Работа по учебнику с. 88 - Как вы понимаете выражение «за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга»? 2. Проблемный вопрос. - Одна из Заповедей Христа гласит «Не убий». Почему же тогда священники благословляют солдат, боевую технику, идущих в бой? 3. Работа в парах. - Когда война может быть оправдана? - Какой вывод можно сделать? 4. Работа по учебнику с.89 -90 С Древней Руси во всех войнах были свои герои – защитники Отечества. Ваша задача в тексте найти и выписать имена героев. 5. Просмотр видеофрагмента. Работа в группах. Для каждого православного очень важно защитить свой дом, своих родных и близких, свою честь, выполнить долг, не думая о том, что жизнь твоя на этом может закончится. Все эти воины причислены к лику святых. Сегодня мы поговорим еще об одном воине, которого причислили к лику святых. В 2008 году проходил Всероссийский исторический конкурс "Имя России". По результатам конкурса личностью нации объявлен благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец. - Что вы знаете о нем? - Вы хотели бы заглянуть в историческое прошлое России и больше узнать о жизни великого полководца Александра Невского? Каждая группа получает вопросы, их читают и во время просмотра видеофрагмента находят ответы на свои вопросы. Каждая группа получает за работу часть пазла. https://youtu.be/mpPaP5uQ0wI I группа 13 век стал для Руси временем суровых испытаний. С чьим именем связаны славные победы нашего народа в борьбе с иноплеменниками? Как звали отца Александра Невского? II группа В «Сказании о житии Александра Невского» автор сравнивает великого князя с библейскими героями. Дополните на кого походил благоверный князь: силой -________________________________________, красотой - _____________________________________, мудростью - ___________________________________, кротостью и благочестием - ______________________. Кто стоял во главе татаро-монгольского войска, напавшего на Русь в 1237 году? III группа В 1240 году рыцарь Биргер с многочисленным войском двинулся на Русь. С какими словами обратился благоверный князь Александр к своему войску? Какое явление укрепило воинов в своей правоте? IV группа Какое прозвище получил новгородский князь Александр после сражения? Где произошла решающая битва Александра Невского, защищавшего Псков от немецких рыцарей? V группа С каким врагом благоверный князь Александр предпочитал решать вопросы дипломатическим путем? Что означает имя Александр? От каждой группы приглашается к доске представитель с частью пазла. - Что же получилось, кто догадался? Приложение 2, 3 (любой из вариантов) | Читают, объясняют, отвечают на вопрос. - Самоотверженность – жертвовать собой на благо других. - Гражданский долг – обязанность одного человека перед другим по законам государства. Рассуждают, отвечают опираясь на учебник. - Есть и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. Работают в парах, обсуждают, делают вывод. - Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину. Вывод: Оборонительная война может быть оправдана. Самостоятельно работают с текстом, выполняют задание. Дмитрий Донской, Пересвет, Ослябя, Илья Муромец. Слушают, смотрят видеофрагмент. Работают в группах. - С именем святого благоверного князя Александра Невского. - Отцом Александра Невского был великий князь киевский – Ярослав Всеволодович. - Благоверный князь походил: силой – на ветхозаветного героя Самсона, красотой – на царя Иосифа Прекрасного, мудростью – на царя Соломона, кротостью и благочестием – на праведного царя Давида. - Во главе татаро-монгольского войска стоял хан Батый. - «Не в силе Бог, но в правде», -сказал князь своему войску, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость, а они защищали свои земли. - Плывущую по морю ладью с князьями Борисом и Глебом увидел воин Филипп, когда стоял в дозоре. Он услышал слова: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». - За победу в битве со шведами на реке Неве благоверный князь получил прозвище - Невский. - На Чудском озере Ледовое побоище закончилось разгромом немецких рыцарей. - С ордынским ханом, которому платили дань, чтобы сохранить духовную свободу Руси. - Александр – защитник людей. Из фрагментов собирают орден Александра Невского. - Орден Александра Невского. Выступление ученика с подготовленным сообщением. |