СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по химии _Типы химических реакций_ (8 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по химии _Типы химических реакций_ (8 класс)»

Технологическая карта урока химии

Предмет, класс, дата

Химия, 8 класс

Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 8 класс

Тема урока

Урок по теме: «Классификация химических реакций»


Тип урока

Усвоения новых знаний

Цель урока

Изучить классификацию химических реакций;

Научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и характеризовать химические реакции на основе их классификации.

Задачи урока

Обучающие

Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.

Развивающие

Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные

Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости.

Предполагаемые результаты

обучения

Личностные

Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками

Предметные

Знать: классификацию химических реакций по количеству и составу реагентов и продуктов реакции.

Уметь: составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные технологии

  • технология развития критического мышления

  • технология оценивания учебных успехов;

  • технология проблемного диалога;

  • информационные технологии, ИКТ;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология педагогического сотрудничества;

  • здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Методы обучения

  • метод проблемного изложения;

  • репродуктивный

  • иллюстративный метод;

  • эвристический метод;

  • поисковый метод;

  • метод анализа и синтеза.

Методы познавания

Самопознания

Оборудование, средства обучения

  • учебник, презентация к уроку;

  • лабораторное оборудование – пробирки;

  • химические вещества – мел, соляная кислота.

Основные виды деятельности

лабораторный опыт, самостоятельная работа, контроль по ключу

Здоровьесбережение обучающихся

Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

этап



Настрой на работу

Слушание учителя



Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, общее представление о моральных нормах поведения

Постановка цели и задач урока.

Мотивационно - целевой




Эти явления знаете вы

В природе и в быту встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

Образуются всегда – новые вещества.

- Что же это за явления?



Фронтальная беседа:

А что такое химическая реакция?



Каковы признаки химических реакций?







Каковы условия возникновения химических реакций?






Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций?

Что такое классификация?



Так как же звучит тема нашего урока?



Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока?





Что мы будем изучать?




Отвечают на вопрос.

Ответ: Химические реакции.

Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие.


Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций.


Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций.

Ответ: Классификация химических реакций.

Ответ: Деление на группы.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели.

Отвечают на вопросы.

Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Путем общего обсуждения делается вывод

Личностные УУД

Интерес к учебному материалу

Метапредметные:

регулятивные

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

коммуникативные:

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные:

Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.


Актуализация знаний учащихся

1) Работа у доски: дописать уравнения реакции

Fe+ CuCl2= Cu+ FeCl2 AgNO3+ KI = KNO3 + AgI↓

Al2O3+ 6HCl =2AlCl3+ 3H2O Cu(OH)2 = CuO+ H2O

2Fe(OH)3= Fe2O3 +3H2O 2H2 + O2 = 2H2O

CaO +H2O = Ca(OH)2 2K + 2H2O = 2KOH +H2

Фронтальная беседа (работа с классом):

А что такое химическая реакция? А какие явления вы знаете?



Какие вещества по составу вступают в химические реакции?

Проанализируйте уравнения записанных нами реакций по составу и количеству реагентов и продуктов реакции


Работа у доски 2-х учащихся одновременно с классом


Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие.

Ответ: простые и сложные


Анализируют, отвечают





Личностные результаты

Стремиться к речевому самосовершенствованию.


Коммуникативные УУД

- .Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

- Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.


Регулятивные УУД:

- уметь анализировать, сравнивать.

Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Откройте учебники на стр. 69. Какую вам предлагают информацию? Изучите таблицу «Классификации химических реакций». Самостоятельную работу с текстом учебника оформите в виде кластера «Явления. Классификация химических реакций»


Подумайте и ответьте на вопрос: какой признак положен в основу классификации химических реакций?


По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

  • Соединения;

  • Разложения;

  • Замещения;

  • Обмена.


Слушание учителя

Поиск и обработка информации из разных источников.

Творческая работа:

в тетрадях составляют кластер




Познавательные УУД

- Владеть приемами отбора и систематизации материала.

- Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации)

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в устной форме.


Физминутка



Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».

З а д а н и я.

