1. Организационный момент Цель: создать доброжелательную атмосферу | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включение в деловой ритм работы. Устное сообщение учителя Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствую гости. Давайте поприветствуем их улыбкой. Я уверена, что сегодня на уроке вы постараетесь показать свои знания и умения и тем самым порадовать гостей. Я прошу вас показать смайликами, какое сегодня у вас настроение (показывают одно из трех изображений смайлика). Все готовы к уроку? | Учащиеся настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку | Л: включение учащихся на личностном уровне. Р: волевая саморегуляция. |
2. Повторение изученного – проверка домашнего задания. (5 -6 минут) | В качестве проверки домашнего задания я предлагаю вам выполнить географический диктант. Подпишите в правом верхнем углу свою фамилию и имя. (Учитель раздает на листочках задание каждому ученику, так же проецирует на экране этот диктант). Время выполнения 5 минут. Географический диктант. (слайд 1) После того, как ученики выполнили задание, выводит на экран правильные ответы. | Обучающиеся выполняют диктант на готовых шаблонах. Ребята обмениваются работами, исправляют ошибки и выставляют друг другу оценки (если в задании не допущено ни одной ошибки, то ставится «5», если допущены 1-2 ошибки, то - «4», если 3-4 ошибки – «3», если 4 и более, то - «2». Работы отдают учителю. | П - вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата; М - оценивать работу свою и одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. |
3. Этап мотивации к учебной деятельности Цель: подготовить учащихся на совместную коллективную деятельность и познавательную активность | Создаёт мотивационную установку для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Девиз урока: Три пути ведут к знанию: Путь размышления – Это путь самый благородный, Путь подражания – это путь самый легкий, И путь опыта – это путь самый горький. Конфуций «Значит, чему будет посвящён наш урок?» | Ответы учащихся: обобщение и систематизация собранного материал в ходе проведенной экспедиции по родному краю. | Л: мотивация к познанию К:сотрудничество с учителем и одноклассниками П: осмысление информации, строить речевое высказывание в устной форме. |
1. Актуализация знаний Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, повторение изученного материала для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика | 1) Сегодня на занятии нам предстоит пройти эти три пути. Мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей землепроходцев и подробнее изучить пусть уже с рождения знакомые нам территории. Наша малая родина – Смоленская область, которая входит в состав Восточно-Европейской равнины. | Для усиления мотивационной установки на изучаемую тему обучающиеся зачитывают стихотворение А. Мишина «Смоленщина» Смоленщина! Ты вся как на ладони Моих минувших и грядущих лет. Твои холмы и рощицы на склоне Живут во мне, Как воздух и как свет. Просторы льна. Густой медовый клевер, И родники, что блюдца, здесь и там. А сколько рек бегут на север И к южным голубеющим морям? Среди лесов, полей Их путь недолгий, То светлая Вазуза, То Устром Сливаются то с матушкою-Волгой, А то неспешно с батюшкой-Днепром. Какие весны! Зори здесь какие! Вечерний свет — рассветный достает! Здесь соловей в минуты зоревые Дуэтом в роще с иволгой поет. Я припаду к тебе, моя землица. Где над цветком Плывет шмелиный гуд. Напьюсь воды, Взгляну в родные лица — И силы добрые по жилам потекут. О, как был прав Твардовский в час покоя, Сказав негромко, Но на всю страну: — Какое счастье дорогое Иметь свою родную сторону! | Л: проявление познавательного интереса к выполнению дальнейших учебных заданий К: владение монологической речью П: самостоятельное формулирование вывода о истории равнины Л: продолжать выстраивать собственную целостную картину мира. П: осознание необходимости знаний, анализ и обобщение фактов и явлений; работа с текстовым и нетекстовым компонентом; поиск информации, выделение главной и второстепенной информации; структурирование знаний, выделение знаний и незнаний К: выполнение учебных заданий индивидуально и в группе, в сотрудничестве с одноклассниками и учителем. Р: осуществление действий по коррекции, контролю с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. |
2. Целеполагание Цель: обеспечение развития умения формулировать тему урока, ставить цель и планировать свою деятельность по изучению нового материала 3. Физпауза Цель: снятие физического напряжения . | Организует работу по формулировке темы и постановке цели урока. Сегодня вы не просто ученики, вы – геологи, метеорологи, гидрологи, ландшафтоведы, искусствоведы, т.е. специалисты, которые работали в научно-исследовательской экспедиции по изучению природы Смоленской области. Наша экспедиция-исследование длилась целую неделю, в течение которой вы собирали информацию по определенному направлению. В ходе работы эксперты прошли первый путь - самый сложный путь – путь размышления и анализа. Сейчас они будут знакомить нас с материалами экспедиции. Их задача за определенное время ознакомить нас с результатами своей работы. Наша с вами задача следить за ходом сообщений и результатом нашего пути подражания должен стать кластер, ключевым понятием которого станет тема нашего урока. Выступления ребят мы можем разбить на три крупных блока 1. Общая характеристика Смоленской области 2. ПТК Смоленской области 3. ООПТ Смоленской области Организует проведение физпаузы, сохраняя учебную задачу На этом уроке мы познакомились с природными комплексами и охраняемыми территориями Смоленской области. - Глядя на «Кластер», какой вывод мы можем сделать? - С какими уникальными объектами вы сегодня познакомились на уроке? - Какие природные объекты вам показались наиболее интересными и почему? - Почему их называют памятники природы? Впервые этот термин употребил А. Гумбольд, обнаружив необыкновенное по возрасту и размерам дерево. - Какую роль эти объекты играют в жизни людей? - Какие ещё природные объекты, по вашему мнению, на территории Смоленской области можно назвать памятниками природы? Для ответа используйте карту ««Природные памятник Смоленской области» | Формулируют самостоятельно тему и цель урока (учитель подводит к осознанию цели и задач урока) 1. Ответы обучающихся Для более полного представления образа природного региона Смоленской области необходимы знания по географическому положению, тектоническому строению, рельефу, климату, внутренним водам. 2. Ответы обучающихся Полное представление ПТК Смоленской области: смешанного леса, лугов, болот. 3. Ответы обучающихся Характеристика особо охраняемых природных территории Смоленской области: усадьбы, исток Днепра, Национальный парк «Смоленское Поозерье», Природный парк «Гагаринский» 2. Слушают рассказ одноклассников и заполняют «Кластер» у себя на подготовленных листах (нарисован на доске) Подведение обучающихся к постановке цели урока: Создание условий для качественного овладения знаниями о природно-территориальных комплексах и памятниках природы Смоленской области, их разнообразии. - Учащиеся формулируют самостоятельно значимые для себя образовательные задачи Например: - знать компоненты и уметь объяснять значение ПТК; - уметь различать уровни ПТК и приводить примеры для каждого уровня; - знать расположение ПТК Смоленской области и уметь показывать их на карте о влиянии; - узнать об уникальных природных местах и чем они знамениты. | П: осознание необходимости новых знаний; самостоятельная формулировка темы, цели и образовательных задач урока; осмысление полученной информации, выделение знания и незнания Р: определение и формулировка цели деятельности, определение и понимание учебных задач составление плана по их решению. К: сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Л: осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира. Л: осознание значимости физических упражнений в жизни человека для сбережении здоровья. К: умение сотрудничать с коллективом класса и учителем П: умение работать с нетекстовым компонентом, выделять необходимую информацию выявляя характерные признаки изучаемого объекта. Р: контроль с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него К: выполнение учебного задания индивидуально, в сотрудничестве с одноклассниками. Л: проявление познавательного интереса при выполнении учебного задания П: поиск и выделение необходимой информации; анализ, рассуждение, построение логической цепи рассуждений; анализ объектов с целью выделения признаков Р: саморегуляция К: совместный поиск информации Л: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание себя частью окружающей среды. |
1. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей деятельности и деятельности всего класса 2. Подведение итога урока Цель: сообщить учащимся о результатах их работы на уроке, выставить отметки. 3. Этап сообщения домашнего задания Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Сегодня мы с вами плодотворно поработали получили много полезной информации, научились работать индивидуально и в группах, самостоятельно определяя алгоритм своих действий для достижения результата. Эти знания и навыки вы в дальнейшем можете применить на практике и в повседневной жизни. Наш с вами урок хочу закончить словами: Смоленщина! Ты вся как на ладони Моих минувших и грядущих лет. Твои холмы и рощицы на склоне Живут во мне, Как воздух и как свет. Какие весны! Зори здесь какие! Вечерний свет — рассветный достает! Здесь соловей в минуты зоревые Дуэтом в роще с иволгой поет. О, как был прав Твардовский в час покоя, Сказав негромко, Но на всю страну: — Какое счастье дорогое Иметь свою родную сторону! А. Мишин «Смоленщина» Подбирает задание на закрепление и углубление полученных знаний, совершенствованию умений и навыков. Подбираются индивидуальные творческие задания с целью раскрытия индивидуальных способностей учащихся. Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания 1. Базовые знания - выучить информацию §28 для воспроизведения и дальнейшей работы, ответить устно на вопросы в конце параграфа, выучить определения к терминам. | Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам, оценивают общие достижения успеха или неуспеха во время урока - мы получили информацию о природе Смоленской области, сегодня на уроке познакомились с особенностями природных комплексов и памятниками природы. - Урок у меня вызвал интерес, побудил к дальнейшему получению знаний о природе своей страны. - Я испытываю эмоциональный подъем от эффективно проведённого на уроке времени - На уроке не хватило времени, чтобы разобрать подробно все достопримечательности Смоленской области - недостаточное оснащение кабинета компьютерами, не все смогли находить информацию на сайтах Интернета. - Необходимо изучать особенности регионов своей страны в целях развития патриотизма, любви к Родине и природе, воспитания экологической культуры. - Мне хотелось бы поработать индивидуально над созданием «ментальной карты» (умной карты) по теме урока. - За такой коротки промежуток времени мы успели выполнить так много задания и получить оценки. - В целом мы достигли поставленной цели, необходимо дальше изучить вопросы связанные с ресурсами Равнины и рациональным их использованием. - Если кто-то из учащихся не полностью сформировал знания по теме, необходимо её повторить и закрепить учебный материал. Учащиеся выставляют отметки за урок. Учащиеся слушают учителя, определяют пути решения домашней работы. | Р: рефлексивное осмысление совместной учебной деятельности Л: обоснование значимости для гражданина РФ российской гражданской идентичности: любовь и уважение к Отечеству, природным богатствам страны. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. К: уметь слушать учителя и вступать с ним в диалог. |