СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семейные ценности" для 4 класса

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке конкретизируются понятия "семья" и "семейные ценности", формируется уважение к членам своей семьи.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семейные ценности" для 4 класса»

Технологическая карта урока


Предмет: ОРКСЭ

УМК: Школа России

Тема урока: Семейные ценности. Этика семейных отношений.

Класс: 4 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятия «семья», дать представление о семейных ценностях и традициях.

Задачи урока:

- конкретизировать понятия «семья» и «семейные ценности»,

- воспитывать уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных народов,

- формировать уважение к членам своей семьи.

Планируемые результаты:

Личностные:

- воспитание необходимости уважительного отношения к семейным традициям;

- развитие нравственных чувств, доброжелательности и нравственной отзывчивости;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать одноклассника, сотрудничать и работать в парах, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию: наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Предметные УУД:

- знать сущность и особенности семейных ценностей и традиций. уметь называть и характеризовать семейные ценности;

- формирование устойчивого интереса к предмету;

- формирование правильного понимания правил поведения в семье;

- формирование мотивации на нравственные поступки.


Этапы урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя на работу.

Проверка готовности к уроку.

Звонок прозвенел и напомнил опять,
Что время нельзя нам напрасно терять.
Кто временем нашим привык дорожить,
Тому будет легче победу добыть.
Народная мудрость нас учит всегда -
Сначала работа, потом игра.


Рассказывает притчу:

-Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не мог делиться орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему на встречу вышел седой старик. Он был очень старый, и очень мудрый.

  • Куда ты идешь?-спросил старик.

  • Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

  • Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной, - предложил старик.

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

  • Посмотри! – сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся. Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым.


- Дети, почему это произошло?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему урока?

- Каждая семья – это маленькое государство. А в каждом государстве имеются свои законы, нравственные нормы и ценности.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке? Давайте составим план урока (помещается на карточках на доску)

Слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу. Осуществляют самооценку готовности к уроку.



Слушают притчу, отвечают на вопросы.

























Ответ детей – у мальчика появилась семья.

Определяют тему урока.

Составляют план урока.

План урока

1. Что такое семья.

2. Что такое семейные ценности.

3. Семейные ценности разных народов.

Регулятивные: самооценка готовности к уроку.

Познавательные: учебно-познавательный интерес.

Познавательные:

определять цель деятельности на уроке. Ориентироваться в своей системе знаний.


Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме.


Личностные:

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи.










2.Актуализация знаний.

Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «семья»?





- Как вы думаете, можно ли слово «семья» разделить на части? Почему?


- Работая в группах, найти определение понятия «семья» в словарях.


Дети отвечают: дом, любовь, уют. Семья – это родные друг другу люди. Семья- это те, кто дорог больше всего. Семья- это, где тебя всегда ждут.


Дети делят слово на две части: «семь» и «я».


Работают в трёх группах с Большим энциклопедическим словарём, словарём Ожигова С.И.

Зачитывают вслух определения.

Регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя дополнительные источники.

Познавательные: осознавать необходимость нового знания

3.Изучение нового знания.

Дать учащимся конкретное представление о понятиях «семья», «семейные ценности».


А)

- Для чего люди создают семью?

- Как члены семьи должны относиться друг к другу?

- Как вы думаете, на чем держится семья?

- Кто знает, какими словами или словом можно объединить все эти понятия? (Ответ: семейные ценности)

- Вот мы и подошли ко второму пункту нашего плана.


- Давайте определим точнее, что же такое «семейные ценности». На слайде несколько определений. Найдите, где дано правильное толкование этого слова

На слайде

  • Это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это всё то, что люди переживают вместе внутри дома.

  • Это идеал человека, к которому надо стремиться.

  • Это нормы поведения людей в обществе.


- Семейные ценности - это то, благодаря чему семья становится крепкой.

Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. В каждой семье свой рецепт счастья.

Б)

- Давайте поработаем в группах и попробуем определить главные семейные ценности.

- Я вам предлагаю поработать в группах и выбрать понятия, которые являются основополагающими в семейных отношениях. (карточки в виде лепестков ромашки: любовь, терпение, обида, прощение, ответственность, упрямство, уважение, поддержка, доверие, равнодушие).

- Давайте посмотрим, какой цветок у нас получился. На чём держатся лепестки? (на сердцевине). Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? (погибнут) Что символизирует сердцевина? (семью)

- Как вы думаете, почему именно ромашка символ семьи?

- А кто знает, с каким праздником связывают этот цветок?

- Да, ромашка – жизнерадостный цветок, символизирующий чистоту, искреннюю любовь, верность и его принято дарить в этот день.


В) Метод «незаконченного предложения»

- Продолжите фразу (на слайде):


Чтобы семья была крепкой и дружной нужно …


Г)– В русском языке семье посвящено множество пословиц и поговорок. Предлагаю познакомиться с некоторыми из них.

- Поработайте в парах, найдите начало и конец пословицы.

На карточках разрезанные части пословиц.

  • Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

  • На что и клад, если в семье лад.

  • Согласье в семье – богатство.

  • Дружная семья не знает печали.

  • Семейное согласие всего дороже.

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Давайте проверим результат вашей работы (на слайде пословицы)

Ответы детей.



Дружба, взаимопомощь, поддержка…

Ответы детей. (Семейные ценности)





Дети выбирают правильный вариант толкования понятия «семейные ценности» (правильный ответ №1)













Работают в группах.

Дети из карточек выкладывают ромашку.





