Тема: «Графический пейзаж «Достопримечательности города Новосибирска» в технике гелевой ручки»
Ф. И. О. Жаркова Виктория Александровна
Тема занятия: «Графический пейзаж «Достопримечательности города Новосибирска» в технике гелевой ручки»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изображении графического пейзажа в технике гелевой ручки.
1. Формировать представление о графическом пейзаже, законах линейной перспективы и светотени;
2.Формировать умение выполнять графический пейзаж, соблюдая правила перспективы.
1. Формировать умение находить закономерности и анализировать информацию в соответствии с учебной задачей.
2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей и признавать возможность существования разных точек зрения.
3. Формировать умение планировать свои действия по решению учебной задачи для получения результата и устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании и становление ценностного отношения к своей Родине - России;
Дидактические средства: презентация, технологическая карта выполнения графического пейзажа.
Интерактивное оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Приветствует учащихся. Просит проверить готовность к уроку. Мотивирует к учебной деятельности через введение сказочного персонажа Городовичка. - Посмотрите, кто же к нам пришел? - Он предлагает нам посетить художественный музей графики. | Приветствуют учителя. - Городовичок | | К: строить речевое высказывание в соотв. с поставл. Задачей | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Игровой | Проводит виртуальную экскурсию по музею графики. Проводит опрос: - Какая отличительная особенность графики? - Какими средствами и материалами художественной графики выполнили художники эти картины? Проводит игру «Знаешь ли ты православные храмы города Новосибирска» | Смотрят на представленные репродукции картин. Отвечают на вопросы. Играют в игру. | | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей П: анализировать информацию в соответствии с учебной задачей. | становление ценностного отношения к своей Родине – России. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Подводит обучающихся к формулировке темы. При необходимости корректирует предложенную учащимися версию. Организует постановку цели урока. | Определяют тему урока: «Графический пейзаж «Достопримечательности Новосибирска» Ставят цель на урок: вспомнить, что такое графический пейзаж, законы перспективы и выполнить графический пейзаж. | | К: строить речевое высказывание в соотв. с задачей П: находить закономерности | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) РКМЧП (перепутанная последовательность) | Организует составления плана действий на уроке в правильной последовательности. | Составляют план действий: 1. Вспомнить что такое графический пейзаж и правила линейной; 2. Вспомнить законы перспективы. 3. Выполнить графический пейзаж. | | Р: планировать свои действия по решению учебной задачи | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Словесный (рассказ) Наглядный (демонстрация) | Организует проверку с планом действий на уроке. Проводит опрос: - Вспомните, что такое графический пейзаж? - какие законы нужно соблюдать, чтобы пейзаж получился гармоничным? Объясняет новый материал: - Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени. Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду. Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием. Необходимого оттенка можно добиться при определенном нажиме карандаша на бумагу, чем больше нажим, тем темнее тон, чем меньше-тем светлее Настраивает на предстоящую работу: - Сегодня вы, как настоящие художники-графики попробуете изобразить графический пейзаж. А работать будете гелиевой черной ручкой. Черная гелиевая ручка – популярный инструмент художника. У вас на столах лежат наброски ваших будущих работ. Дальнейшее развитие вашего рисунка зависит только от вас. Знакомит с этапами выполнения работы: 1. выберете достопримечательность, которую хотите изобразить 2. Изобразить композиционный центр: - нарисовать стены собора; - нарисовать главу собора; - соединить главу собора с закомарами; - возвести на главу собора купол с крестом. 3. Изобразить и проработать задний план 4. Изобразить и проработать передний план | Сверяются с планом действий на уроке. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Настраиваются на работу. Знакомятся с этапами выполнения работы. | представление о графическом пейзаже и законах линейной перспективы | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей П: анализировать информацию в соответствии с учебной задачей П: анализировать информацию в соответствии с учебной задачей. | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи. | Словесный (беседа) | Проводит опрос: - Какие достопримечательности предстоит изобразить? - Какие правила при изображении нужно соблюдать? - Как изображается светотень? Как передать оттенки в графике? - Назовите этапы выполнения работы. | Отвечают на вопросы | представление о графическом пейзаже, законах линейной перспективы и светотени | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) | Организует самостоятельное выполнение работы. Дает задание: - соблюдая законы линейной перспективы и не забывая про светотень, самостоятельно выполните графический пейзаж с одной из достопримечательностей города Новосибирска. Контролирует выполнение задания. Осуществляет пед.помощь. Проводит оценку. | Самостоятельно выполняют наброски. | представление о графическом пейзаже, законах линейной перспективы и светотени умение выполнять графический пейзаж, соблюдая законы перспективы | Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
8.Включение в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) Игровой Словесный (беседа) | Организует проверку с планом действий урока. Организует беседу по пройденному материалу: - как передать цвет в графическом пейзаже? - что такое графический пейзаж и что нужно соблюдать, чтобы он был гармоничным? Проводит игру «Назови достопримечательность города Новосибирска». Осуществляет оценку. Организует беседу, связывая результаты урока с его целью: - Все ли пункты плана выполнены? достигнута ли цель? | Сверяются с планом урока. Отвечают на вопросы учителя. Играют в игру. Отвечают на вопросы учителя. | представление о графическом пейзаже, законах линейной перспективы и светотени | К: строить речевое высказывание в соотв. с задачей | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный (беседа) | Проводит самооценку учебной деятельности на уроке. Осуществляет оценку. | Выполняют самооценку учебной деятельности. | | К: строить речевое высказывание в соотв. с задачей Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | |