СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: систематизация и углубление музыкальных знаний.

Образовательные технологии, методы, приёмы: используются образовательные технологии, технология ассоциативно-образного мышления, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, групповые, педагогика сотрудничества, творческая технологии, традиционная. Методы и приёмы: активный, интерактивный, критический, проблемный, метод проектов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» 5 класс»

Технологическая карта урока

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

5 класс


Ф. И. О. учителя: Демидова Е.Ю.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Страховой З.Х.» г. Донской, Тульской области.

Предмет: музыка

УМК: программа по музыке для общеобразовательных учреждений «Музыка 5-7 классы», авторы Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

(«Просвещение», 2013 г.); учебник «Музыка 5 класс», автор Сергеева Г.П. («Просвещение» 2015 г.)

Класс: 5

Тип урока: систематизация и углубление музыкальных знаний.

Образовательные технологии, методы, приёмы: используются образовательные технологии, технология ассоциативно-образного мышления,

информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, групповые, педагогика сотрудничества, творческая

технологии, традиционная. Методы и приёмы: активный, интерактивный, критический, проблемный, метод проектов.

Оборудование: музыкальный центр, магнитола, проектор, ноутбук, фортепиано.

Обеспечение урока: ресурсное ( https://yandex.ru/images, https://yandex.ru/video, http://statistic.su/blog/best_operas,

http.//w'ww.miloliza.com/illyustratsi-skazki-pushkina, http://iplayer.fm/q, http://www.muz-urok.ru); методическое ( учебник «Музыка 5 класс» для

общеобразовательных организаций, автор Сергеева Г. П., («Просвещение», 2015 г.); фонохрестоматия (диски MP3), «Музыка 5 класс»

(«Просвещение» 2012 г.)

Организация пространства: дети сидят в обычном порядке в классе, на экране изображение корабля в море, промежутки между партами

должны быть удобными для хорового пения и выполнения музыкально-пластических движений.

Тема года (тема 1-го полугодия)

«Музыка и другие виды искусства»

«Музыка и литература»

Тема урока

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера»

Цель

Цель урока для учащихся:

1.Осознание и понимание предназначения

музыкального театра и сущности жанра оперы (декорации и костюмы), хореография (балет).

2. Развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии.

3. Развитие вокальных способностей и чувства ритма.

4. Умение слушать и анализировать характер музыки.

5. Развитие творческих способностей детей.


Педагогическая цель урока: воспитание музыкальнообразованной,

культурной личности, в системе

моральных норм и ценностей. Формирование

художественного вкуса.

Развивающие: развитие интереса к богатому

музыкальному наследию и культуре родного края.

Проявление креативного подхода в творческом

самовыражении детей.

Образовательные: обогащение музыкальных знаний о

жанрах музыки, понятие о музыкальных терминах,

музыкальных образах. Формирование вокально-

хоровых, музыкально-ритмических, пластических

умений и навыков.

Планируемые результаты

Личностные: самоопределение предназначения музыкального театра, структуры создания жанра онеры,

формирование умений и навыков вокальной техники, музыкально-пластических движений, слушать и

анализировать музыку, развитие эмоциональной отзывчивости и эмпатии, ориентация па понимание успеха в

учебной деятельности.

Метапредметные: Л.- проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать музыку,

расширение музыкального кругозора, развитие интереса к музыкальной культуре, развитие творческих

способностей детей, умение сопереживать, понимание музыкального образа, умения и навыки

хорового пения, формирование личностного смысла учения. Р.- планирование учебной деятельности, активация

поискового процесса, определение и формулирование цели урока. П.- умение строить речевое высказывание и

сообщение в устной форме, познавательный интерес к музыке, понимание истоков музыки. К.- содружество и

сотрудничество учащихся и учителя, умение формулировать собственное мнение, прислушиваясь к взглядам

других, коллективное обсуждение, хоровое пение, коллективная импровизация музыкально-пластических

движений.

Предметные: отражение знаний музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса,

интереса к музыкальному искусству, способность различать жанры профессиональной музыки, расширение

музыкально-культурного кругозора, умение воспринимать и эмоционально проживать музыку, выражать своё

отношение к музыкальному произведению, умение различать особенности музыкального языка,

художественных средств выразительности, специфики музыкального образа, развитие креативного подхода при

выполнении творческих заданий, формирование потребности обогащения музыкального кругозора,

формирование художественно-эстетического вкуса.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Самоопределение к

деятельности

Приветствует учащихся,

пожелание хорошего

настроения.

Приветствуют учителя.

Выражение отношения к

уроку.

Л.- проявление

эмоциональной

отзывчивости,

доброжелательности.

2. Актуализация знаний

Сегодня на корабле ( на

экране фото корабля на

море) мы отправляемся в

увлекательное

путешествие (звучит

фрагмент «Океан-море

синее» из оперы-былины

«Садко» Н.А. Римского-

Корсакова.

Фрагмент из какого

произведения звучит и

кто автор музыки? (на

экране портрет Н.А.

Римского-Корсакова)










Фрагмент «Океан-море

синее» из оперы-былины

«Садко» Н.А. Римского-

Корсакова.

Отражение знаний

музыкальной культуры

родного края.

Р.- планирование учебной

деятельности,

побуждение к активности.

Л.- умение слушать и

анализировать.

П.- умение строить

речевое высказывание.

К.- умение

формулировать

собственное мнение, прислушиваясь к другим.

3. Постановка учебной задачи

Где мы можем услышать

и увидеть оперу? (на

экране фото театра,

сцены, зрительный зал)

Наше путешествие в

прекрасный мир

музыкального театра.

С какими шедеврами

музыкального искусства мы можем познакомиться

в театре?

В музыкальном театре.







Операми, балетами, опереттами, мюзиклами,

музыкальными сказками.

Формирование основ

музыкальной культуры.

Развитие

художественного вкуса,

интереса к музыкальному

искусству.


Способность различать жанры профессиональной музыки.

Н.- познавательный

интерес к музыке,

понимание истоков

музыки.

К. -коллективное

обсуждение.

сотрудничество учителя с учениками.

4.1. «Открытие»

учащимися новых знаний

Опера - какое загадочное

слово. На прошлом уроке

вам было дано задание

приготовить сообщение о

жанре оперы?

Ответы детей (сообщения,

доклады).

Умение определять и понимать структуру

создания жанра оперы.

Р.- активация поискового процесса.

П.- строить сообщение в

устной форме.

Л. -расширение

музыкального кругозора.

4.2. Первичное

закрепление

Мы узнали, что опера

создастся в содружестве

многих видов искусства.

Какими? (на экране

фрагменты из опер)

Литература, музыка,

драматическое искусство

(театрализация),

хореография (балет),

изобразительное

искусство (декорации и

костюмы).

Умение определять и

различать виды искусств,

участвующие в создании

оперы.

Л.- развитие интереса к музыкальным

произведениям.

П.- понимание истоков

музыки.

4.3. Самостоятельная

работа с самопроверкой

Одним из важных видов

искусства в создании

оперы является

литература (драматургия),

которое ярко отражается

драматическим

искусством

(театрализацией). По

мотивам каких

литературных жанров

появились оперы?

Многие оперы были

созданы по мотивам

сказок.

Мы с вами попали в

сказочную страну (на экране иллюстрации к

сказкам).

Какую песню мы начали

разучивать на прошлом

уроке и кто авторы?

Давайте продолжим

разучивание песни, но

прежде распоёмся.


Какие оперы по мотивам сказок вы знаете?

Посмотрите на экран с

красочными

иллюстрациями (па

экране иллюстрации к

операм на сказочные

сюжеты)

Какое искусство украшает оперу яркими красками, благодаря художникам?

На выставке творческих

работ мы можем увидеть

ваши лучшие рисунки и

поделки к операм.













По мотивам поэм,

романов, повестей,

трагедий, сказок.





«Сказки гуляют по свету»

музыка Е. Птичкина,

слова М. Пляцковского.

Распевание.

Разучивание песни.











Изобразительное

искусство (декорации и

костюмы).




Выставка творческих

работ детей (просмотр).

Знание литературных

жанров, расширение

культурного кругозора.















Умение воспринимать и

эмоционально проживать

музыку и выражать своё

отношение к

музыкальному

произведению, исполняя

вокально- хоровое

сочинение.

Формирование

художественно-

эстетического вкуса,

приобретение личного

музыкального «багажа»

Использование

музыкальных образов в

создании творческих

работ.

Развитие креативного

подхода к выполнению

творческих заданий.

Л.- развитие интереса к

различным жанрам

литературы.

П.- строить сообщение в

устной форме.






К.- участие в

коллективном

исполнении (хоровое

пение), сотрудничество с

учителем,

одноклассниками.


Л.- умение слушать и

анализировать.

П.- умение строить

речевое высказывание.














Л. -развитие творческих

способностей детей,

формирование

художественного вкуса,

наличие мотивации к

творческому труду.

4.4.Включение новых

знаний в систему знаний и

повторение

(Звучит увертюра к опере

«Руслан и Людмила»

М.И. Глинки).

Мы послушали увертюру

к опере «Руслан и

Людмила» М. И. Глинки.

Кто автор поэмы «Руслан и Людмила»? (на экране

портреты авторов оперы)

Определите характер

музыки? Музыкальные

образы каких героев

изображает Глинка?


А теперь давайте узнаем

значение некоторых

музыкальных терминов,

отгадывая определения в

кроссворде (на экране

кроссворд)


Скажите, какие искусства

делают оперу подвижной,

динамичной и

зрелищной?

Мы приплыли на корабле

в мир танца.

Давайте поучаствуем в

исполнении «Пляски

скоморохов» из оперы

«Снегурочка» Н.А.

Римского-Корсакова (на

экране фрагмент из

оперы)







А.С. Пушкин.


Ответы детей.






Разгадывают кроссворд с

оперными терминами.






Хореография (балет).

Драматическое искусство

(театрализация).




Дети выполняют

музыкально-пластические

движения.

Умение различать»

особенности

музыкального языка,

художественных средств

выразительности,

специфики музыкального

образа.








Умение определять и

понимать сущность и

предназначение

музыкальных терминов.




Использование

музыкальных образов при

создании

театрализованных и

музыкально-пластических

композиций в

импровизации.

П,- познавательный

интерес к новому, умение

строить речевое

высказывание.

Л,- умение сопереживать,

анализировать характер

музыки, понимание музыкального образа.

К.- умение

аргументировать своё

мнение, прислушиваясь к

другим.



Р.- активация поискового

процесса, определение и

формулирование

музыкальных терминов.

П.- умение строить

речевое высказывание.

К.- эмоциональное

восприятие, наблюдение

за музыкой, коллективная

импровизация простых

музыкально-пластических

движений.

Л.- развитие чувства

ритма.

5. Подведение итогов но

теме урока

Скажите, какие виды

искусства участвуют в создании оперы?

Где мы можем услышать

и увидеть оперу? (на

экране фото театра)

Ответы детей.



В музыкальном театре.

Умение описывать

явления музыкальной культуры.

Л. -восприятие

музыкального искусства в многообразии видов и

жанров, познавать мир

через музыкальные

формы и образы,

формирование

личностного смысла учения.

К.- сотрудничество учащихся и учителя.

6. Рефлексия

Какую роль в создании

онеры играет

композитор?



Участники вокальной

студии « Мелодия»

приготовили для вас

подарок - песню «Ода

музыке» В. Горского.

Давайте послушаем и

споём вместе с ними (на

экране клип к песне)

Композитор сочиняет

музыку.







Исполняется песня «Ода

музыке» В. Горского.

Умение воспринимать и

эмоционально проживать

музыку и выражать своё

отношение к музыкальному произведению.

Л.- проявление

эмоциональной

отзывчивости, проявление эмпатии, умение слушать,

развитие чистоты

интонации и чувства

ритма, ориентация на

понимание успеха в

учебной деятельности.

К.- коллективное

исполнение (хоровое

пение)

7. Домашнее задание

Наше путешествие в мир

музыкального театра

окончено.

Приготовить доклад о

великом русском

композиторе Н. А.

Римском-Корсакове.


Формирование

потребности обогащения

музыкального кругозора.

Р.- активация поискового процесса.

Л.- расширение

музыкального кругозора.