Ответы детей (Это ромашка. Она светлая, красивая, скромная, чистая…)


Ответы детей. (Это праздник -

День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля и приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии. _

Дети передают по цепочке друг другу импровизированный микрофон и формулируют окончание фразы.


Работают в парах, составляют пословицы о семье














Учащиеся сопоставляют результат своей работы с эталоном.

Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.



Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: поиск преднамеренных ошибок.











Личностные: умения сотрудничества со сверстниками работая в группе.


Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя дополнительный материал.













Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; составление целого из частей. Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющегося образца.

Динамическая пауза

Снятие утомления у учащихся, повышение работоспособности у детей.

Физкультминутка (играет хакасская мелодия)

Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

Кто помогает дома близким, топните.

У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

Кто похож на папу? Присядьте. Кто похож на маму? Наклон вперед. Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко.

А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

- А кто из вас слушал мелодию, похожую на ту, которая сейчас звучала? (Сейчас звучала

хакасская музыка, автор С. П. Кадышев)

Дети выполняют движения под музыку.












Отвечают на вопросы, анализируют.

Регулятивные: выполнять последовательность действий.



Д) –Наша страна многонациональная. Как вы думаете, совпадают ли представления о семье и семейных ценностях у разных народов?

Работа по группам (с карточками)

- У вас на столах лежат карточки с текстами о семье и семейных ценностях некоторых национальностей: хакасов, узбеков, армян.

- Поработайте с текстами, выберите информацию, которая поможет ответить вам на наш вопрос. Потом вместе посмотрим, какие ценности совпадают у разных народов и попробуем вместе построить дом.

Первая карточка (армяне)








Семья для армян — святое, а мнение старших играет большую роль. Традиционно в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – это счастье. Для детей устраиваются различные праздники, их балуют, часто дарят подарки. Особенно радуются рождению сына. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения. Они очень гостеприимны. По любому случаю радости накрывают стол. Они любят встречать дома гостей, накрывать большой стол, готовить вкусную еду и приятно проводить время вместе. Народ считает, чем чаще человек угощает других, тем больше благополучия вернется ему в ответ.

Вторая карточка (хакасы)







В хакасских семьях часто говорят своим детям: «У каждого родившегося человека есть своя доля в этом мире». С особой заботой хакасский народ всегда относился к воспитанию подрастающего поколения. Старики передают детям любовь к труду, уважение к людям, воспитывают стремление быть честными, гордыми, добропорядочными. Наставления старших в детстве хакасы проносят через всю свою жизнь. В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. В семье родители не кричат на детей, не одергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны. Плохое нельзя говорить о другом, через некоторое время оно обернется к тебе или к твоим родственникам

Третья карточка (узбеки)








Узбекская семья опирается на две могучие традиции: 1) уважение к старшим и милосердие к младшим; 2) равноправие супругов и высочайшая взаимная ответственность перед родителями, родными. Гостеприимство - одна из характерных черт народа Узбекистана. Умение принять гостя ценится у узбеков выше богатства самого стола или достатка семьи. Не принять гостя – значит опозорить семью. Уважаемых гостей хозяева встречают у ворот, здороваются. Затем гостей приглашают в дом, сажают на самое почетное место за столом. В Узбекистане детей воспитывают так, что они любят и ценят своих родителей на протяжении всей жизни. Для узбекских родителей одно из важнейших правил воспитания — не просто любить ребенка, но проявлять по отношению к нему доброту.

- Давайте сделаем вывод. Что объединяет все народы? (Уважение, понимание, уют, забота, любовь)

Предположения детей. Сталкиваются с проблемной ситуацией, находят из неё выход.


Групповая работа детей с карточками




Дети, читают тексты на карточках в группе, выделяют нужную информацию.

Каждая группа представляет результаты своей работы.



Дети отвечают, делают выводы.























Дети делают вывод, что семейные ценности являются неотъемлемой частью культуры и традиций каждого народа. Это:

1. Взаимопонимание и уважение. Умение слушать и понимать друг друга, уважать чужое мнение.


2. Любовь и забота. Для это фундаментальные ценности. Семья – это место, где выражается и принимается безусловная любовь, поддержка и забота друг о друге.

3. Солидарность и поддержка. В трудные времена семья становится опорой, помогая преодолевать трудности и разделять радость успехов. Взаимопомощь и поддержка – это неотъемлемая часть семейных ценностей.

4. Тепло, доброта, уют.

Регулятивные: умение удерживать учебную задачу.

Познавательные: строят речевые высказывания в устной форме.


Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.


Личностные: уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.

Познавательные : уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.



Коммуникативные: формирование умения слушать одноклассника, сотрудничать и работать в парах, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



Познавательные: уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.




4. Этап самоконтроля.

Формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля.

Составление коллажа в группах.

- Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе лист, ножницы, карандаши, клей, конверт с рисунками и фотографиями о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить добрые слова о семье.

- Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.

Учащиеся работают в группах, оформляют коллаж.





Представляют результаты работы (по группам)

Регулятивные:

контролировать и оценивать учебные действия.


5. Рефлексия.

Выявление уровня осознания содержания пройденного материала учащимися.

П риём «Свободный микрофон»

- Подходит к завершению наше занятие. Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

- Продолжите одну из предложенных фраз:

Сегодня я узнал, что…

Сегодня меня огорчило, что …

Мне понравилось…



Оценивают свою работу на уроке.











Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


6. Домашнее задание.

Закрепление и углубление знаний, полученных на уроке.

- Домашнее задание по выбору. В тетради создать синквейн на тему «Семья» или оформить таблицу «Заповеди в моей семье».


Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы по выполнению заданий.

Познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию.