СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по физике "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. ЗАКОН ПАСКАЛЯ»"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок контроля и оценки знаний, по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по физике "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. ЗАКОН ПАСКАЛЯ»"»

Урок по физике 7 класс. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДАВЛЕНИЕ В ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. ЗАКОН ПАСКАЛЯ»

Тип урока: урок контроля и оценки

Задача: обеспечить контроль знаний и умений учащихся по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

Планируемые результаты

Предметные: научатся решать задачи на расчет давления жидко­сти и газа на дно и стенки сосуда

Метапредметные:

познавательные — применять полученные знания для решения заданий; регулятивные — осознавать качество и уровень усвоения учебного материала; коммуникативные — представлять конкретное содержание в нужной форме

Личностные: проявление по­зитивной самооценки, самостоя­тельности в принятии решений

Образовательные ресурсы: учебник

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организа­ционный момент

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического ком­форта.

  • Мне очень приятно работать с вашим классом!

  • Что нам поможет не отвлекаться на уроке?

Настраиваются на учебную деятельность. Прием «Измени свое настроение».

  • Я радуюсь потому, что ...

  • Я доволен тем, что ...

  • Мое настроение ...

Формировать навыки самоор­ганизации

II. Проверка

домашнего

задания

Спрашивает учащихся, с какими трудностями они столкнулись при выполнении домашнего задания. Отвечает на вопросы учащихся.

Объясняет особенности решения определенных заданий. Организует анализ решения трудных заданий (заданий повышенного уровня).

Задание. В мензурке находятся три слоя жидкостей (машинное масло, вода и ртуть) толщиной по 10 см. Каково давление на дно?

Определяют, с какими трудностями столкнулись при выполнении домашнего задания.

Формулируют вопросы учителю.

Оценивают выполненную домашнюю работу.

Решают задачу повышенного уровня.

Решение.

Р = Р1 + Р2 + Р3 = g + ρ2gh2 + ρ3gh3 = (900 кг/м3 *

* 10H/кг * 0,1 м) + (1000 кг/м3 • 10 H/кг * 0,1 м) +

+ (13600 кг/м3 * 10 H/кг * 0,1 м) = 900 Па + 1000 Па +

+ 13600 Па = 15 500 Па

Формировать умение осу­ществлять ана­лиз выполнен­ной работы

III. Актуали­зация опор­ных знаний и жизненного опыта

Проводит беседу по вопросам:

  • В чем суть закона Паскаля?

  • По какой формуле рассчитывают давление жидкости на дно сосуда?

Отвечают на в о п р о с ы.

- Давление, производимое на жидкость или газ, пере­дается в любую точку без изменений во всех направле­ниях.

P = ρgh

Уметь осу­ществлять само­проверку и са­моконтроль





















1

2

3

4

IV. Сообщение темы.

Постановка

цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

  • Что от вас ожидается сегодня на уроке?

  • Чему нужно научиться?

  • Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач

- проверить свои знания и умения по теме «Давление

в жидкости и газе. Закон Паскаля»

Формировать

умения прини­мать и сохранять

учебную задачу

V. Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

- Как правильно сосредоточиться на самостоятельной работе?

  • Что поможет мне настроиться на умственный труд?

  • Как я могу проявить свой характер, когда столкнусь с трудностями при решении заданий самостоятельной работы?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои

мысли. Разви­вать навыки са­момотивации

VI. Самостоятельная ра­бота

Организует самостоятельную работу.

Задание 1.

Глубина погружения:

  • искателя жемчуга - до 30 м;

  • человека с аквалангом - 145 м;

  • человека в мягком скафандре - 180 м;

  • человека в жестком скафандре - 250 м;

  • человека в батискафе - 10920 м.

Чем вы объясните различия в глубине погружения? Задание 2.

Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испы­тывает боль в ушах?

Задание 3.

В стакан налита вода, уровень которой не достигает его краев. Изменится ли давление на дно стакана, если в во­ду опустить палец?

Задание 4.

Изменится ли давление воды на дно ведра, если в воду

опустить мяч? Рассмотрите два случая:

Самостоятельно выполняют задания.

Решение:

1. Чем больше глубина погружения, тем большее дав­ление оказывает жидкость на тело.

  1. На глубине появляется разница давлений воздуха - изнутри барабанной перепонки и гидростатического давления воды - с другой стороны. Под действием этой разницы давлений барабанная перепонка изгибается, отчего возникает неприятное чувство.

  2. Давление на дно стакана увеличится, так как повы­сится уровень воды в стакане.

  3. а) изменится; б) не изменится.

Сила давления жидкости на дно зависит от уровня жид­

кости в сосуде. Если первоначально ведро было

Развивать уме­ние самостоя­тельно принимать решения




1

2

3

4


а) ведро заполнено доверху;

б) ведро заполнено наполовину.

Задание 5.

Число молекул газа, находящегося в закрытом сосуде, при нагревании не увеличивается. Почему же тогда дав­ление газа в сосуде растет?

Задание 6.

Сосуд в форме куба заполнен водой. Определите давле­ние воды на дно, если масса воды 64 г.

Задание 7.

В цилиндрическом сосуде под слоем керосина находится 15-сантиметровый слой воды. Объем керосина в три раза превышает объем воды. Каково давление на дно?

Задание 8.

Почему взрыв снаряда под водой губителен для живу­щих в воде организмов?

Задание 9.

Вычислите давление жидкости, плотность которой равна 1800 кг/м3, на дно цилиндрического сосуда, если высота ее уровня составляет 10 см?

заполнено не доверху, то после опускания мяча уровень воды поднимется, вследствие чего сила давления на дно уве­личится. Если же ведро было заполнено доверху, то си­ла давления на дно не изменится (часть воды просто выльется из ведра).

  1. Увеличивается скорость движения молекул.

  2. т = 64 г = 0,064 кг ρ = 1000 кг/м3

g= 10 Н/кг

р = gρh; т = ρV; V= h3; т = ρh3

h = 0,04 м

p=10 Н/кг • 1000 кг/м3 • 0,04 м = 400 Па


  1. pк = 800 кг/м3 pв = 1000 кг/м3

hв = 15 см = 0,15 м

g= 10 Н/кг

VK = 3VB; hК = 3hВ = 3 * 0,15 м = 0,45 м

р = gρh; р = gρkhk + gρвhВ

p=10 Н/кг • 800 кг/м3 • 0,45 м + 10 Н/кг • 1000 кг/м3

• 0,15 м = 5100 Па = 5,1 кПа

  1. При взрыве образуется область повышенного давле­ния, и оно передается по закону Паскаля по всем направлениям и с большей скоростью. Очень высокое давление пагубно для рыб.

  2. ρ = 1800 кг/м3 h = 10 см = 0,1 м g= 10 Н/кг

p = gρh

p=10 Н/кг • 1800 кг/м3 • 0,1 м = 1800 Па = 1,8 кПа


1

2

3

4


Задание 10.

На какой глубине погружения батискафа давление воды на его поверхность составляет 6190 кПа?

  1. p = 6190 кПа = 6190000 Па

g= 10 Н/кг ρ в = 1000 кг/м3

p = gρh; h

h= = 619м





VII. Подведе­ние итогов урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. По­буждает учащихся к размышлению над вопросами:

  • Что показала самостоятельная работа?

  • Владею ли я достаточным багажом необходимых зна­ний и умений?

  • По результатам самостоятельной работы можно ли ска­зать, что я ответственно подхожу к изучению физики?

  • Какие задания я хотел бы дополнительно изучить дома?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Отслеживать цель учебной деятельности

VIIL Домаш­нее задание

Помогает учащимся выбрать задания из учебника, за­дачника, рабочей тетради. Обращает внимание на воз­можности и способности учащихся

Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание

Формировать навыки самоор­ганизации