СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет".

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1. Обучающая: Доказать, что Солнечная система – не случайное скопление различных небесных тел, а именно система, открытые закономерности строения которой свидетельствуют о том, что входящие в ее состав небесные тела образовались в результате естественного эволюционного процесса. Доказать на основе анализа природы планет обеих групп, что только на Земле сложились условия, подходящие для возникновения и развития жизни (соответствующий химический состав атмосферы и температурный режим, наличие воды). Ввести понятия: планеты-гиганты, кольца планет-гигантов. Заинтересовать учащихся наблюдениями Юпитера и его спутников (невооруженным глазом и в телескоп). Убедить учащихся в том, что изучение планет и их спутников в конечном счете позволяет лучше изучить Землю.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет".»

Астрономия

Класс: 11

Урок: 16 Дата:

Тема:

Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.

Цель :

Познакомиться с общей характеристикой планет-гигантов, их внутренние строением, атмосферой, спутниками планет и их кольцами.

Задачи:
1. Обучающая: Доказать, что Солнечная система – не случайное скопление различных небесных тел, а именно система, открытые закономерности строения которой свидетельствуют о том, что входящие в ее состав небесные тела образовались в результате естественного эволюционного процесса. Доказать на основе анализа природы планет обеих групп, что только на Земле сложились условия, подходящие для возникновения и развития жизни (соответствующий химический состав атмосферы и температурный режим, наличие воды). Ввести понятия: планеты-гиганты, кольца планет-гигантов. Заинтересовать учащихся наблюдениями Юпитера и его спутников (невооруженным глазом и в телескоп). Убедить учащихся в том, что изучение планет и их спутников в конечном счете позволяет лучше изучить Землю.
2. Воспитывающая: Способствовать формированию экологического мышления учащихся. Содействовать формированию таких мировоззренческих идей, как причинно-следственные связи (на примере условий, от которых зависят температурный режим и характер смены времен года на планетах), познаваемость мира и его закономерностей (на примере познаваемости закономерностей в Солнечной системе и исследования природы планет), обусловленность развития науки потребностями производства (на примере сравнительной планетологии). Эстетически воспитывать учащихся, знакомя их с красотой и стройностью Солнечной системы, разнообразием природы входящих в нее планет и спутников. Земля не просто одна из планет Солнечной системы, а уникальная планета – единственная в Солнечной системе, на которой возможны существование и развитие высших форм жизни, человечество обязано тщательно беречь от разрушения и уничтожения комплекс природных условий на нашей планете, образующий «экологическую нишу» разума в пределах Солнечной системы (сохранение земной природы – важная эстетико-экологическая проблема).
3. Развивающая: Формирование умения в большом материале выделить главное (основные особенности группы планет). Формирование умения анализировать материал, содержащийся в справочных таблицах, и на его основе формулировать логические выводы. Создавать эмоциональные ситуации, затрагивая вопросы, связанные с предположением о существовании жизни на других планетах. Для развития познавательных интересов и способностей учащихся акцентировать их внимание на общечеловеческих проблемах (недопустимость уничтожения человечества и природы Земли в результате термоядерной катастрофы, загрязнения атмосферы, воды и т.д.) и рассказать об эксперименте «Фобос». Для развития наиболее подготовленных учащихся предусмотреть рефераты, выступления с сообщениями и докладами о природе планет и достижениях в освоении космического пространства, самостоятельные наблюдения планет.
Знать:
1-й уровень (стандарт) – физические условия на планетах гигантах.
2-й уровень - физические условия на планетах гигантах, возможность существования жизни.
Уметь
1-й уровень (стандарт) –находить размер объекта на удалении и его видимость.
2-й уровень - находить размер объекта на удалении и его видимость.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Метапредметные:

  • познавательные - работать с текстом научного содер­жания, выделять главное, обобщать информацию, пред­ставленную в различной форме; сравнивать природу спутников планет-гигантов и Луны;

