- воспитывать уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных народов,
- формировать уважение к членам своей семьи.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
- формирование умения слушать одноклассника, сотрудничать и работать в парах, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию: наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- знать сущность и особенности семейных ценностей и традиций. уметь называть и характеризовать семейные ценности;
- формирование мотивации на нравственные поступки.
Этапы урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Создание эмоционального настроя на работу. Проверка готовности к уроку. | Звонок прозвенел и напомнил опять, Что время нельзя нам напрасно терять. Кто временем нашим привык дорожить, Тому будет легче победу добыть. Народная мудрость нас учит всегда - Сначала работа, потом игра. Рассказывает притчу: -Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не мог делиться орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему на встречу вышел седой старик. Он был очень старый, и очень мудрый. Куда ты идешь?-спросил старик. Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. Посмотри! – сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся. Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. - Дети, почему это произошло? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему урока? - Каждая семья – это маленькое государство. А в каждом государстве имеются свои законы, нравственные нормы и ценности. - Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке? Давайте составим план урока (помещается на карточках на доску) | Слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу. Осуществляют самооценку готовности к уроку. Слушают притчу, отвечают на вопросы. Ответ детей – у мальчика появилась семья. Определяют тему урока. Составляют план урока. План урока 1. Что такое семья. 2. Что такое семейные ценности. 3. Семейные ценности разных народов. | Регулятивные: самооценка готовности к уроку. Познавательные: учебно-познавательный интерес. Познавательные: определять цель деятельности на уроке. Ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи. |
2.Актуализация знаний. | Подготовить учащихся к восприятию нового материала. | - Какие ассоциации возникают у вас со словом «семья»? - Как вы думаете, можно ли слово «семья» разделить на части? Почему? - Работая в группах, найти определение понятия «семья» в словарях. | Дети отвечают: дом, любовь, уют. Семья – это родные друг другу люди. Семья- это те, кто дорог больше всего. Семья- это, где тебя всегда ждут. Дети делят слово на две части: «семь» и «я». Работают в трёх группах с Большим энциклопедическим словарём, словарём Ожигова С.И. Зачитывают вслух определения. | Регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя дополнительные источники. Познавательные: осознавать необходимость нового знания |
3.Изучение нового знания. | Дать учащимся конкретное представление о понятиях «семья», «семейные ценности». | А) - Для чего люди создают семью? - Как члены семьи должны относиться друг к другу? - Как вы думаете, на чем держится семья? - Кто знает, какими словами или словом можно объединить все эти понятия? (Ответ: семейные ценности) - Вот мы и подошли ко второму пункту нашего плана. - Давайте определим точнее, что же такое «семейные ценности». На слайде несколько определений. Найдите, где дано правильное толкование этого слова На слайде Это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это всё то, что люди переживают вместе внутри дома. Это идеал человека, к которому надо стремиться. Это нормы поведения людей в обществе. - Семейные ценности - это то, благодаря чему семья становится крепкой. Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. В каждой семье свой рецепт счастья. Б) - Давайте поработаем в группах и попробуем определить главные семейные ценности. - Я вам предлагаю поработать в группах и выбрать понятия, которые являются основополагающими в семейных отношениях. (карточки в виде лепестков ромашки: любовь, терпение, обида, прощение, ответственность, упрямство, уважение, поддержка, доверие, равнодушие). - Давайте посмотрим, какой цветок у нас получился. На чём держатся лепестки? (на сердцевине). Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? (погибнут) Что символизирует сердцевина? (семью) - Как вы думаете, почему именно ромашка символ семьи? - А кто знает, с каким праздником связывают этот цветок? - Да, ромашка – жизнерадостный цветок, символизирующий чистоту, искреннюю любовь, верность и его принято дарить в этот день. В) Метод «незаконченного предложения» - Продолжите фразу (на слайде): Чтобы семья была крепкой и дружной нужно … Г)– В русском языке семье посвящено множество пословиц и поговорок. Предлагаю познакомиться с некоторыми из них. - Поработайте в парах, найдите начало и конец пословицы. На карточках разрезанные части пословиц. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. На что и клад, если в семье лад. Согласье в семье – богатство. Дружная семья не знает печали. Семейное согласие всего дороже. Вся семья вместе, так и душа на месте. - Давайте проверим результат вашей работы (на слайде пословицы) | Ответы детей. Дружба, взаимопомощь, поддержка… Ответы детей. (Семейные ценности) Дети выбирают правильный вариант толкования понятия «семейные ценности» (правильный ответ №1) Работают в группах. Дети из карточек выкладывают ромашку. Ответы детей (Это ромашка. Она светлая, красивая, скромная, чистая…) Ответы детей. (Это праздник - День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля и приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии. _ Дети передают по цепочке друг другу импровизированный микрофон и формулируют окончание фразы. Работают в парах, составляют пословицы о семье Учащиеся сопоставляют результат своей работы с эталоном. | Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других. Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: поиск преднамеренных ошибок. Личностные: умения сотрудничества со сверстниками работая в группе. Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя дополнительный материал. Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; составление целого из частей. Регулятивные: определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющегося образца. |
