№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Время |
1 | Организационный | 1. Приветствует обучающихся. 2. Проверяет готовность к работе. 3. Проверяет наличие учебных принадлежностей | 1.Приветствуют 2.Проверяют готовность | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности | 1 мин |
2 | Мотивация и стимулирование | Презентация 1, 2 Слайд. Давным-давно великий бог времени Хронос решил «пройтись» по нашей Земле и записать в «Книге Времени - Геохронологии» всё, что будет происходить на ней! Геохронология (от греч.geo – Земля, chronos – время и logos – учение) – учение о возрасте, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору. Время, в течение которого накапливалась группа пород, Хронос назвал эрой. Название эры отражает относительное время: архейская (древнейшая), протерозойская (ранняя), палеозойская (древняя), мезозойская (средняя), кайнозойская (новая). Все эры разделены на менее длительные отрезки времени – периоды. Благодаря науке и современным исследованиям, человечество смогло определить, сколько лет нашей планете, когда возникла жизнь и как изменялся облик Земли в течении времени. О чем пойдет речь на уроке? 2. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока. 3. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь | 1.Формулируют тему урока. 2. Ставят перед собой цели и задачи: узнать как выглядела наша Земля и какие животные и растения ее населяли в разные периоды истории Земли. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | 10 мин |
3 | Актуализация знаний | Давай «покопаемся в памяти» вспомним вспомнить понятие «ленты времени» из курса Окружающего мира: - что называется «лентой времени», и где вы встречались с этим понятием? –А как вы работали с лентой времени? -А можно ли создать «биологическую ленту времени», чтобы отметить существовавшие на Земле разных организмов организмы? - Как называются громадные промежутки времени? - Какие ученые изучают древних и давно вымерших живых организмов? | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, слушают своих одноклассников. | Познавательные: Установление причинно-следственных связей Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции | 4 минут |
4 | Физкультминутка | Руководит физкультминуткой «Собачьи танцы». | Выполняют движения собак | | 2 минуты |
5 | Усвоение новых знаний. | 1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Вы-ученые палеонтологи, совершите научную экспедицию на машине времени, сегодня вы отправитесь в прошлое и изучите вымерших ископаемых живых организмов в разные периоды истории жизни на Земле. Вам предстоит воссоздать за короткое время урока то, что происходило на планете в течении 4,5 млрд. лет. Воссоздавать ход развития жизни мы будем из разрезанной на отдельные фрагменты таблицы, в которой: Название Эры Продолжительность эры Основные события в неживой природе. Основные события в живой природе. Всего 4 группы палеонтологов. 1я гр. – Архей и Протерозой 2я гр. – Палеозой 3я гр. – Мезозой 4я гр. – Кайнозой Каждая группа изучает свою эру по электронному учебнику, и из набора карточек для составления общей таблицы находит карточки с информацией своей эры. | 1. Слушают задание учителя. Вытягивают кейс и выполняют работу по плану. 2. Выступают и заполняют сводную таблицу.( Ученый, годы жизни, чем занимался, вклад в развитие науки) | Познавательные: Создание алгоритмов деятельности при решении проблемы поискового характера. Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные: Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Умение работать в малых группах Личностные: Определение своей роли при групповой работе Осознание ответственности за общее дело | 15 мин |
6 | Закрепление новых знаний | 1 Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны. 1. Цветковые растения появились на Земле раньше папоротников, хвощей и плаунов.. 2. В каменноугольный период жили древние гигантские стрекозы, размер крыльев которых достигал 1 м. 3.500 млн лет назад в древнем океане водились разнообразные млекопитающие, рыбы и динозавры. 4.Тираннозавр был хищником, но не брезговал и падалью. 5.Мамонт – млекопитающее, родственник современных слонов. 6.В лесах каменноугольного периода уже обитали многоножки, пауки, скорпионы и летали гигантские стрекозы. 7.Длина трилобитов достигала 5 м. 8.В настоящее время учёным известно около 500-600 видов вымерших динозавров. 9.Диплодок был растительноядным динозавром. 10.Стегозавр – крупный динозавр, питавшийся мелкими насекомыми и ящерицами. 2. Закончите предложения, используя слова из словарика. 1. ….. на Земле зародилась в океане. 2. Покрытый густой шерстью родственник слонов называется…. 3. В юрский периоде истории развития Земли были широко распространены …. Словарик: Мамонт, Динозавры, Жизнь | 1. Работая в парах, выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе. . | Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение второстепенной информации Личностные: Осознание ответственности за общее дело Регулятивные: Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | 7 мин |
8 | Подведение итогов урока, рефлексия. | Закончил Хронос свой трудный путь. В «Книге Времени» была заключена огромная информация о развитии Земли. Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели. Задает вопросы: - Где появилась жизнь? Какие организмы первыми заселили сушу? Почему первым периодом развития жизни на Земле назвали Каменноугольным? По какой причине вымерли динозавры? Почему с течением времени одни виды сменяли другие? Что нового узнали на уроке? Какие затруднения возникли в процессе работы? Рефлексия урока- правило квадрата (Презентация) | 1. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2..Отвечают на проблемный вопрос 3. Выбирают квадрат рефлексии. | Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные: Аргументация своего мнения Личностные: Самооценка. | 3 мин |
9 | Информация о домашнем задании. | 1.Дает информацию о задании на дом. - изучить п. учебника - Написать мини сочинение о древнем живом организме. | 1.Запи-ют дом. зад. 2.Слушают инструкцию по состав-ю | Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. | 1 мин |
Эра | Периоды | Продолжитель- ность | События в неживой природе | События в живой природе |
Архейская | | Самая древнейшая эпоха которая длилась около 1 млрд лет. | В атмосфере начал накапливаться кислород | Обнаружены органические вещества, входившие в состав древнейших живых организмов. Найдены окаменевшие цианобактерии возраст их примерно 3,5 млрд лет. Жизнь в этот период развивалась в водной среде, потому что только вода могла защитить организмы от солнечного и космического излучения. Первые живые организмы жили в бескислородной среде и питались готовыми органическими веществами. Важнейшее событие архейской эры – появление кислородного фотосинтеза. |
Протерозойская | | Эра которая длилась 2 млрд лет | Увеличение кислорода в атмосфере привело к формированию озонового слоя, защитившего Землю от излучения, поэтому жизнь могла выходить на сушу | Сформировались все царства живого мира: бактерии, растения, животные, грибы. Возникли и достигли высокой степени сложности беспозвоночные: губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, членистоногие, моллюски. В конце на сушу вышли грибы и водоросли, образовав древнейшие лишайники |
Палеозойская | Пермский Каменноугольный Девонский Силурийский Ордовикский Кембрийский | Эра началась около 570 млн лет и продолжалась около 140 млн лет. | Климат стал более холодным и сухим. Позже, климат становится более сухим. | Сокращается разнообразие амфибий. Основными хозяевами суши становятся пресмыкающиеся. Господство древовидных хвощей, плаунов и папоротников, достигавших в высоту 30 –40 м. Именно эти растения, падая в тропические болота не сгнивали, а превращались в каменный уголь, который мы используем в качестве топлива. Появились первые крылатые насекомые, напоминающие громадных стрекоз. Господствуют акулы, скаты, появляются первые костные рыбы. В пересыхающих водоѐмах с недостаточным количеством кислорода появляются двоякодышащие и кистепѐрые рыбы, имеющие помимо жабр органы воздушного дыхания –мешковидные лѐгкие и мускулистые плавники со скелетом. От них произошли первые наземные позвоночные – стегоцефалы (земноводные). В морях распространяются первые настоящие позвоночные – бесчелюстные, от которых в дальнейшем произошли рыбы. Вышли на сушу первые растения – псилофиты, а затем древнейшие паукообразные, защищѐнные от сухого воздуха хитиновым панцирем. Расцвет медуз и кораллов. Появляются древние членистоногие – трилобиты. Развиваются хордовые организмы |
Мезозойская | Меловой Юрский Триасовый | Эра началась около 230 млн лет и длилась примерно 165 млн лет. | Климат становился то сухим то влажным | Появляются высшие млекопитающие и настоящие птицы. Появляются и быстро распространяются покрытосеменные растения. Некоторые из них сохранились до наших дней (дубы, ивы, эвкалипты, пальмы). В конце периода вымирают динозавры. Господствуют голосеменные и пресмыкающиеся. В конце периода появляются археоптериксы – первоптицы. Расцвет динозавров; появляются крокодилы, черепах и первые млекопитающие. Вымирают семенные папоротники |
Кайнозой | Антропогеновый Неогеновый Палеогеновый | Эра началась около 67 млн лет назад и продолжается в настоящее время. | Похолодание климата (четыре оледенения). В конце периода началось глобальное потепление. Климат становится более сухой, образуются степи | Появление мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков. Формируются виды растений и животных, близких к современным. Появляются первые человекообразные обезьяны. Господствуют млекопитающие (формируется большинство современных отрядов, появляются приматы) и птицы. Господствуют покрытосеменные растения, увеличивается многообразие насекомых |
https://bookpalace.com/acatalog/BaraldiLizard-G.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/986458/1a192953-d349-4c18-bb63-31042b35fb01/s1200
https://express-novosti.ru/images/images/5d741da852805.jpg
https://cont.ws/uploads/posts/90045.jpg
https://versiya.info/uploads/posts/2018-04/1522820573_image_1675e-ardipithecus-ramidus.jpg
https://www.thoughtco.com/thmb/8AS5Yi6JUJR5E0cvLA0XGtI0bZE=/999x769/filters:no_upscale():max_bytes(150000):strip_icc()/archaeopteryxEW-58b9a56b3df78c353c14daa0.jpg
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/103c/00018353-973a6a3b/img16.jpg
https://images.helionews.ru/1388534760000/1411284555000/proterozoiskii-eon-velikoe-kislorodnoe-sobytie-floc.jpg