Тема: | Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. |
Цель : | Познакомиться с общей характеристикой планет-гигантов, их внутренние строением, атмосферой, спутниками планет и их кольцами. Задачи: 1. Обучающая: Доказать, что Солнечная система – не случайное скопление различных небесных тел, а именно система, открытые закономерности строения которой свидетельствуют о том, что входящие в ее состав небесные тела образовались в результате естественного эволюционного процесса. Доказать на основе анализа природы планет обеих групп, что только на Земле сложились условия, подходящие для возникновения и развития жизни (соответствующий химический состав атмосферы и температурный режим, наличие воды). Ввести понятия: планеты-гиганты, кольца планет-гигантов. Заинтересовать учащихся наблюдениями Юпитера и его спутников (невооруженным глазом и в телескоп). Убедить учащихся в том, что изучение планет и их спутников в конечном счете позволяет лучше изучить Землю. 2. Воспитывающая: Способствовать формированию экологического мышления учащихся. Содействовать формированию таких мировоззренческих идей, как причинно-следственные связи (на примере условий, от которых зависят температурный режим и характер смены времен года на планетах), познаваемость мира и его закономерностей (на примере познаваемости закономерностей в Солнечной системе и исследования природы планет), обусловленность развития науки потребностями производства (на примере сравнительной планетологии). Эстетически воспитывать учащихся, знакомя их с красотой и стройностью Солнечной системы, разнообразием природы входящих в нее планет и спутников. Земля не просто одна из планет Солнечной системы, а уникальная планета – единственная в Солнечной системе, на которой возможны существование и развитие высших форм жизни, человечество обязано тщательно беречь от разрушения и уничтожения комплекс природных условий на нашей планете, образующий «экологическую нишу» разума в пределах Солнечной системы (сохранение земной природы – важная эстетико-экологическая проблема). 3. Развивающая: Формирование умения в большом материале выделить главное (основные особенности группы планет). Формирование умения анализировать материал, содержащийся в справочных таблицах, и на его основе формулировать логические выводы. Создавать эмоциональные ситуации, затрагивая вопросы, связанные с предположением о существовании жизни на других планетах. Для развития познавательных интересов и способностей учащихся акцентировать их внимание на общечеловеческих проблемах (недопустимость уничтожения человечества и природы Земли в результате термоядерной катастрофы, загрязнения атмосферы, воды и т.д.) и рассказать об эксперименте «Фобос». Для развития наиболее подготовленных учащихся предусмотреть рефераты, выступления с сообщениями и докладами о природе планет и достижениях в освоении космического пространства, самостоятельные наблюдения планет. Знать: 1-й уровень (стандарт) – физические условия на планетах гигантах. 2-й уровень - физические условия на планетах гигантах, возможность существования жизни. Уметь 1-й уровень (стандарт) –находить размер объекта на удалении и его видимость. 2-й уровень - находить размер объекта на удалении и его видимость. |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Метапредметные: познавательные - работать с текстом научного содержания, выделять главное, обобщать информацию, представленную в различной форме; сравнивать природу спутников планет-гигантов и Луны; регулятивные - соотносить характеристики планет- гигантов с основами теории формирования планет Солнечной системы; коммуникативные - выражать логически верные обоснованные высказывания | Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; выступать с презентацией результатов работы группы, принимать участие в обсуждении результатов выполнения работы | |
Основные понятия | Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
природоведение (первоначальные сведения о природе планет), физическая география (природа Земли), физика (агрегатные состояния вещества, магнитное поле Земли), химия (состав атмосферы небесных тел), биология (происхождение жизни на Земле), обществоведение (познаваемость мира и его закономерностей, актуальность решения глобальных экологических проблем). | Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, Таблицы: Солнечная система, планеты, Земля в космическом пространстве, Спутники планет. Д/ф «Планеты -гиганты», фотографии, диапозитивы. К/ф «Планетная система» (ч.2). В/ф "Астрономия", часть 2, фр.2 "Внешние планеты" |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место. Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. | Регулятивные. Включение в ритм работы. Личностные. Самоопределение, настрой на урок. Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | | |
Актуализация ранее изученного |
Диктант: Группа планет, к которой относиться Земля. [Земная] Отчего на планете зависят степень поглощения излучения, идущего от Солнца. [от плотности и химического состава атмосферы] Чем на планете объясняется смена дня и ночи. [вращением вокруг оси] Когда планеты способны удержать атмосферу? [Если UнарUмол] Средний радиус земли. [6371км] Основные газы, входящие в состав атмосферы Земли. [N2, O2] Самая маленькая планета земной группы. [Меркурий] Виды рельефа на Луне, Венере, Меркурии. [горы, кратеры и моря] Могут ли на Луне наблюдаться затмения. [да-солнечные] Чем объясняется смена времени года на планете.[наклоном оси] Планета земной группы, имеющая 2 естественных спутника. [Марс] Какая из планет ближе всего подходит к Земле. [Венера=45млн.км.] Граница освещенной и не освещенной части Луны. [терминатор] Период повторения затмений. [сарос=18лет 10,3суток и 54года 34сут.] Спутники Марса. [Фобос, Деймос] | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. …Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта Юпитер озаряет небеса, И в зеркале воды, до горизонта Столпом стеклянным светит полова. И не забыть мне этой ночи звездной,… И. А. Бунин | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
| Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Информацию анализировать и оценивать её достоверность. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. План: Особенности строения оболочек планеты. Физические характеристики планеты (температура, масса, радиус, продолжительность суток, сидерический период обращения). Химический состав оболочек планеты. Особенности колец и спутников планеты. Отличительные особенности планеты. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №8 | Тема ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. | С-8 § 14-15 Вариант – 1 | Каковы особенности природы Меркурия и чем они объясняются? Чем можно объяснить различие в плотности планетных атмосфер? | С-8 § 14-15 Вариант – 2 | В чем причина высокой температуры на поверхности Венеры? В небольшой телескоп четыре самых больших спутника Юпитера выглядят как звезды. Какие наблюдения доказывают, что это на самом деле спутники планеты? | С-8 § 14-15 Вариант – 3 | Почему на Марсе в течение суток происходит более резкое колебание температуры чем на Земле? Какие наблюдения доказывают, что кольцо Сатурна не является сплошным? | С-8 § 14-15 Вариант – 4 | Что общее у Земли с Марсом и чем они отличаются? Какие формы рельефа характерны для большинства спутников планет? | С-8 § 14-15 Вариант – 5 | Охарактеризуйте различие в атмосферах Земли и Венеры. Докажите невозможность существования жизни для человека на Марсе и Венере. | С-8 § 14-15 Вариант – 6 | Во сколько раз расстояние до Марса в противостоянии меньше, чем в соединении? От чего зависит температура на планете? | | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог урока |
Чем общим характеризуются планеты гиганты? Причины наличия колец у планет гигантов? Причины большого числа спутников у планет гигантов? На поверхности каких планет в Солнечной системе вода может находиться в жидком состоянии? На каких спутниках и в какой форме наблюдаются следы вулканической деятельности? | Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. §16; вопросы и задания. (по выбору) сообщение (реферат) по одной из планет Солнечной системы, ее освоение КА. Создать презентацию по одной из планет СС или теме "Солнечная система". | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________