1 | Организационный момент Мотивация обучающихся для деятельности на уроке | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. Девизом нашего урока станут слова Аристотеля: " Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле", сл.1 Каков смысл этого высказывания? | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места Дают разные варианты ответов ( не только знать, но и уметь пользоваться знаниями, применять их на практике) | 1 мин. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний | Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие классы неорганических соединений мы изучили? Назовите характерную особенность оксида Как классифицируют оксиды? основания Как классифицируют основания? Задание 1. Сл.2. Выберите формулы 1 вариант – оксидов 2 вариант – оснований Назовите их, классифицируйте. Выполните задание в рабочих листах. Контролирует выполнение Все согласны? Или кто-то думал иначе? | Обучающиеся отвечают на вопросы. Оксиды, основания Если в паре элементов, кислород вторым стоит, ты же знаешь, эта пара называется оксид Если формулы начало представляется с металла, ОН – красуется затем, вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название, Ведь эти вещества - основания Взаимопроверка. Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания. Взаимопроверка | 6 мин. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Создает проблемную ситуацию |
3 4 | Определение затруднений Создание проблемной ситуации Определение темы, цели и задач урока | Я предлагаю выполнить следующее задание. Слайд 3 Определите класс, название, состав и классификацию и способ распознавания следующих веществ HCl, H2SO4 Давайте проверим, что у вас получилось. Никто из вас не смог выполнить задание. Почему? Хотите узнать, чтобы в конце урока выполнить это задание? Х Тогда предлагаю выполнить контекстные задания Послушаем ваше мнение о каком веществе идет речь? Докажите, что это кислота О чем же пойдет речь сегодня на уроке? | Пытаются это сделать Не получилось, что-то отвечают, ... Не знаем, не хватило знаний, ..не изучали. Да Смысловое чтение материала: 1 ряд В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов. 2 ряд Это вещество находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи. 3 ряд С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. Представитель от каждого ряда зачитывает текст Кислота Доказывают ..... О кислотах | 2 мин. 3 мин. | Умение решать проблему |
| | Какова будет тема урока? Сл. 4 Теперь не трудно сформулировать цель урока Вспомните ваше проблемное задание. Каких знаний вам не хватило? Следовательно, какие задачи вы поставите для достижения цели? Вспомните девиз урока. Слайд 5 Кем вы будете сегодня на уроке? А теперь давайте наметим пути достижения цели урока. | Кислоты Познакомиться с новым классом неорганических соединений - кислотами Мы не знали, как определить состав, название и классификацию веществ 1.Выяснить состав кислот 2.Узнать их названия 3.Познакомиться с классификацией кислот 4.Освоить ТБ при работе с кислотами 5.Научиться распознавать эти вещества. 6. Выяснить значение кислот в природе и в жизни человека. Исследователями Познакомимся с теоретическим материалом, используя учебник, демонстрации опытов Проведём лабораторный опыт | 2 мин. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
5 | Открытие новых знаний А) изучение теории Физ. пауза Б) Лабораторный опыт | Организуется работа по исследованию класса кислот. 2 задание Определите состав кислот Слайд 6 Это простые или сложные вещества? Что между ними общего? Чем отличаются? Подчеркните эту часть молекулы, она называется кислотный остаток. Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота. Зная число атомов водорода, можно определить заряд иона кислотного остатка 3 задание Выясните, как будут называться эти кислоты, используя текст §21 стр. 119 4 задание Воспользовавшись текстом параграфа 21, дополнительной информацией, таблицей растворимости изучите классификацию кислот по происхождению, по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. Приведите примеры, составьте схему. Обсуждение. У кого получилось также? Слайд 7 Проводит инструктаж по ТБ Слайд 8 5 задание Исследуйте, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде Работайте в парах по инструктивной карте в рабочих листах Какой вывод можете сделать по результатам работы? Слайд 9 Какой индикатор можно брать для определения кислоты? О роли кислот в природе и жизни человека нам расскажет Оля с демонстрацией слайдов. Прослушав его, сделайте вывод. Важны ли кислоты? Многие из вас любители газированных напитков. А что должны помнить с целью сохранения здоровья? | Фронтально Проводят сравнение Сложные Атомы водорода 2-й частью молекул Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. Определяют ФР Отвечают по цепочке Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности. Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде Используя документ-камеру, комментируют свои схемы Обучающиеся выполняют эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде» Отчитываются по рядам Кислоты одинаково изменяют окраску индикатора, т. к. имеют сходный состав. Отвечают Ученица рассказывает сообщение «Кислоты в природе и в жизни человека», Слайды 10-11 Остальные слушают, делают вывод | 2 мин. 1 мин. 2 мин. 6 мин. 2 мин. 6 мин. 1 мин. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. М: умение извлекать необходимую информацию из разных источников и структурировать ее; умение переводить устную речь на язык знаковой системы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия. |
6 | Первичное закрепление | Вернёмся к вашему проблемному заданию. Надеюсь, теперь вы сможете его выполнить: Слайды 12 Определите класс, название, состав, классификацию и способ распознавания следующих веществ: 1 вар -HCl, 2 вар. -H2SO4 Контроль выполнения заданий. Согласны? У всех также получилось? (экспериментальная задача – если позволяет время) | Работают индивидуально на карточках Фронтально | 3 мин. | К: формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, участвовать в общей беседе |
7 | Подведение итогов деятельности | Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли? | Анализируют достижение цели. Определяют свои достижения. Подводят итоги | 1 мин. | П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия. Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата |