Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока открытия нового знания по предмету «Окружающий мир» по теме «Лес- волшебный дворец» (учитель начальных классов Комлева Е.И.)»
Технологическая карта урока открытия нового знания по предмету «Окружающий мир» по теме «Лес- волшебный дворец» (учитель начальных классов Комлева Е.И.)
Урок открытия нового знания
Для облегчения подготовки к урокам открытия нового знания, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.
Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.
Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.
Моделируем способ открытия нового знания. Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока. Фиксируем те образовательные результаты, которые будут развиваться в ходе этого урока. В соответствии с планируемыми образовательными результатами, подбираем упражнения, которые включаем в проект построения нового знания.
Название предмета | Окружающий мир |
Класс | 3 |
УМК «Перспектива» | Авторы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая |
Технологии | Технология деятельностного метода. Основными элементами технологии являются: Введение социально и личностно-значимой нормы на основе базовых ценностей; Проектирование работы по усвоению нормы, в т.ч. самостоятельной; Рефлексивная деятельность. |
Форма организации | Индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Цель и задачи урока | Цель: осмысление обучающими понятия «природное сообщество леса» и роли человека в поддержке здорового существования и развития лесного сообщества живой и неживой природы. Задачи урока: познакомить обучающихся со смыслом слов «природное сообщество», «круговорот веществ»; показать на примере представителей «природного сообщества леса» сложного единства живой и неживой природы; сформировать у обучающихся убеждение, что главная роль человека – поддерживать «природное сообщество леса» и не наносить ему вреда. |
Основные термины, понятия | «Природное сообщество леса», «круговорот веществ». |
Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные. |
Предметные: | Знать экологическую взаимосвязь природного сообщества «лес». Уметь высказывать свое мнение; рассказывать о лесном сообществе. |
Метапредметные: | уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Личностные: | уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Межпредметные связи | литературное чтение. |
Время урока | 45 минут |
Оборудование | -экран, ноутбук, проектор, магнитная доска, магнитики, белая бумага; - учебник.3 класс. Часть 1.Плешаков А. А.; - рабочая тетрадь.3 класс. Часть 1.Плешаков А. А.; - иллюстрации с изображением птиц и животных; растений; - карточки с дополнительным заданием. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Приложение |
1.Мотивация к решению проблемы. | Добрый день, дорогие дети! - Посмотрите фотографии и послушайте стихотворение, попробуйте поразмышлять, о чём пойдёт речь на нашем занятии. Чтение стихотворения вслух на фоне презентации -Человек, который любит природу, входит в лес с благоговением, словно в сказочный дворец, где царят красота и волшебные тайны. -А вы хотите разгадать тайны леса? -Тогда вперёд в неизведанную страну под названием «Лес- волшебный дворец». -Сегодня на уроке вы будете в роли учёных- исследователей, которые раскроют тайны леса. - А известный нам Лесовичок проводит нас по тайным тропам и поможет исследовать лес. | Рядом с нами, вы поверьте, есть волшебная страна. Где она? За этой дверцей. Так что сразу не видна. Там цветут цветы лесные, там колышутся луга, Там речушки голубые поят влагой берега. Там зайчишки с травкой дружат, белки водят хоровод. Над цветочком пчёлки кружат, там земля, и та поет. Там деревьев всяких море, тайны спрятаны в орех. В этот край пойдем сегодня и зовем с собою всех. http://www.chudesnayastrana.ru/lunin.htm Виктор Лунин: детские стихи Ответы детей. | Презентация |
2. Актуализация и фиксация затруднения. | -Тайны леса спрятались под орешками. Давайте узнаем, какие секреты мы будем разгадывать сегодня на уроке. -Выходят белочки. Открывайте орешки. Читайте секретик и попробуйте его раскрыть. 1 орешек. «Природное сообщество» леса. 2 орешек. Связь живой и неживой природы в лесу. 3 орешек. Круговорот веществ в лесу 4 орешек. Экология леса 5 орешек. Роль человека в жизни леса | Рассуждения детей. - | |
3. Постановка проблемы. | - Раз вы учёные-исследователи вы должны точно знать основные научные термины, понятия, которые спрятаны под лесными орешками. - Всё понятно, вы не уверены в своих знаниях по этим темам. - А что необходимо сегодня на уроке нам сделать, чтобы разгадать тайны леса? | Ответы детей -Изучить темы на уроке. | Волшебная музыка леса |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - С чего начинают своё исследование учёные? - Составляют план исследования. -Выходят совята. Попробуйте составить план, по которому мы будем узнавать, исследовать тайны леса. - Выберите на доске пункты плана наших действий. 1.Изучить текст учебника. 2.Если в учебнике недостаточно информации, воспользоваться дополнительной литературой. 3.Записать определение или ответить на вопрос. | Рассуждения детей. Дети составляют план действий | Таблички |
5. Реализация построенного проекта. | 1 задание. «Природное сообщество» 2 задание. Связь живой и неживой природы в лесу. 3 задание. Круговорот веществ 4 задание. Экология леса 5 задание. Роль человека в жизни леса | Самостоятельная работа в парах. Дети получают задания. Используют учебник. Дополнительную литературу, приготовленную заранее. Изучают и обсуждают тему. Готовят выступление от группы. | Дополнительная литература |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | -Лес это живой, сложный организм, и в то же время хрупкий. Задача человека беречь и сохранять его в первозданном виде. | Используют рабочую тетрадь. Дополнительную литературу, приготовленную заранее. Выступление представителей каждой группы по своей теме. На доске оформляется краткая важная информация по каждой теме в виде опорных слов, схем и картинок. | |
7. Закрепление материала с использованием краеведческого материала. | Лес Среднего Урала. 1.Царство растений 2.Царство животных 3.Царство грибов | Представление и просмотр мини презентаций-сообщений. | Мини презентации-сообщения |
8. Включение в систему знаний и повторение. | -Выполните задания самостоятельно в тетради. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения. -Какие ошибки были допущены? | Самостоятельная работа Работа в рабочей тетради с.68-69 №1,2,3 Взаимопроверка Анализ работы | |
9. Рефлексия. | -Сейчас попробуйте создать эмблему лесного природного сообщества, в которой вы изобразите самое интересное о лесе и что вам больше всего запомнилось и понравилось на уроке. | Индивидуальная творческая работа. Выставка эмблем. | |
1 задание с.98-99
Понятие «Природное сообщество леса» Вставь пропущенные слова.
. Основу леса составляют растения (в основном деревья и кустарники). ... Лес называют природным сообществом. Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы — живут совместно в одних и тех же природных условиях.
Понятие «Природное сообщество леса»
. Основу леса составляют …………………………. (в основном деревья и кустарники). ... Лес называют ………………………… сообществом. Все обитатели леса: …………………, ………………….., ………………………., …………………………………. — живут совместно в одних и тех же природных условиях.
2 задание с.98-99
Лес — это единый комплекс живой и неживой природы. Поставь стрелочки и установи взаимосвязь живой и неживой природы.
| | сова | БЕЛКА | |
2