1). В периодической системе найдите элемент-неметалл, проявляющий валентность I, VII группа, главная подгруппа, 2-й период. (F).

2). Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (В).

3). Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. Он в 1 группе 7-м периоде.(Fr).

4). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент VI группы, главной подгруппы, 2-го периода, образующий вещество, которое поддерживает горение. (О).

5). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в медицинских термометрах (Hg).

6). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. l).

Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем.



Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Первичное усвоение новых знаний

Класс разделен на 3 группы, задания напечатаны в рабочих листах. Инструктаж по технике безопасности.

Задание: проведите химические реакции, которые относятся к первому признаку классификации (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции)

Оборудование: химический стакан, пробирка.

Вещества: карбонат натрия, соляная кислота.

Выполнение работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете

  2. Оформите отчет о проделанной работе:

- запишите уравнение реакции;

- наблюдения;

- сделайте выводы (укажите тип химической реакции).

Слушание учителя.



Выполняют лабораторную работу в тетрадях, соблюдая правила техники безопасности. Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод.



Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Первичная проверка понимания

- Напомните задачи, которые мы ставили в начале урока для изучения данной темы.

- Какие из них нам удалось решить?

Самостоятельная работа по вариантам

Закрепление знаний.

1. Самостоятельная работа – Расставьте коэффициенты, определите тип химической реакции по количеству и составу реагентов и продуктов:

1 вариант: C + Н2  СН4

Fe(OH)3 Fe2O3+ Н2О

Al+ HClAlCl3 + Н2

2 вариант: HgOHg + О2

Fe(OH)2 + O2 +Н2О → Fe(OH)3 

2. Тестовая работа « Классификация химических реакций»

Вариант 1.

1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится:

а) горение; б) кипение в) возгонка; г) плавление

2. К реакциям соединения относится:

а) горение фосфора

б) реакция между медью и раствором азотной кислоты в) реакция между калием и водой

г) реакция между мелом и соляной кислотой


Критерии, оценки (на доске)

«5»-нет ошибок

«4»- одна ошибка

«3»-две ошибки

Более двух ошибок Вам стоит постараться

3) Выступление учащихся с творческими проектами: «Химические реакции на кухне» (видеофрагмент), «Типы химических реакций», «Значение химических реакций», «Оловянная чума».

Фронтальная работа


Оценивают и корректируют свои знания.



Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Рефлексия.

Составьте синквейн по теме урока.

«Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше». Л.Н.Толстой

Повторим цель урока. Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки). Сформулируйте вывод по химии.

Вывод: Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.


Самооценивание

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Составляют с

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений,

координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УУД

Осознание ответственности за личное дело.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П.21 изучить определения, упр 1,3

Продвинутая группа:

Решить задач на использование законов постоянства состава и закона сохранения массы веществ

1.Чтобы получить сульфид железа надо смешать железо и серу в массовых соотношениях 7 : 4. Если железа взять 10г, а серы 4 г, и все нагреть, то произойдет химическая реакция. Какова масса получившегося сульфида желез? Какое вещество и в каком количестве останется в избытке?.

  1. 2055 г бария смешали с 500 серы. Образовавшаяся в результате реакции смесь содержала сульфид бария и 20 г непрореагировавшей серы. Найди массу полученного в реакции сульфида (2 балла).

Запись домашнего задания








Приложение 1.

Кластер «Явления. Классификация химических реакций»

Явления



Химические

Физические





Химические реакции

Исходные вещества Продукты реакций









Типы химических реакций

(по количеству и составу исходных веществ (реагентов) и продуктов реакции







1) Реакция разложения

АВ=А+В

Пример


2) Реакция соединения

А+В=АВ

Пример


4) Реакция обмена

АВ+СД=АД+ВС

Пример


3) Реакция замещения

А+ВС=АС+В

Пример


















Приложение 2.

Синквейн «Типы химических реакций»

1. Реакция

2. Простые, сложные (вещества)

3. Изучили, повторили, закрепили

4. Без химических реакций невозможна жизнь

5. Явление