Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ФГОС на тему "Развитие эволюционных идей"»
Тема: Идеи развития органического мира
Цель: сформировать представление об эволюции. Ее причинах и результатах. Сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж.Б. Ламарка
Знать: основные достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции, заслуги и заблуждения Линнея, Ламарка и других ученых.
Уметь: обобщать, сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом. Вырабатывать уважительное отношение к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных учений.
Ожидаемые результаты: по окончании урока ученики знают понятие «эволюция» понимают причины и результаты, знают ученых-эволюционистов, их основные научные заслуги, умеют оценить вклад этих ученых в развитие биологической науки, определяют недостатки их эволюционных идей с точки зрения современной науки, умеют взаимодействовать между собой, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять таблицы-конспекты.
Используемые технологии: проблемное обучение.
Тип урока: Комбинированный
Организационный момент
Приветствие, определение целей урока
Проверка знаний
(раздача карточек)
Мотивация. Вводное слово (цитата С. Лема)
Усвоение новых знаний:
Живой мир огромен и многообразен, но даже при всем этом разнообразии все живые организмы состоят из одного и того же набора химических элементов и органических веществ, имеют общи план биосинтеза, размножения и при половом размножении жизнь начинается с одной клетки – ЗИГОТЫ.
Как же тогда объяснить все это многообразие видов при общих свойствах? Как возникли сложные организмы? Как у живых организмов появились приспособительные свойства к изменяющимся условиям среды? Ответы на эти вопросы дает эволюционное учение.
Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах и результатах исторического развития живой природы на Земле.
Работа в малых группах. Составление таблицы.
Учёные | Вклад в развитие эволюционных представлений |
Древние философы | Высказывали идеи естественного развития живой природы |
Карл Линней (1707–1778 г.) | 1. Описал более 10 000 биологических видов. 2. Ввёл бинарную номенклатуру. 3. Предложил первую классификацию живой природы, основанную на сравнении отдельных признаков. Ошибки: 1. считал виды неизменными, созданными творцом. 2. Классификация была искусственной, так как брал во внимание 1 или 2 признака. 3. Не учитывал родство организмов. |
Жан Батист Ламарк (1744–1829 г.) | 1. Создал первое эволюционное учение. 2. Понимал эволюцию как процесс постепенного усложнения организации. Ввёл понятие градации — постепенного развития от простого к сложному. 3. Считал, что виды находятся в постоянном движении — постепенно изменяются и превращаются в другие виды. 4. Показал приспособительный характер изменений. Ошибки: 1. неверно объяснял причины и движущие силы эволюции. Утверждал, что к изменениям приводит внутреннее стремление организмов к усовершенствованию . 2. Считал, что признаки могут изменяться в результате «упражнения и неупражнения» органов. 3. Утверждал, что полезные признаки обязательно передаются потомкам. |
Закрепление знаний.
Составление синквейна. Карл Линней, Жан Батист Ламарк
Работа в парах и у доски. Обсуждение.
Домашнее задание: параграф 35, прочитать биографию Ч. Дарвина