
- Какие дела можно отнести к слову «милосердие»
- Как разные религии учат милосердию?
Если посмотреть на него с точки зрения русского языка, то что можно заметить?
Из чего же для вас складывается понятие «милосердие»? Слайд 4
Метопредметная связь
Это сложное слово , состоящее из двух корней, и соединительной гласной о.
А как вы понимаете это слово?
Какое ключевое слово урока.. Милосердие..Открываем словарь!( на доске креплю картинку совы и слово… милосердие)
1..Самостоятельная работа.
Вас ждет самостоятельная работа, выполните задание карточки.
У вас 2-3 минуты
- От добрых поступков говорят, расцветает сердце. Пусть наше сердечко тоже расцветет….Я Считаю, что мое сердечко должно расцветать такими словами……
(На доске прикрепленное сердце, прикрепляем листики со словами) ,
Добавьте своими словами. (креплю пустой листок)
А теперь назовите качества, противоположные милосердию.
А каких слов мы назвали больше? Слайд 5
Подведение итогов этапа.
Сделайте вывод… Оцените свою работу.
Так что же такое милосердие… Слайд 6
(читает ученик … милосердие, какое новое слово вы услышали .
Какое новое слово заносим в Словарь: Сострадание. (креплю на доске)
2. Предлагаю построить дом , но дом необычный.. Слайд 7.
фундамент нашего дома – это реальная помощь, ////а затем, будем укладывать кирпичики…(хором договаривают) и сострадание, и любовь, и взаимопонимание, и...
- Так что необычного в нашем домике?
3. Ребята, а можно научиться быть милосердным?
Игра ДА –НЕТ «Как стать милосердным человеком» Слайд 8…
Запомни правила ... Слайд 9 (Чтение по цепочке 6 учеников, а дальше читаю я)
4. Много создано пословиц и поговорок о добре и милосердии. Выберите пословицу 1 ряд 1 , 2 – 2,3- з) и определите ее смысл. Слайд 10. Работаем в паре. Проверка.
- Что у вас получилось. Какой смысл у пословиц.
Оцените свою работу в паре.
Милосердие - активная доброта, любовь, выраженная в действии, потому что можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, говорить громкие слова о защите природы, и не замечать урны для мусора...
‑ Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? Слайд 11 (нет)
‑ А как мы должны относиться к попавшим в беду людям .(помогать и словом и делом) Слайд 12
Словарь: Как одним словом сказать помощь таким людям.
Какое новое слово отправляем в словарь? МИЛОСТЫНЯ. (креплю)
5. Слайд 13 (читаю стихи) «Спешите делать добро»
Послушайте внимательно притчу…задумайтесь о ее смысле…
Слайд 14 Притча о бабочке…
-Ребята, давайте представим на минутку ,что у нас между ладонями лежит бабочка, задумайтесь как вы поступите… (дети раскрывают ладошки) . Я рада, что вы так поступили… В чем смысл притчи… ведь все… В ВАШИХ РУКАХ.
Слайд 13 Слайд 14
Шторка…. слайд 15 остается длительно на экране.
Работа в группе
- Ребята, продолжаем урок , работая в группах. Сформируйте группы.
Работа со словарем
Мы много говорили на уроке и добре и милосердии, о сострадании. Давали понятия, делали выводы. А как об этом прописано в словарях. Обратимся для уточнения данного определения к различным словарям. Найди нужную информацию. (дети работают)
Что такое милосердие.
А теперь задумайтесь, какие добрые милосердные дела совершали вы.
Игра «Минутка добра»
( передавая сердечко, другу, называя свои добрые дела)
Дети, а были случаи в вашей жизни, когда вам было стыдно или неловко за ваши поступки и поведение. (самооценка) цветом.
Увидеть и признать свою ошибку очень сложно…куда сложнее признаться в ней…
Я рада, это путь к исцелению души и сердца…
III. Совместное «открытие знаний
Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, к больным. И как они это делают вам придется разобраться самостоятельно.
А поможет вам в этом учебник, с.72 -73 прочитайте , найдите нужную информацию о милосердии и подготовьте рассказ.
2 группа – Христианство (Маер Диана)
3 группа – Ислам (Джепко Виктория)
1 группа – Иудаизм (Сулейманова Наргиза)
4 группа- Буддизм (Кузьмич Илья)
(Группы готовятся -читают, пересказывают ) 8-10 минут.
Обобщение по подтеме «Милосердие в христианстве»
-Как как же , проявляется милосердие в христианстве?
Выслушиваю ответы детей. Главные понятия…
-Дети оцените работу группы. Как они справились вы с заданием? Замечания есть ?
Слайд 16-17
- Я согласна с оценкой
Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе»
- Как как же, проявляется «Милосердие в исламе»?
Выслушиваю ответы детей. Главные понятия…
-Дети оцените работу группы. Как они справились вы с заданием? Замечания есть ?
Слайд 18-19
- Я согласна с оценкой
Обобщение по подтеме «Милосердие в иудаизме»
- Как как же , проявляется «Милосердие в иудаизме»?
Выслушиваю ответы детей. Главные понятия…
-Дети оцените работу группы. Как они справились вы с заданием? Замечания есть ?
Слайд 20-21-22
- Я согласна с оценкой
Обобщение по подтеме «Милосердие в буддизме»
- Как как же , проявляется «Милосердие в буддизме»?
Выслушиваю ответы детей. Главные понятия…
-Дети оцените работу группы. Как они справились вы с заданием? Замечания есть ?
Слайд 23-24
- Я согласна с оценкой
Дети, а что общего у всех религий. (милосердие, сострадание, милостыня) Слайд25
IV. Обобщение. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы задумались о таких понятиях как милосердие сострадание, взаимопомощь. И это здорово что мы говорим, об этом СЕГОДНЯ , значит завтра мы будем так делать. Мы не единственные кого волнует вопрос милосердия…Слайд 26-27-28
Подведем итог урока. Сделаем общие выводы Слайд 29-30
Какие цели мы определяли в начале урока?
- Что такое милосердие?
- Какие дела можно отнести к слову «милосердие»
- Как разные религии учат милосердию?
Мы ответили на эти вопросы? (да)
Цель нашего урока достигнута? (да)
Ребята, спасибо вам за урок….я оценила вашу работу, а вы оценили?
Сейчас проверим, приготовьтесь:
-Я на уроке работал на …..
Я в паре работал на ……
Я в группе работал на ….
Я сегодня слушал и запоминал…
У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Пусть всегда по жизни в вами идет «Памятка жизненных правил». Слайд 31
Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь.
Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно.
Будьте глубоко нравственными людьми!
Пусть милое сердце, которое мы с вами сложили из частичек, добавит в наш мир доброты и отзывчивости. И помните: делать людям хорошее – хорошеть самому. Урок окончен. Слайд 31
Всем спасибо за внимание и понимание.
До новых и интересных встреч!
Напишите слова синонимы слову милосердие | Назовите качества, противоположные милосердию |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Напишите слова синонимы слову милосердие | Назовите качества, противоположные милосердию |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Напишите слова синонимы слову милосердие | Назовите качества, противоположные милосердию |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
2.Синонимы слову милосердие -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши качества , противоположные милосердию - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выдели правило милосердия___________________________________________
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей .
2.Умей видеть достоинства людей, ценить их.
3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
8.Упавшему помоги встать.
9.Делай добрые поступки с радостью,любовью.