Общая часть |
Предмет | Русский язык | Класс, ФИ учащегося | 1 класс |
Модуль | Обучение грамоте — чтение | | |
Тема урока | Согласная буква Ц, звук [ц] |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель | Познакомить со звуком [ц], буквой Ц. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
Познакомить учащегося с буквами Ц ц, научить произносить, различать, узнавать, анализировать данный звук в словах. | Регулятивные: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя; ставить с помощью учителя учебную задачу урока; Познавательные: обозначать звук [ц] буквой Ц; производить логические мыслительные операции (наблюдение, анализ, сравнение); Коммуникативные: слушать и вступать в диалог. | Принимать и осваивать социальную роль ученика |
Коррекция нарушений развития ребенка | Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, внимание, речь. |
Основные понятия и термины | Гласные и согласный звуки, буквы. Звуки, буквы. |
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.) | Учебник, предметные картинки, презентация, дидактический материал, счетные палочки |
Методы обучения | частично-поисковый, проблемный, наглядные, словесные, практические, игровые. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
Орг.момент | Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре – Смело, четко говорим, И тихонечко сидим | Слушает учителя, проверяет готовность к уроку | создание рабочего настроения. |
Дыхательная гимнастика | Дыхание грудью – рука на животе: медленный вдох – медленный выдох; быстрый вдох – задержка дыхания – медленный выдох; вдох по частям – выдох по частям; медленный вдох – быстрый выдох; вдох через нос – выдох через рот; глубокий вдох – выдох “выстрел”. б) дыхание животом – рука на груди: глубокий вдох – на выдохе “поем” звуки; А О У И Чтение на выдохе согласных: М Н К Т С Ф В | Повторяет за учителем | |
Артикуляционная гимнастика | - А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи. Выполняй упражнения: - кошка лижет молоко; - причмокивание, посасывание губ; - чередование звуков [о-ы]. - С помощью звуков изобразим, что происходит днем и ночью. - Какие звуки ты использовал? | Выполняет упражнения с-ш-п | |
Самоопределение к деятельности | - Рассмотри картинки на слайде и найди лишнюю: цапля, цыпленок, огурец, свекла - Почему свекла лишняя? - Предположи, с каким звуком и какой буквой мы познакомимся сегодня на уроке? - На какие группы можно разделить эти предметы? | Лишняя свекла, так как все остальные картинки начинаются со звука Ц, а свекла — на звук С. На уроке мы будем знакомиться с буквой и звуком Ц Птицы, овощи | |
Речевая разминка | - Повторяй вместе со мной: Це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце. Цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла яйцо. Цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к яйцу - Какие слова со звуком Ц встретились в чистоговорке | Повторяет чистоговорку за учителем яйцо, курица | |
Работа по теме урока | Знакомство со звуком[ц]. Вот какая буква ц – С коготками на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка. - Произнеси звук [ц], понаблюдай за положением губ, языка, рта - Дай характеристику звуку ц. - Найди букву Ц в алфавите - Сложи букву Ц из палочек - Назови слова, которые начинаются на звук Ц Выполняет интерактивные задания http://www.logozavr.ru/1361/ 1) Интерактивная игра «Конструируем букву» 2) Интерактивная игра «Найди букву Л среди других букв» | губы растянуты в улыбке, зубы видны. Кончик языка упирается в зубы. Выдыхаемый воздух встречает преграду. Согласный, всегда твердый, глухой выполняет задания ….... | |
Физминутка | А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад Повернулись вправо, влево, Тихо сели вновь за дело. | Выполняет упражнения | |
Закрепление | Упражнение в слышании звука [ц] и определении его местоположения. - Перед тобой лежат карточки с рисунками-отгадками. Я буду читать загадку, а ты должна найти нужную картинку и определить место звука Ц в слове. 1) Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок, А зовут меня … 2) Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать. Не играйте с нами, дети: Можем больно наказать! 3) Рыбку цапнула в пруду. Цап!- и нет. Имей ввиду На носу осталась капля. А зовут ту птицу...... 4) Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. 5) Домик круглый, домик белый, Домик был сначала целый, А как треснул наконец, Так и выскочил ….. - Молодец! Правильно определила место звука Ц в слове | Отгадывает загадку и выделяет место звука Ц в слове цыплёнок — в начале слова ножницы — в середине слова Цапля — в начале слова Пальцы — в середине слова птенец — в конце слова | |
Работа по учебнику с. 51 | - Открой учебник на с. 51 и прочитай стихотворение про кузнеца. Кузнец — это мастер по ручной ковке - Как мальчик обратился к кузнецу? - О чем мальчик попросил кузнеца? - Как ты думаешь, а для чего подковывают лошадей? - Домашние лошади выполняют тяжелую физическую работу - возят людей, тащат за собой грузы, бегают на время. Кроме того, они вынуждены постоянно бегать по твердому грунту и асфальту. Все это приводит к износу копыт. Подковы защищают копыта от изнашивания. Их делают из металла и прибивают к копыту специальными подковными гвоздями. | Открывает учебник, находит нужную страницу и стихотворение. Читает его. Кузнец-молодец чтобы кузнец подковал его лошадь …... слушает учителя | |
Итог урока. Рефлексия. | - С каким новым звуком мы сегодня знакомились? - А с какою буквой? - Дай характеристику этому звуку - Сейчас я предлагаю тебе оценить свою работу. На столе лежат солнышко и тучка, если тебе урок понравился и тебе было легко работать, то возьми в правую руку солнышко, а если тебе было неинтересно на уроке и сложно работать, то возьми тучку. | Со звуком Ц буквой Ц звук Ц согласный, твердый, глухой | |