Этап I. Работа с текстом до чтения. Вызов 1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации 2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Постановка учебной задачи. | актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации | 1. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. - Как называется раздел, который мы изучаем? На какие группы делятся сказки? Зачем нам нужны сказки? - Какие качества мешают нам добиваться отличных результатов, например, в учёбе? Может ли помочь нам сказка? 2. Обобщение ответов учащихся, акцентирование их внимания на том, что характер человека влияет на судьбу (Каков нрав, такова и судьба). - Были ли в жизни ситуации, когда вы старались и добивались чего-нибудь? Призыв не опускать руки в трудных ситуациях, настойчиво двигаться вперёд, работать для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Подготовка учащихся к постановке цели и задачи урока, формулировке проблемы. Уточнение цели и темы урока. | 1. Включение в работу, ответы на вопросы 2. Высказывание своего отношения к увиденному; выделение качеств характера, которые помогли спортсменам добиться высоких результатов; выбор тех качеств, которые необходимы им самим для достижения поставленных целей; фиксация удивления, выражение его в речи; 3. Формулирование конкретной цели будущих учебных действий (чему учиться) 4. Определение героев сказки по одинаковым буквосочетаниям в речевой разминке; принятие цели урока, подготовка к чтению и обсуждению текста | Личностные – формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, морально-этическая ориентация; понимать значение знаний для человека, иметь желание и стремление хорошо учиться Коммуникативные - участвовать в обсуждении учебной проблемы Познавательные - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем | аудиозапись |
Этап II. Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение сказки. Слушание аудио 2.Словарная работа 3. Перечитывание текста 4. Беседа по содержанию в целом | - получить новую информацию и осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями; - искать ответы на вопросы, поставленные в первой части | 1. Чтение текста с показом слайдов диафильма; прерывание показа в момент кульминации и организация антиципации. Дочитывание текста и выявление первичного восприятия, предложение озаглавить произведение и определить тип сказки (авторская или народная). 2. Проведение необходимой словарной работы перед самостоятельным перечитыванием текста. 3. Организация «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста. - Эта сказка народная или авторская? Как узнать? - Ответ на вопрос найдём на с. 70 учебника. Прочитайте. - Прочитайте сами сказку. Особое внимание обратите на то, как вела себя каждая лягушка. 4. Анализ сказки. Выборочное чтение. Сравнительная характеристика героев сказки. - Докажите, что это сказка. (речевые обороты жили-были, герои думают, говорят человеческим языком, повторы) - Какая лягушка вам больше понравилась и чем? (которая выжила, взбивала масло, не сдавалась) - Какие качества, из уже названных на уроке, подходят к этой лягушке? (трудолюбивая, волевая, настойчивая, выносливая) - Почему другая лягушка вам не понравилась? (была лентяйкой, утонула) - Ребята, давайте попробуем изобразить и трудолюбивую и ленивую лягушек. Это поможет нам лучше увидеть характеры героев. (дети по желанию изображают характеры лягушек) Анализ текста: - Какими они были? Прочитайте. (1-слабая, трусиха 2- сильная, храбрая) - Куда они отправились? - Куда они забрались? -Что произошло с ними? - Как вела себя первая лягушка? Как автор говорит об этом? Как он к ней относится? - Какие мысли у нее были? Что ожидало ее впереди? - Какие чувства переживала вторая лягушка? Как она поступила? Чем все закончилось? - С какой лягушки будете брать пример? - Скажите, как повлиял их характер на поведение в сложной ситуации? (ответы детей) Подобные ситуации бывают с людьми? – В каких словах содержится главная мысль сказки? (…пока силы есть, буду бороться.) Организация физкультминутки: - Нам тоже нужны силы, чтобы активно, дружно работать, а для этого мы немного отдохнём. Конференция - А сейчас мы с вами проведём конференцию, для этого нам понадобятся главные героини лягушка-оптимистка, лягушка-лентяйка, а все остальные, журналисты, будут задавать вопросы нашим героиням. Работа над интонацией: - Как думаете, как сильная лягушка должна произносить свои слова? (смело, бодро, громко) | 1. Прослушивание сказки (чтение-слежение), прогнозирование её финала, высказывание предположений; обмен впечатлениями после прослушивания, подбор заглавия и сравнение его с настоящим. 2. Выполнение словарной работы в «Маршрутном листе» с последующей самопроверкой по эталону. Самооценка работы 3. Самостоятельное чтение сказки 4. Выполнение заданий теста на выявление восприятия содержания произведения. Самопроверка по эталону. 5. Включение в диалог с автором и с учителем, ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументирование своей точки зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. Развёрнутые ответы с использованием элементов пересказа, выразительного чтения. Сравнение лягушек, изображение обеих лягушек для сопоставления характеров, которыми автор наделил их. Составление схемы, выставление табличек с цитатами. Участие в конференции Примерные вопросы: Как вы оказались в такой ситуации? Зачем вы отправились в амбар? Кто первый решил туда отправится? Научила вас эта история чему-нибудь? Определение темы текста | Познавательные - ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, сравнивать и находить отличия Коммуникативные - участвовать в обсуждении учебной проблемы; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках Регулятивные - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) Личностные - внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | 1. беседа 2. Словарная работа (парная) по карточке. 3. Работа с учебником -физкультминутка |
Этап III. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная беседа по тексту 2. Знакомство с писателем 3.Работа с иллюстрациями 4.Применение новых знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5. Контроль, синтез и обобщение информации Интерпретация замысла автора Творческое задание Работа в тетради. | - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу пробуждение творческого воображения | 1. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации - Какова главная мысль текста? Зачем автор рассказал нам эту сказочную историю? - Как черты характера лягушек сказались на их жизни? - Что вы думаете о лягушках, как к ним относитесь? - Что вы можете сказать о лягушке, которая спаслась? Кого она вам напоминает? - Бывают ли в жизни такие ситуации? Как бы вы повели себя на месте лягушек? Подумайте и сделайте для себя вывод. - Найдите главные слова в сказке, главную мысль. 2. Знакомство с писателем - Что значит авторская сказка? - Кому интересно узнать об авторе этой сказки? Л. Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев. Детский писатель. Родился в Петербурге, в семье военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет. -Какие книги написал Пантелеев? Прочитайте. - А какие из них вы читали? - Что подтолкнуло его к написанию этой сказочной истории? (использовал сюжет восточной притчи) Нелёгкая судьба в начале жизненного пути: был беспризорником, воспитанником Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят, скитался, долгое время не мог вернуться в семью. Затем в блокадном Ленинграде дошёл до состояния дистрофии, но боролся за жизнь и выжил. Его судьба наталкивает на мысль, что выбор сюжета не случаен. 3. Организация деятельности по применению новых знаний. Работа с пословицами. - Какая пословица подходит к сказке? Кто не работает, тот не ест. Смелый побеждает, а трус погибает. Лентяй поленился, упорный добился. Под лежачий камень и вода не течёт. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Терпение и труд всё перетрут. Глаза боятся, а руки делают. - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. - Чему нас научила эта сказка? Какие черты характера нужно человеку в себе воспитывать? 4. Организация групповой работы для синтеза и обобщения информации 5.. Организация творческой работы (Изменение сюжета в конце сказки) - Какой бы совет вы дали ленивой лягушке? - Могла ли сказка закончится по-другому? Как? (Если мы наделим слабую ленивую лягушку – силой воли, храбростью, то она сможет выжить и у сказки будет счастливый конец.) - Какой конец вам больше нравится? | Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Коррекция и изменение собственной точки зрения (в случае необходимости). Выделение основной идеи текста. Характеристика личности писателя на основании прочитанного («Какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взгляда на мир?»). Корректировка своих первоначальных представлений о писателе. Работа с дополнительными источниками информации (выставочный плакат, энциклопедия). 3. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника. 4. Подбор пословиц, подходящих к сказке. Осуществление самопроверки, пошаговое сравнивание с эталоном. «Лесная лягушка» и «Городская лягушка». Отчет о проделанной работе Анализ, творческая переработка (изменение концовки произведения) | Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь Регулятивные – волевая саморегуляция в затруднении, инициативность, самостоятельность | Интерактивная энциклопедия Выставка книг Леонида Пантелеева (плакат) Работа с учебником Маршрутный лист. Задание № 3 |
Рефлексия деятельности -тест с самооценкой | - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу | Организация рефлексии (по вопросам) и самооценки собственной учебной деятельности. Аргументированное оценивание качеств состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. - Оцените свою работу на уроке. Кто доволен? - Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. - Какой урок вы извлекли для себя из этой сказки? - Чему научились? - Какие черты характера будете воспитывать в себе? - Мы с вами убедились, что девиз, которым руководствуются спортсмены из видеоролика, соответствует нашей сказке и необходим всем нам в жизни! | Самооценка собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результата учебной деятельности по шаблону Ответы на вопросы учителя. «Совет ленивой лягушке». | Личностные - самопознание и самоопределение, смыслообразование Регулятивные – самооценка Познавательные - рефлексия способов и условий действия, их оценка, критичность Коммуникативные - вести устный диалог | |