  • регулятивные - соотносить характеристики планет- гигантов с основами теории формирования планет Солнечной системы;

  • коммуникативные - выражать логически верные обос­нованные высказывания


Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятель­ной работы; выступать с презента­цией результатов работы группы, принимать участие в обсуждении результатов выполнения работы


Основные понятия

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

природоведение (первоначальные сведения о природе планет), физическая география (природа Земли), физика (агрегатные состояния вещества, магнитное поле Земли), химия (состав атмосферы небесных тел), биология (происхождение жизни на Земле), обществоведение (познаваемость мира и его закономерностей, актуальность решения глобальных экологических проблем).

Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

Таблицы: Солнечная система, планеты, Земля в космическом пространстве, Спутники планет. Д/ф «Планеты -гиганты», фотографии, диапозитивы. К/ф «Планетная система» (ч.2). В/ф "Астрономия", часть 2, фр.2  "Внешние планеты"


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся

Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место.

Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Регулятивные. Включение в ритм работы.

Личностные. Самоопределение, настрой на урок.

Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.




Актуализация ранее изученного

Диктант:

  1. Группа планет, к которой относиться Земля. [Земная]

  2. Отчего на планете зависят степень поглощения излучения, идущего от Солнца. [от плотности и химического состава атмосферы]

  3. Чем на планете объясняется смена дня и ночи. [вращением вокруг оси]

  4. Когда планеты способны удержать атмосферу? [Если UнарUмол]

  5. Средний радиус земли. [6371км]

  6. Основные газы, входящие в состав атмосферы Земли. [N2, O2]

  7. Самая маленькая планета земной группы. [Меркурий]

  8. Виды рельефа на Луне, Венере, Меркурии. [горы, кратеры и моря]

  9. Могут ли на Луне наблюдаться затмения. [да-солнечные]

  10. Чем объясняется смена времени года на планете.[наклоном оси]

  11. Планета земной группы, имеющая 2 естественных спутника. [Марс]

  12. Какая из планет ближе всего подходит к Земле. [Венера=45млн.км.]

  13. Граница освещенной и не освещенной части Луны. [терминатор]

  14. Период повторения затмений. [сарос=18лет 10,3суток и 54года 34сут.]

  15. Спутники Марса. [Фобос, Деймос]


Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Просит сформулировать и

записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

…Вот снова ночь.
Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта
Столпом стеклянным светит полова.
И не забыть мне этой ночи звездной,…
И. А. Бунин

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний





Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

 Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Информацию анализировать и оценивать её достоверность.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.


План:

  1. Особенности строения оболочек планеты.

  2. Физические характеристики планеты (температу­ра, масса, радиус, продолжительность суток, сидери­ческий период обращения).

  3. Химический состав оболочек планеты.

  4. Особенности колец и спутников планеты.

Отличительные особенности планеты.


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  №8

Тема  ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

С-8 § 14-15 Вариант – 1



  1. Каковы особенности природы Меркурия и чем они объясняются?

  2. Чем можно объяснить различие в плотности планетных атмосфер?

С-8 § 14-15 Вариант – 2

  1. В чем причина высокой температуры на поверхности Венеры?

  2. В небольшой телескоп четыре самых больших спутника Юпитера выглядят как звезды. Какие наблюдения доказывают, что это на самом деле спутники планеты?

С-8 § 14-15 Вариант – 3

  1. Почему на Марсе в течение суток происходит более резкое колебание температуры чем на Земле?

  2. Какие наблюдения доказывают, что кольцо Сатурна не является сплошным?

С-8 § 14-15 Вариант – 4



  1. Что общее у Земли с Марсом и чем они отличаются?

  2. Какие формы рельефа характерны для большинства спутников планет?

С-8 § 14-15 Вариант – 5

  1. Охарактеризуйте различие в атмосферах Земли и Венеры.

  2. Докажите невозможность существования жизни для человека на Марсе и Венере.