Динамическая пауза | Снятие утомления у учащихся, повышение работоспособности у детей. | Физкультминутка (играет хакасская мелодия) Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши. У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой. Кто помогает дома близким, топните. У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх. Кто похож на папу? Присядьте. Кто похож на маму? Наклон вперед. Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко. А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой рукой, чтобы все видели какие вы богатые. - А кто из вас слушал мелодию, похожую на ту, которая сейчас звучала? (Сейчас звучала хакасская музыка, автор С. П. Кадышев) | Дети выполняют движения под музыку. Отвечают на вопросы, анализируют. | Регулятивные: выполнять последовательность действий. |
| | Д) –Наша страна многонациональная. Как вы думаете, совпадают ли представления о семье и семейных ценностях у разных народов? Работа по группам (с карточками) - У вас на столах лежат карточки с текстами о семье и семейных ценностях некоторых национальностей: хакасов, узбеков, армян. - Поработайте с текстами, выберите информацию, которая поможет ответить вам на наш вопрос. Потом вместе посмотрим, какие ценности совпадают у разных народов и попробуем вместе построить дом. Первая карточка (армяне) Семья для армян — святое, а мнение старших играет большую роль. Традиционно в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – это счастье. Для детей устраиваются различные праздники, их балуют, часто дарят подарки. Особенно радуются рождению сына. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения. Они очень гостеприимны. По любому случаю радости накрывают стол. Они любят встречать дома гостей, накрывать большой стол, готовить вкусную еду и приятно проводить время вместе. Народ считает, чем чаще человек угощает других, тем больше благополучия вернется ему в ответ. Вторая карточка (хакасы) В хакасских семьях часто говорят своим детям: «У каждого родившегося человека есть своя доля в этом мире». С особой заботой хакасский народ всегда относился к воспитанию подрастающего поколения. Старики передают детям любовь к труду, уважение к людям, воспитывают стремление быть честными, гордыми, добропорядочными. Наставления старших в детстве хакасы проносят через всю свою жизнь. В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. В семье родители не кричат на детей, не одергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны. Плохое нельзя говорить о другом, через некоторое время оно обернется к тебе или к твоим родственникам Третья карточка (узбеки) Узбекская семья опирается на две могучие традиции: 1) уважение к старшим и милосердие к младшим; 2) равноправие супругов и высочайшая взаимная ответственность перед родителями, родными. Гостеприимство - одна из характерных черт народа Узбекистана. Умение принять гостя ценится у узбеков выше богатства самого стола или достатка семьи. Не принять гостя – значит опозорить семью. Уважаемых гостей хозяева встречают у ворот, здороваются. Затем гостей приглашают в дом, сажают на самое почетное место за столом. В Узбекистане детей воспитывают так, что они любят и ценят своих родителей на протяжении всей жизни. Для узбекских родителей одно из важнейших правил воспитания — не просто любить ребенка, но проявлять по отношению к нему доброту. - Давайте сделаем вывод. Что объединяет все народы? (Уважение, понимание, уют, забота, любовь) | Предположения детей. Сталкиваются с проблемной ситуацией, находят из неё выход. Групповая работа детей с карточками Дети, читают тексты на карточках в группе, выделяют нужную информацию. Каждая группа представляет результаты своей работы. Дети отвечают, делают выводы. Дети делают вывод, что семейные ценности являются неотъемлемой частью культуры и традиций каждого народа. Это: 1. Взаимопонимание и уважение. Умение слушать и понимать друг друга, уважать чужое мнение. 2. Любовь и забота. Для это фундаментальные ценности. Семья – это место, где выражается и принимается безусловная любовь, поддержка и забота друг о друге. 3. Солидарность и поддержка. В трудные времена семья становится опорой, помогая преодолевать трудности и разделять радость успехов. Взаимопомощь и поддержка – это неотъемлемая часть семейных ценностей. 4. Тепло, доброта, уют. | Регулятивные: умение удерживать учебную задачу. Познавательные: строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. Личностные: уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе. Познавательные : уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные: формирование умения слушать одноклассника, сотрудничать и работать в парах, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.; - формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. |
4. Этап самоконтроля. | Формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля. | Составление коллажа в группах. - Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций. Возьмите на столе лист, ножницы, карандаши, клей, конверт с рисунками и фотографиями о той традиции, о которой вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить добрые слова о семье. - Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии. | Учащиеся работают в группах, оформляют коллаж. Представляют результаты работы (по группам) | Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия. |
5. Рефлексия. | Выявление уровня осознания содержания пройденного материала учащимися. | П риём «Свободный микрофон» - Подходит к завершению наше занятие. Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке. - Продолжите одну из предложенных фраз:
Сегодня я узнал, что… Сегодня меня огорчило, что … Мне понравилось… | | Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
6. Домашнее задание. | Закрепление и углубление знаний, полученных на уроке. | - Домашнее задание по выбору. В тетради создать синквейн на тему «Семья» или оформить таблицу «Заповеди в моей семье». | Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы по выполнению заданий. | Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию. |