Подготовка к изучению нового материала | 1) Задает проблемный вопрос. Что общего между этими произведениями писателей? Лермонтов М.Ю. Светает. В поле тишина. Густой туман, как пелена. С посеребренною каймой, Клубится над Днепром – рекой. Почему над рекой образуется туман? Г.Х. Андерсен «Герда начала читать «Отче наш»: было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман» Почему зимой заметно выделение тумана при дыхании, а летом – нет? Л.Н. Толстой «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» Скажите, что объединяет эти явления? 2) Предлагает сформулировать тему и цели урока. Тема: Цели: Изучить понятия … Научиться измерять … Изучить принцип действия … Рассмотреть области применения … 3). Задает мотивационный вопрос. Предположите, каким образом полученные на уроке знания и умения помогут вам в повседневной жизни и профессиональной деятельности? | Выдвигают свои предположения Выдвигают свои предположения Роса Все эти явления объединяет вода, которая содержится в атмосфере. Формулируют и принимают цели урока. В рабочей тетради фиксируют тему и цели урока. Отвечают, предлагают разные варианты. | ОК 01 ОК 03 ОК 04 ОК 05 | Фронтальный опрос |
Формирование новых знаний и способов деятельности | 1) Организует изучение нового материала. Вода занимает около 70,8 % поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50%-99,7% воды. В атмосфере находится около 13-15 тыс. км3 воды в виде капель, кристаллов снега и пара. 2) Предлагает ответить на вопросы. 1.Что такое влажность воздуха? 2. Какова причина появления водяного пара в воздухе? 3. Как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения? 4. Как проявляется влажность воздуха? Влажность можно характеризовать несколькими величинами. Абсолютной влажностью называют плотность водяного пара в воздухе: . Единица измерения абсолютной влажности: кг/м3. Парциальное давление – давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали. (Па, мм. рт. ст.) По парциальному давлению и абсолютной влажности нельзя судить о том, насколько пар в данных условиях близок к насыщению. Вот почему вводят величину - относительную влажность. Относительная влажность – это отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах: . Относительная влажность воздуха меньше 100%. Задание: провести анализ текста. Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале. Для измерения относительной влажности также используют психрометр (от греческого слова «психрос» – холодный). – Назовите основные элементы прибора. – Для чего нужен сухой термометр? – Для чего нужен влажный термометр? – Почему отличаются показания сухого и влажного термометров? - Сформулируйте алгоритм нахождения относительной влажности воздуха. Влажность воздуха играет большую роль в обеспечении пищевых качеств продуктов, их товарного вида и сохранности, в смысле уменьшения массы и пищевой годности. Недостаток влаги /паров/ в воздухе приводит к усыханию продуктов. Например, всем горожанам знакомо, что картофель, хранящийся в квартире в большом количестве, через некоторое время усыхает, уменьшается в размерах, и сморщивается, становится вялым, неудобным для обработки. Если относительная влажность высока, то в такой среде могут развиваться микроорганизмы, усиливаются химические и биологические процессы в результате чего теряются или ухудшаются пищевые качества При высокой влажности ржавеет стальная тара, в которую упакованы продукты. Продукты с высоким содержанием воды (больше чем 40%): мясо, рыба, плоды, овощи, следует хранить при повышенной относительной влажности воздуха 75 % - 95 % , они не гигроскопичны, т.к. отдают влагу легче, чем поглощают ее из воздуха. Зеленые овощи хранятся при относительной влажности 100 % . Продукты со средней влажностью от 10% до 40%: шоколад, карамель, какао, фруктово-ягодные изделия, колбасы полугигроскопичны, поэтому их хранят при относительной влажности 75% - 85%. В этих продуктах большая часть воды связана с компонентами сухого вещества поэтому они хуже отдают воду чем впитывают ее. Продукты с низкой влажностью, менее 10%: сахар, чай, соль и д.р. хранятся при относительной влажности 65% - 70%. Вода в них находится в связанном состоянии, поэтому они хорошо поглощают водяной пар из воздуха, быстро намокают. | Слушают преподавателя Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере. Парообразование, испарение С поверхности водоёмов, почвы растений. Скорость зависит от начальной температуры тела, рода вещества, площади поверхности, ветра. В образовании облаков, дождя, инея, радуги, росы Сухой и влажный термометр. Для измерения температуры воздуха. Для измерения температуры воды. При испарении термометр охлаждается. Вычисляем и находим столбец, соответствующий найденной разности. На пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности. | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 | Наблюдение, оценка анализа текста |
Закрепление изученного материала | Предлагает решить качественные задачи Качественные задачи: Почему на стенках банки с холодной водой, внесенной в теплую комнату, появляется роса? (Ответ: На холодных стенках банки конденсируются водяные пары, содержащиеся в теплом воздухе комнаты) Почему запотевают фрукты, вынутые из холодильника? Почему в поварском цеху нам кажется жарче, чем в обычной комнате, где воздух нагрет до такой же температуры? (Ответ: Влажность воздуха в поварском цеху больше и процесс испарения с тела уменьшается, поэтому человек ощущает повышение температуры.) Почему в зимнее время оконные стёкла запотевают, если в помещении готовится пища? (Ответ: Ненасыщенный пар, испаряющийся из кастрюль, при соприкосновении с холодными предметами остывает и становится насыщенным, и на оконных стёклах выпадает роса.) Организует дискуссию по результатам решения качественных задач, корректирует и даёт пояснения к решениям. | Обучающиеся решают задачи в группах с последующим фронтальным обсуждением | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 | Наблюдение Анализ задач, оценка решения качественных задач |
Организует самостоятельное индивидуальное решение расчётных задач. Расчетные задачи: 1. В овощехранилище относительная влажность равна 90%. Определите парциальное давление водяного пара, если термометр показывает 40С. 2. Определить массу водяного пара в овощехранилище объемом 200м3 при температуре 50С, если гигрометр показывает 95%. 3. На кухне длиной 5м, шириной 4м и высотой 3м гигрометр показывает 70%, а термометр 200С. Что покажет гигрометр, если выкипело 0,3л воды и температура повысилась вдвое? 4.Сколько литров воды должно выкипеть, чтобы запотело оконное стекло на кухне, если температура воздуха на улице 150С, объем кухни 100м3. 5. В овощехранилище считается нормальной влажность 95 % при 50С. По каким-то причинам влажность понизилась до 80%. Сколько воды надо испарить, чтобы поддержать влажность на необходимом уровне? Объем овощехранилища 200м3. Температуру считать неизменной. | Обучающиеся решают задачи в тетрадях | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 07 | Анализ задач, оценка решения качественных задач |