СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии в 11 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии по теме "Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии в 11 классе»











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



«Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза»

(11 класс)

Выполнила:

Лунева Светлана Викторовна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №41»

г. Курска











Тема урока: «Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза»

Деятельностная цель:

формирование умений реализации таких способов действий как:

- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

- уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели,

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);

- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая цель: расширять знания обучающихся об основных этапах антропогенеза; установить движущие силы антропогенеза.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

1.Продолжать выявлять основные этапы антропогенеза, его движущие силы.

2. Учиться понимать биологические термины: антропогенез, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный.

Метапредметные

  1. Познавательные:

а. продолжать учиться самостоятельному поиску информации, ее анализу и отбору

б. учиться строить высказывания;

в. учиться сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

2. Коммуникативные:

а. учиться слушать и понимать речь другого человека.

б. учиться работать в группе, учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3. Регулятивные:

а. учиться самостоятельно, обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные

1. Осознавать единство и целостность мира.

2. Личностное самоопределение и смыслообразование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: беседа, работа в группах, демонстрация наглядных пособий.

Средства обучения: учебники, рабочие тетради, компьютер, таблица « Эволюция человека».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)


Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает положительный эмоциональный настрой

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Учитель знакомит учащихся с эпиграфами к уроку: «Главным предметом изучения человечества является человек». Гёте. «Родиться человеком-это чудо, остаться человеком-это труд»

Проводит подводящий диалог, предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Как вы думаете, кого мы будем изучать сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

Записывают тему урока в тетради.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать.

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.        

 


Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Создает для учащихся проблемную ситуацию, читает стихотворение.

Вступая в диалог с учителем выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности.

Организует подводящий диалог.

Мы выяснили, что будем изучить человека, как происходило его становление, и какие факторы этому способствовали. Итак, как вы думаете какова цель нашего урока?

Выслушивает предположения детей, корректирует при необходимости.

(Наша цель изучить основные этапы антропогенеза; установить движущие силы антропогенеза)

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель, осознают цель предстоящих действий.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания.

- Каким образом мы можем изучить этапы эволюции человека и факторы, на нее повлиявшие? (изучить материал учебника)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки)

Составьте план нашей дальнейшей работы.

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?

Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Организует работу в группах. Учитель фиксирует план на доске.

1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием

4. Мысленно сформулировать ответ.

5. Дать развернутый устный ответ.

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ.

Задание. На доске написаны слова: антропогенез, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, биологические факторы, социальные факторы антропогенеза. Составьте план характеристики этапов антропогенеза.

Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Работают в парах.

Высказывают свои предположения (гипотезы).

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли.

Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.)

Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в группах. Используя слова на доске как основу и материал учебника, план и раздаточный материал составьте описание этапов эволюции человека и факторов эволюции (план на партах). 1-я группа: дриопитеки, австралопитеки, 2-я группа: человек умелый, человек прямоходящий, 3-я группа: человек разумный, 4-я группа: биологические факторы антропогенеза,

5-я группа: социальные факторы антропогенеза, 6-я группа на основе данных всех групп создает презентацию «Эволюция человека». Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

Организует и проводит физкультминутку.

Работают в группе. Применяют выбранный способ действия для решения задачи. Фиксируют в тетрадях свое «открытие». Отвечают на вопросы. Сообщают о результатах выполненной работы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Учитель слушает ответы учащихся всех групп.

На основе данных исследовательской работы групп составьте синквейн «Антропогенез», 6-я группа создает презентацию «Эволюция человека» и

выводит ее на экран.


Осмысливают задание, сообщают о результатах выполненной работы, осуществляют самоконтроль, корректируют свои записи, создают презентацию.

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: учатся определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

1.Прочитать §63-66

(задание обязательное для всех).

2.Ответьте на вопросы после §§

3. Создайте сборник «интересные факты антропогенеза»/ учебные комиксы.


Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Мобилизуют свои силы к волевому усилию, т. е к выбору преодоления препятствий.



Приложение

До теперешней нашей Земли,

До ее дождей и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели.

Это - личная наша беда,

За ее никто не в ответе.

Заблудились, пошли не туда.

Сметь нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь - направо и ветвь - налево.

«Человек разумный» сидит

на вершине этого древа.

Он - мыслитель. Он хмурит лоб.

Человека идея гложет...

Он подпер подбородок рукой –

Вождь прогресса, краса и гордость...

А над ним проноситься век. Повороты. Круговороты... Да неужто и человек - Тупиковая ветвь природы?!

ПЛАН

  1. Строение тела

  2. Орудия труда

  3. Использование огня

  4. Общение друг с другом

  5. Хозяйственная деятельность



Физкультминутка



Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ногами потопали,

Руками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.