СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по физике на тему "Влажность воздуха"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по физике на тему "Влажность воздуха" разработана для профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по физике на тему "Влажность воздуха"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина БД. Физика

Тема занятия

Влажность воздуха

Содержание темы

Понятия: абсолютная и относительная влажность воздуха; парциальное давление, точка росы.

Принципы действия приборов и технических устройств: приборов для определения влажности воздуха.

Практическое применение: влажность воздуха играет большую роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Тип занятия

Комбинированные уроки

Формы организации учебной деятельности

индивидуальная, фронтальная, групповая

Профессия

43.01.09 Повар, кондитер



Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия

Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и установок на восприятие, осмысление

Приветствует, проверяет отсутствующих.

Актуализация знаний:

- испарение;

- конденсация;

- насыщенный пар;

- перенасыщенный пар.

Приветствуют преподавателя, готовятся к учебной деятельности.

Отвечают на вопросы преподавателя

ОК 02

Фронтальный опрос

Подготовка к изучению нового материала

1) Задает проблемный вопрос.

Что общего между этими произведениями писателей?

Лермонтов М.Ю.

Светает. В поле тишина.

Густой туман, как пелена.

С посеребренною каймой,

Клубится над Днепром – рекой.

Почему над рекой образуется туман?


Г.Х. Андерсен

«Герда начала читать «Отче наш»: было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман» 

Почему зимой заметно выделение тумана при дыхании, а летом – нет?


Л.Н. Толстой 

«Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …»

Скажите,  что объединяет эти явления? 




2) Предлагает сформулировать тему и цели урока.

Тема:

Цели:

Изучить понятия …

Научиться измерять …

Изучить принцип действия …

Рассмотреть области применения …


3). Задает мотивационный вопрос. Предположите, каким образом полученные на уроке знания и умения помогут вам в повседневной жизни и профессиональной деятельности?





Выдвигают свои предположения






Выдвигают свои предположения






Роса







Все эти явления объединяет вода, которая содержится в атмосфере.


Формулируют и принимают цели урока. В рабочей тетради фиксируют тему и цели урока.






Отвечают, предлагают разные варианты.

ОК 01

ОК 03

ОК 04

ОК 05

Фронтальный опрос

2. Основной этап занятия

Формирование новых знаний и способов деятельности

1) Организует изучение нового материала.

Вода занимает около 70,8 % поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50%-99,7% воды. В атмосфере находится около 13-15 тыс. км3 воды в виде капель, кристаллов снега и пара.

2) Предлагает ответить на вопросы.

1.Что такое влажность воздуха?



2. Какова причина появления водяного пара в воздухе?

3. Как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения?





4. Как проявляется влажность воздуха?


Влажность можно характеризовать несколькими величинами.

Абсолютной влажностью называют плотность водяного пара в воздухе:

.

Единица измерения абсолютной влажности: кг/м3.

Парциальное давление – давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали. (Па, мм. рт. ст.)

По парциальному давлению и абсолютной влажности нельзя судить о том, насколько пар в данных условиях близок к насыщению. Вот почему вводят величину - относительную влажность. Относительная влажность – это отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах:

.

Относительная влажность воздуха меньше 100%.

Задание: провести анализ текста.

Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале.

Для измерения относительной влажности также используют психрометр (от греческого слова «психрос» – холодный).

– Назовите основные элементы прибора.

– Для чего нужен сухой термометр?


– Для чего нужен влажный термометр?


– Почему отличаются показания сухого и влажного термометров?

- Сформулируйте алгоритм нахождения относительной влажности воздуха.






Влажность воздуха играет большую роль в обеспечении пищевых качеств продуктов, их товарного вида и сохранности, в смысле уменьшения массы и пищевой годности. Недостаток влаги /паров/ в воздухе приводит к усыханию продуктов.

Например, всем горожанам знакомо, что картофель, хранящийся в квартире в большом количестве, через некоторое время усыхает, уменьшается в размерах, и сморщивается, становится вялым, неудобным для обработки.

Если относительная влажность высока, то в такой среде могут развиваться микроорганизмы, усиливаются химические и биологические процессы в результате чего теряются или ухудшаются пищевые качества

При высокой влажности ржавеет стальная тара, в которую упакованы продукты.

Продукты с высоким содержанием воды (больше чем 40%): мясо, рыба, плоды, овощи, следует хранить при повышенной относительной влажности воздуха 75 % - 95 % , они не гигроскопичны, т.к. отдают влагу легче, чем поглощают ее из воздуха.

Зеленые овощи хранятся при относительной влажности 100 % .

Продукты со средней влажностью от 10% до 40%: шоколад, карамель, какао, фруктово-ягодные изделия, колбасы полугигроскопичны, поэтому их хранят при относительной влажности 75% - 85%. В этих продуктах большая часть воды связана с компонентами сухого вещества поэтому они хуже отдают воду чем впитывают ее.

Продукты с низкой влажностью, менее 10%: сахар, чай, соль и д.р. хранятся при относительной влажности 65% - 70%. Вода в них находится в связанном состоянии, поэтому они хорошо поглощают водяной пар из воздуха, быстро намокают.

Слушают преподавателя









Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.

Парообразование, испарение


С поверхности водоёмов, почвы растений. Скорость зависит от начальной температуры тела, рода вещества, площади поверхности, ветра.

В образовании облаков, дождя, инея, радуги, росы






















































Сухой и влажный термометр. Для измерения температуры воздуха.

Для измерения температуры воды.

При испарении термометр охлаждается.

Вычисляем и находим столбец, соответствующий найденной разности. На пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности.


ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

Наблюдение, оценка анализа текста

Закрепление изученного материала

Предлагает решить качественные задачи

Качественные задачи:

  1. Почему на стенках банки с холодной водой, внесенной в теплую комнату, появляется роса? (Ответ: На холодных стенках банки конденсируются водяные пары, содержащиеся в теплом воздухе комнаты)

  2. Почему запотевают фрукты, вынутые из холодиль­ника?

  3. Почему в поварском цеху нам кажется жарче, чем в обычной комнате, где воздух нагрет до такой же температуры?
    (Ответ: Влажность воздуха в поварском цеху больше и процесс испарения с тела уменьшается, поэтому человек ощущает повышение температуры.)

  4. Почему в зимнее время оконные стёкла запотевают, если в помещении готовится пища? (Ответ: Ненасыщенный пар, испаряющийся из кастрюль, при соприкосновении с холодными предметами остывает и становится насыщенным, и на оконных стёклах выпадает роса.)

Организует дискуссию по результатам решения качественных задач, корректирует и даёт пояснения к решениям.

Обучающиеся решают задачи в группах с последующим фронтальным обсуждением























ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 07


















Наблюдение


Анализ задач, оценка решения качественных задач




















Организует самостоятельное индивидуальное решение расчётных задач.

Расчетные задачи:

1. В овощехранилище относительная влажность равна 90%. Определите парциальное давление водяного пара, если термометр показывает 40С.

2. Определить массу водяного пара в овощехранилище объемом 200м3 при температуре 50С, если гигрометр показывает 95%.

3. На кухне длиной 5м, шириной 4м и высотой 3м гигрометр показывает 70%, а термометр 200С. Что покажет гигрометр, если выкипело 0,3л воды и температура повысилась вдвое?

4.Сколько литров воды должно выкипеть, чтобы запотело оконное стекло на кухне, если температура воздуха на улице 150С, объем кухни 100м3.

5. В овощехранилище считается нормальной влажность 95 % при 50С. По каким-то причинам влажность понизилась до 80%. Сколько воды надо испарить, чтобы поддержать влажность на необходимом уровне? Объем овощехранилища 200м3. Температуру считать неизменной.

Обучающиеся решают задачи в тетрадях


ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 07

Анализ задач, оценка решения качественных задач


3. Заключительный этап занятия

Подведение итогов работы

1) Подводит итоги, связывая результаты урока с его целями. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

2) Организуют рефлексию.

3) Выставляет оценки за работу на уроке, комментируя их.

1) Отвечают на вопросы

2) Проводят самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05


Анализ рефлексии

4. Задания для самостоятельного выполнения


Решите задачи:

1. Определите сколько килограммов сухарей с влажностью 15% можно получить из 255 кг хлеба влажностью 45%?

2. В помещении вместимостью V = 1,0·103 м3 температура и относительная влажность воздуха соответственно t1= 10С и φ1=40%. Определите массу воды, которую надо испарить в помещении, чтобы при температуре t2=18°С относительная влажность воздуха повысилась до φ2 = 60 %.

3. Экспериментально определите в течение какого времени при комнатной температуре хлеб массой 300 г. и влажностью 40% превратится в сухари с влажностью 0%. Чему равна масса высушенного хлеба? Напишите алгоритм проведения эксперимента.

Записывают домашнее задание.


ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05


Оценка выполнения домашних работ