Предмет, класс, дата | Химия, 8 класс Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 8 класс |
Тема урока | Урок по теме: «Классификация химических реакций» |
Тип урока | Усвоения новых знаний |
Цель урока | Изучить классификацию химических реакций; Научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и характеризовать химические реакции на основе их классификации. |
Задачи урока | Обучающие | Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций. |
Развивающие | Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление. |
Воспитательные | Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости. |
Предполагаемые результаты обучения | Личностные | Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах. |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками |
Предметные | Знать: классификацию химических реакций по количеству и составу реагентов и продуктов реакции. Уметь: составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Формы организации учебной деятельности | Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Образовательные технологии | технология развития критического мышления технология оценивания учебных успехов; технология проблемного диалога; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технология педагогического сотрудничества; здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза) |
Методы обучения | |
Методы познавания | Самопознания |
Оборудование, средства обучения | учебник, презентация к уроку; лабораторное оборудование – пробирки; химические вещества – мел, соляная кислота. |
Основные виды деятельности | лабораторный опыт, самостоятельная работа, контроль по ключу |
Здоровьесбережение обучающихся | Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | | Настрой на работу Слушание учителя | Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, общее представление о моральных нормах поведения |
Постановка цели и задач урока. Мотивационно - целевой | Эти явления знаете вы В природе и в быту встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, Образуются всегда – новые вещества. - Что же это за явления? Фронтальная беседа: А что такое химическая реакция? Каковы признаки химических реакций? Каковы условия возникновения химических реакций? Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? Что такое классификация? Так как же звучит тема нашего урока? Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? Что мы будем изучать? | Отвечают на вопрос. Ответ: Химические реакции. Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие. Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций. Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций. Ответ: Классификация химических реакций. Ответ: Деление на группы. Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы. Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Путем общего обсуждения делается вывод | Личностные УУД Интерес к учебному материалу Метапредметные: регулятивные участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. |
Актуализация знаний учащихся | 1) Работа у доски: дописать уравнения реакции Fe+ CuCl2= Cu+ FeCl2 AgNO3+ KI = KNO3 + AgI↓ Al2O3+ 6HCl =2AlCl3+ 3H2O Cu(OH)2 = CuO+ H2O 2Fe(OH)3= Fe2O3 +3H2O 2H2 + O2 = 2H2O CaO +H2O = Ca(OH)2 2K + 2H2O = 2KOH +H2↑ Фронтальная беседа (работа с классом): А что такое химическая реакция? А какие явления вы знаете? Какие вещества по составу вступают в химические реакции? Проанализируйте уравнения записанных нами реакций по составу и количеству реагентов и продуктов реакции | Работа у доски 2-х учащихся одновременно с классом Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие. Ответ: простые и сложные Анализируют, отвечают | Личностные результаты Стремиться к речевому самосовершенствованию. Коммуникативные УУД - .Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. - Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Регулятивные УУД: - уметь анализировать, сравнивать. |
Первичное усвоение новых знаний | Учитель: Откройте учебники на стр. 69. Какую вам предлагают информацию? Изучите таблицу «Классификации химических реакций». Самостоятельную работу с текстом учебника оформите в виде кластера «Явления. Классификация химических реакций» Подумайте и ответьте на вопрос: какой признак положен в основу классификации химических реакций? По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции Соединения; Разложения; Замещения; Обмена. | Слушание учителя Поиск и обработка информации из разных источников. Творческая работа: в тетрадях составляют кластер | Познавательные УУД - Владеть приемами отбора и систематизации материала. - Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации) Коммуникативные УУД - Оформлять свои мысли в устной форме. |
Физминутка | Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами». З а д а н и я. 1). В периодической системе найдите элемент-неметалл, проявляющий валентность I, VII группа, главная подгруппа, 2-й период. (F). 2). Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (В). 3). Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. Он в 1 группе 7-м периоде.(Fr). 4). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент VI группы, главной подгруппы, 2-го периода, образующий вещество, которое поддерживает горение. (О). 5). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в медицинских термометрах (Hg). 6). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl). | Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. |
Первичное усвоение новых знаний | Класс разделен на 3 группы, задания напечатаны в рабочих листах. Инструктаж по технике безопасности. Задание: проведите химические реакции, которые относятся к первому признаку классификации (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции) Оборудование: химический стакан, пробирка. Вещества: карбонат натрия, соляная кислота. Выполнение работы: В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете Оформите отчет о проделанной работе: - запишите уравнение реакции; - наблюдения; - сделайте выводы (укажите тип химической реакции). | Слушание учителя. Выполняют лабораторную работу в тетрадях, соблюдая правила техники безопасности. Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Первичная проверка понимания | - Напомните задачи, которые мы ставили в начале урока для изучения данной темы. - Какие из них нам удалось решить? Самостоятельная работа по вариантам Закрепление знаний. 1. Самостоятельная работа – Расставьте коэффициенты, определите тип химической реакции по количеству и составу реагентов и продуктов: 1 вариант: C + Н2 СН4 Fe(OH)3 Fe2O3+ Н2О Al+ HClAlCl3 + Н2 2 вариант: HgOHg + О2 Fe(OH)2 + O2 +Н2О → Fe(OH)3 2. Тестовая работа « Классификация химических реакций» Вариант 1. 1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится: а) горение; б) кипение в) возгонка; г) плавление 2. К реакциям соединения относится: а) горение фосфора б) реакция между медью и раствором азотной кислоты в) реакция между калием и водой г) реакция между мелом и соляной кислотой Критерии, оценки (на доске) «5»-нет ошибок «4»- одна ошибка «3»-две ошибки Более двух ошибок Вам стоит постараться 3) Выступление учащихся с творческими проектами: «Химические реакции на кухне» (видеофрагмент), «Типы химических реакций», «Значение химических реакций», «Оловянная чума». | Фронтальная работа Оценивают и корректируют свои знания. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Рефлексия. | Составьте синквейн по теме урока. «Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше». Л.Н.Толстой Повторим цель урока. Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки). Сформулируйте вывод по химии. Вывод: Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. | Самооценивание Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Составляют с | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД Осознание ответственности за личное дело. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | П.21 изучить определения, упр 1,3 Продвинутая группа: Решить задач на использование законов постоянства состава и закона сохранения массы веществ 1.Чтобы получить сульфид железа надо смешать железо и серу в массовых соотношениях 7 : 4. Если железа взять 10г, а серы 4 г, и все нагреть, то произойдет химическая реакция. Какова масса получившегося сульфида желез? Какое вещество и в каком количестве останется в избытке?. 2055 г бария смешали с 500 серы. Образовавшаяся в результате реакции смесь содержала сульфид бария и 20 г непрореагировавшей серы. Найди массу полученного в реакции сульфида (2 балла). | Запись домашнего задания | |
Приложение 1.
Приложение 2.
1. Реакция
2. Простые, сложные (вещества)
3. Изучили, повторили, закрепили
4. Без химических реакций невозможна жизнь
5. Явление