ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза»
(11 класс)
Выполнила:
Лунева Светлана Викторовна,
учитель биологии МБОУ «СОШ №41»
г. Курска
Тема урока: «Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза»
Деятельностная цель:
формирование умений реализации таких способов действий как:
- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;
- уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели,
- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);
- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Предметно дидактическая цель: расширять знания обучающихся об основных этапах антропогенеза; установить движущие силы антропогенеза.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
1.Продолжать выявлять основные этапы антропогенеза, его движущие силы.
2. Учиться понимать биологические термины: антропогенез, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный.
Метапредметные
Познавательные:
а. продолжать учиться самостоятельному поиску информации, ее анализу и отбору
б. учиться строить высказывания;
в. учиться сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
2. Коммуникативные:
а. учиться слушать и понимать речь другого человека.
б. учиться работать в группе, учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.
3. Регулятивные:
а. учиться самостоятельно, обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию;
Личностные
1. Осознавать единство и целостность мира.
2. Личностное самоопределение и смыслообразование.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: беседа, работа в группах, демонстрация наглядных пособий.
Средства обучения: учебники, рабочие тетради, компьютер, таблица « Эволюция человека».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает положительный эмоциональный настрой | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Учитель знакомит учащихся с эпиграфами к уроку: «Главным предметом изучения человечества является человек». Гёте. «Родиться человеком-это чудо, остаться человеком-это труд» Проводит подводящий диалог, предлагает учащимся сформулировать тему урока. Как вы думаете, кого мы будем изучать сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы. Записывают тему урока в тетради. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Создает для учащихся проблемную ситуацию, читает стихотворение. | Вступая в диалог с учителем выявляют проблему – проговаривают и осознают её. | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности. Организует подводящий диалог. Мы выяснили, что будем изучить человека, как происходило его становление, и какие факторы этому способствовали. Итак, как вы думаете какова цель нашего урока? Выслушивает предположения детей, корректирует при необходимости. (Наша цель изучить основные этапы антропогенеза; установить движущие силы антропогенеза) | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель, осознают цель предстоящих действий. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. Предлагает выполнить задания. - Каким образом мы можем изучить этапы эволюции человека и факторы, на нее повлиявшие? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки) Составьте план нашей дальнейшей работы. - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Организует работу в группах. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ. Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ. Задание. На доске написаны слова: антропогенез, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, биологические факторы, социальные факторы антропогенеза. Составьте план характеристики этапов антропогенеза. | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Работают в парах. Высказывают свои предположения (гипотезы). | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. |
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в группах. Используя слова на доске как основу и материал учебника, план и раздаточный материал составьте описание этапов эволюции человека и факторов эволюции (план на партах). 1-я группа: дриопитеки, австралопитеки, 2-я группа: человек умелый, человек прямоходящий, 3-я группа: человек разумный, 4-я группа: биологические факторы антропогенеза, 5-я группа: социальные факторы антропогенеза, 6-я группа на основе данных всех групп создает презентацию «Эволюция человека». Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Организует и проводит физкультминутку. | Работают в группе. Применяют выбранный способ действия для решения задачи. Фиксируют в тетрадях свое «открытие». Отвечают на вопросы. Сообщают о результатах выполненной работы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Учитель слушает ответы учащихся всех групп. На основе данных исследовательской работы групп составьте синквейн «Антропогенез», 6-я группа создает презентацию «Эволюция человека» и выводит ее на экран. | Осмысливают задание, сообщают о результатах выполненной работы, осуществляют самоконтроль, корректируют свои записи, создают презентацию. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: учатся определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание: 1.Прочитать §63-66 (задание обязательное для всех). 2.Ответьте на вопросы после §§ 3. Создайте сборник «интересные факты антропогенеза»/ учебные комиксы. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Мобилизуют свои силы к волевому усилию, т. е к выбору преодоления препятствий. |
Приложение
До теперешней нашей Земли,
До ее дождей и метелей
Бронтозавры не доползли,
Птеродактили не долетели.
Это - личная наша беда,
За ее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда.
Сметь нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь - направо и ветвь - налево.
«Человек разумный» сидит
на вершине этого древа.
Он - мыслитель. Он хмурит лоб.
Человека идея гложет...
Он подпер подбородок рукой –
Вождь прогресса, краса и гордость...
А над ним проноситься век. Повороты. Круговороты... Да неужто и человек - Тупиковая ветвь природы?!
ПЛАН
Строение тела
Орудия труда
Использование огня
Общение друг с другом
Хозяйственная деятельность
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ногами потопали,
Руками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.