С-8 § 14-15 Вариант – 6



  1. Во сколько раз расстояние до Марса в противостоянии меньше, чем в соединении?

  2. От чего зависит температура на планете?


Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Итог урока

Чем общим характеризуются планеты гиганты?

Причины наличия колец у планет гигантов?

Причины большого числа спутников у планет гигантов?

На поверхности каких планет в Солнечной системе вода может находиться в жидком состоянии?

На каких спутниках и в какой форме наблюдаются следы вулканической деятельности?

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов учащихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

§16; вопросы и задания.

(по выбору) сообщение (реферат) по одной из планет Солнечной системы, ее освоение КА. Создать презентацию по одной из планет СС или теме "Солнечная система".

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение

достижений. Предлагает

определить уровень

своих достижений,

наметить перспективы работы.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся

Кольца Сатурна с HST
На берегу метанового океана Титана
Строение атмосферы Титана
Сравнительные размеры Земли, Титана и Луны
Внутреннее строение Нептуна 1
Химический состав атмосферы Нептуна
Спутники Нептуна
Система спутников Нептуна
Нептун и его спутники (1)
Нептун и его спутники (2)
Нептун и Тритон
Тритон
Нептун из космоса
Орбиты внешних спутников Сатурна
Магнитосфера Сатурна
Внутреннее строение Урана
Спутники Урана (1)
Спутники Урана (2)
Спутниковая система и кольца Урана


Дополнение к уроку:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Тема  ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

С-8 § 14-15 Вариант – 1



  1. Каковы особенности природы Меркурия и чем они объясняются?

  2. Чем можно объяснить различие в плотности планетных атмосфер?


С-8 § 14-15 Вариант – 2

  1. В чем причина высокой температуры на поверхности Венеры?

  2. В небольшой телескоп четыре самых больших спутника Юпитера выглядят как звезды. Какие наблюдения доказывают, что это на самом деле спутники планеты?


С-8 § 14-15 Вариант – 3

  1. Почему на Марсе в течение суток происходит более резкое колебание температуры чем на Земле?

  2. Какие наблюдения доказывают, что кольцо Сатурна не является сплошным?


С-8 § 14-15 Вариант – 4



  1. Что общее у Земли с Марсом и чем они отличаются?

  2. Какие формы рельефа характерны для большинства спутников планет?


С-8 § 14-15 Вариант – 5

  1. Охарактеризуйте различие в атмосферах Земли и Венеры.

  2. Докажите невозможность существования жизни для человека на Марсе и Венере.


С-8 § 14-15 Вариант – 6



  1. Во сколько раз расстояние до Марса в противостоянии меньше, чем в соединении?

  2. От чего зависит температура на планете?


С-8 § 14-15 Вариант – 1



  1. Каковы особенности природы Меркурия и чем они объясняются?

  2. Чем можно объяснить различие в плотности планетных атмосфер?


С-8 § 14-15 Вариант – 2

  1. В чем причина высокой температуры на поверхности Венеры?

  2. В небольшой телескоп четыре самых больших спутника Юпитера выглядят как звезды. Какие наблюдения доказывают, что это на самом деле спутники планеты?


С-8 § 14-15 Вариант – 3

  1. Почему на Марсе в течение суток происходит более резкое колебание температуры чем на Земле?

  2. Какие наблюдения доказывают, что кольцо Сатурна не является сплошным?


С-8 § 14-15 Вариант – 4



  1. Что общее у Земли с Марсом и чем они отличаются?

  2. Какие формы рельефа характерны для большинства спутников планет?

С-8 § 14-15 Вариант – 5

  1. Охарактеризуйте различие в атмосферах Земли и Венеры.

  2. Докажите невозможность существования жизни для человека на Марсе и Венере.

С-8 § 14-15 Вариант – 6



  1. Во сколько раз расстояние до Марса в противостоянии меньше, чем в соединении?

  2. От чего зависит температура на планете?


11