Тема: | Плоское зеркало. |
Цель : | введение понятий «плоское зеркало» и «мнимое изображение», формирование умений строить изображения предметов в плоском зеркале, знакомство с особенностями изображения предмета в плоском зеркале |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Геометрическое построение зеркального отражения, умение объяснять свойства зеркального отражения, понимание отличий между ним и рассеянным отражением. | овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез | соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием на практике убедится в истинности правил моментов | |
Основные понятия | зеркальное и рассеянное отражение, равное отражение, симметричное отражение. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
| Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Организация внимания учащихся |
| | | | | | |
Актуализация ранее изученного |
1. Пользуясь рисунком 129, расскажите содержание опытов, на основании которых были установлены законы отражения света. 2. Какой угол называют углом падения? углом отражения? З. Сформулируйте законы отражения света. 4. Какое свойство лучей называется обратимостью? | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Этап постановки целей и задач урока |
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. -Кого мы видим, глядя в зеркало? Если вы уверены в том, что видите себя, глядя в зеркало, то к концу урока от вашей уверенности не останется и следа. - Что нужно изучить, чтобы решить данную задачу? Тема урока «Плоское зеркало» | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Открытие новых знаний |
Работа с текстом. Ответы на вопросы: Что такое зеркало? Для чего предназначено зеркало? Какое изображение дает плоское зеркало? Работа в группах. -Задание: провести эксперимент и сделать вывод Задания по группам 1 группа: Получите в зеркале изображение шахматной фигуры. Рассмотрите изображение. Переверните фигуру. Поставьте рядом две разные по высоте фигуры. Рассмотрите изображения. Сделайте вывод. 2 группа: На столе перед зеркалом вплотную к нему расположите линейку и установите карандаш. Рассмотрите изображение предметов. Приближайте и удаляйте карандаш от зеркала. Сделайте вывод. Рассмотрим изображение предмета в плоском зеркале. Плоским зеркалом называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет. Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, т. е. там, где предмета нет на самом деле. Как это получается? Пусть из точечного источника света $ падают на зеркало МIЧ расходящиеся лучи $0, $Оi, $02 (рис. 132). По закону отражения луч $0 отражается от зеркала под углом 0°; луч $Оi — под углом Рi = а1 луч $02 — отражается под углом 2 = а2. В глаз попадает расходящийся пучок света. Если продолжить отраженные лучи за зеркало, то они сойдутся в точке В глаз попадает расходящийся пучок света, исходящий как будто бы из точки Эта точка называется манимым изображением точка 8. Рассмотрим, как располагался источник света и его мнимое изображение относительно зеркала. По рисунку 132 можно доказать, пользуясь признаками равенства треугольников, что $iО = 0$. Это значит, что изображение предмета находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом. Сделанный вывод подтверждает и другой опыт. Укрепим на подставке кусок плоского стекла в вертикальном п оложении. Поставив перед стеклом зажженную свечу (рис. 133), мы увидим в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмем теперь вторую такую же, но не зажженную свечу и расположим ее по другую сторону стекла. Передвигая вторую свечу, найдем такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажженной. Это значит, что незажженная свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажженной свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от ее изображения до стекла, убедимся, что эти расстояния одинаковы. Т аким образом, мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, на каком находится сам предмет. Опыт также показывает, что высота изображения свечи равна высоте самой свечи. Это значит, что размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета. Предмет и его изображение в плоском зеркале представляют собой не тождественные, а симметричные фигуры. Например, зеркальное изображение правой руки представляет собой как будто бы левую руку (рис. 134). Плоским зеркалом широко пользуются и В быту, и в технике при создании различных устройств и приборов. | Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Информацию анализировать и оценивать её достоверность. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
Первичное закрепление во внешней речи |
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся. 1. Кузнечик сидел на расстоянии 10 см от плоского зеркала, потом отпрыгнул от него еще на 50 см. Каким было расстояние между кузнечиком и его изображением до прыжка? Каким оно стало после прыжка? Во сколько раз дальше от зеркала стал находиться кузнечик в результате прыжка? Во сколько раз изменилось при этом расстояние между кузнечиком и его изображением? 2 . Почему мы видим световой пучок от карманного фонарика в воздухе особенно хорошо, когда на улице туман, дым или дождь? Что должно произойти с воздухом, чтобы световой пучок стал практически невидимым? 5. На рисунке 77 изображено плоское зеркало и точечный источник света 8, находящийся в стороне от него. Пользуясь рисунком 132 в учебнике, постройте изображение этого источника. | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Структурировать знания, выделять существенную | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог урока |
1. Пользуясь рисунком 132, объясните, как строится изображение точки в зеркале. 2. Почему изображение точки в плоском зеркале называется мнимым? 3. Пользуясь рисунком 133, расскажите содержание опыта, поясняющего особенности изображения предмета б плоском зеркале. 4. Какие особенности имеет изображение предмета в плоском зеркале? | Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. На листе бумаги напишите несколько печатных букв и прочтите их в зеркале. Напишите буквы, которые и в зеркале читаются правильно. Повторите опыты со словами. Напишите зеркальное слово на бумаге и прочтите его в зеркале. Сделайте вывод. | Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. | Определяют область применения полученных знаний | Обсуждают, задают вопросы | Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. | Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. | Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала) |
Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. | Анализировать степень усвоения нового материала | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строить понятные для собеседника высказывания | Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. |
Анализ активности учащихся |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________