Технологическая карта
Учитель: Чикишева Инна Владимировна
Предмет: Математика
Класс: 4 «В»
Тема: Письменное деление на трехзначное число.
Тип урока: УИНМ.
Цели: Познакомить с письменным делением на трехзначное число; познакомить с алгоритмом письменного деления на трехзначное число; закреплять вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.
Задачи:
Образовательные: Понимание алгоритма письменных приемов деления на трехзначное число;
Развивающие: Развитие внимания, памяти, мыслительных операций; развитие навыков устного и письменного счёта, мыслительной деятельности при решении задач, развитие математической речи учащихся;
Воспитывающие: Воспитание внимательного, дружелюбного отношения друг к другу и чувства взаимопомощи.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся решать примеры изученных видов, решать задачи, делать выводы.
Предметные: Учащиеся научатся выполнять деление на трехзначное число;
Метапредметные: Самостоятельно формулировать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать результаты своей деятельности.
Формируемые УУД:
Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать свою работу и оценивать правильность выполнения действия; осознавать возникающие трудности и стараться их преодолевать;
Познавательные: Учиться строить объяснение в устной форме; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; слушать, извлекая нужную информацию;
Коммуникативные: Умение формулировать собственное мнение, включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять активность в стремлении высказываться;
Личностные: Проявление дружелюбного отношения к окружающим; развитие внимания, мышления, памяти; демонстрирование личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний.
Оборудование: Учебник УМК «Школа России», 4 класс 2 часть стр. 72, рабочая тетрадь стр. 70, доска, проектор, презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.
Формируемые УУД
I. Самоопределение к деятельности.
Цель: Проверка готовности обучающихся;
их настрой на работу.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
-Математика-наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к новым знаниям?
Тогда пожелайте друг другу удачи и у нас всё получится!
Ну-ка проверь-ка, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте , все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки?
-Сядьте правильно, откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
Личностные: У ребенка сформирована учебная мотивация;
Регулятивные:
Создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.
II. Актуализация знаний.
Цель: Организация выполнения учащимися пробного учебного действия.
Четко говорит задания, которые необходимо выполнить.
Внимательно слушают и выполняют задания, которые приготовил учитель.
-Но перед тем, как начать работу мы с вами проведем небольшую математическую разминку.
1) «Устный счет».
-25 увеличить в 4 раза.
-К 44 прибавить 29
-Из 158 вычесть 103
- 1500 уменьшить в 100 раз
- Какие числа у вас получились? (100, 73, 55, 15)
- Кто допустил ошибку? Как считал? Расскажи.
2. «Мозговой штурм»
-Отвечайте ребята быстро, дружно и скоро.
-Сколько хвостов у 7-и котов?
-Сколько носов у 2-х псов?
-Сколько пальчиков у 4-х мальчиков?
-Сколько ушей у 5-ти малышей?
-Сколько ушек у 3-х старушек?
– У Сени 8 пар носков. Сколько носков на правую ногу? (8)
– Сколько яблок у Раи, если у неё было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки? ( 3)
– Молодцы! Вы хорошо поработали на разминке.
Познавательные: Ребенок умеет слушать и слышать, умение решать развивающие задания;
Регулятивные:
У ученика сформирован внутренний план действий по выполнению задания;
Коммуникативные: Ребенок может сотрудничать с детьми и взрослыми.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: Самостоятельное определение темы и целей урока.
Учитель задает наводящие вопросы, подводя к определению темы и целей урока.
Внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.
- Посмотрите, на доске записаны выражения.
1368:342=
245:35=
639:213=
512:64=
-Распределите примеры по двум группам.
( Примеры на деление на двузначное число и примеры на деление на трехзначное число)
-Найдите значение частного в примерах на деление на двузначное число (7,8)
-Объясните, как вы подбирали цифру частного. (Делили на однозначное число: 24:3 и 51:6)
-А теперь подумайте: как легче найти цифру частного при делении на трехзначное число?
( Каждое число разделить на 100. Тогда получим 13:3 и 6:2)
-Решите эти примеры. Что у вас получилось? (4,3)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом деления на трехзначное число).
Регулятивные: Ученик может поставить учебную задачу на основе того, что уже известно, и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные: Ребенок умеет слушать и слышать;
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
IV. Построение проекта ликвидации причин затруднения.
Цель: Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.
Учитель включает детей в открытие новых знаний.
Участвуют в коллективной, самостоятельной работе; под руководством учителя выполняют задания.
-Ребята, откройте свои учебники на стр. 72 и прочитайте алгоритм выполнения деления рядом с красной чертой.
-Что вы заметили? ( Мы рассуждали так же)
- Теперь выполним задание № 279 на стр. 72.
-Первые три примера каждой группы решаются - коллективно, с комментированием у доски, последние примеры - самостоятельно. Взаимопроверка. (Ученики выполняют упражнение и проверяют вместе с учителем.)
Коммуникативные: Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействие с взрослыми;
Регулятивные: Ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Усвоение нового способа действий.
Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение.
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
- Теперь выполним задание № 280 на стр. 72
Прочитайте задачу.
На стройку привезли 120т цемента , песка в 2 раза больше, а щебёнки в 4 раза больше , чем цемента. Для приготовления бетона израсходовали третью часть всех этих материалов. Поставь вопрос и реши задачу.
-Какой вопрос поставим к задаче? (Сколько материалов осталось?)
- Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
-Что известно в задаче?
-Что мы можем найти первым? ( Сколько привезли песка)
-Каким действием найдем?
1) 120 • 2 = 240 (т) - песка привезли;
-Что мы можем еще узнать? ( Сколько привезли щебенки)
-Каким действием найдем?
2) 120 • 4 = 480 (т) -щебенки привезли;
-Как узнать сколько материалов привезли?
3) 120 + 240 + 480 = 840 (т) -всего материалов привезли.
-Как узнать, сколько материалов израсходовали? (Всю массу разделить на 3.)
4) 840 : 3 = 280 (т) -материалов израсходовали;
-А можем ли мы теперь узнать, сколько материалов осталось? (Из всей массы вычесть то, что израсходовали.)
5) 840 - 280 = 560 (т)- материалов осталось.
- Мы ответили на главный вопрос задачи? (да)
- А теперь запишите решение самостоятельно по действиям в свои тетради. (Записывают решение.)
- А сейчас проведем физкультминутку! (Выполняют движения. )
БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!
- Мы немножко отдохнули, и с новыми силами продолжаем работу.
-Ребята, а теперь откройте свои рабочие тетради на стр.70 и выполните задание №49,50.
Взаимопроверка.
Личностные: Ученик осознает смысл учения и понимает ответственность за будущий результат;
Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог;
Регулятивные: Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий;
Познавательные: Умение выражать свои мысли; строить высказывание на основе подводящих вопросов.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: Осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
Учитель осуществляет
взаимопроверку, проверку выполнения упражнения.
Учащиеся осуществляют: самооценку, взаимопроверку, предварительную оценку своей работы.
- Ребята, посмотрите, в учебнике на стр. 72 есть задание ”Проверь себя” под красной чертой.
-Выполните его самостоятельно, а затем проверим все вместе.
(Выполняют задание.)
- Оцените свою работу, посмотрите имеются ли ошибки, если есть, исправьте их.
Личностные: Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение вступать в диалог, умение слушать и слышать.
VII. Итог урока.
Цель: Осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
Учитель подводит итог урока в форме вопросов.
Дети отвечают на вопросы.
- А сейчас самое время подводить итоги! (Отвечают на вопросы учителя.)
- С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
- Кто разобрался в этом вычислительном приеме?
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Было ли трудно?
- Вы довольны собой на уроке?
- Итак, чему научились сегодня на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
Личностные: Самооценка на основе критерия успешности;
Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка результатов деятельности; критичность.
VIII.Рефлексия учебной деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности.
Учитель проводит рефлексию деятельности.
Учащиеся выполняют рефлексию деятельности.
- Ребята, скажите: «С каким цветом радуги у вас ассоциируется сегодняшний урок?».
- Отвечая на этот вопрос, выберете тот цветок, который подходит к вашему настроению.
- А теперь украсьте клумбы цветочками:
Оранжевыми – всё понял на уроке, жёлтыми – всё понятно, но нужно ещё тренироваться, зелёными – что-то осталось непонятным, но узнаю на следующем уроке.
- После проведения рефлексии, учитель задает домашнее задание: стр. 72 №281, №283(1). (Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.)
Личностные: У ребенка развита рефлексия;
Познавательные: Ребенок умеет слушать и слышать;
Коммуникативные: Ребенок может сотрудничать с учителем.