III. | Работа по теме урока. | Слово учителя. - Прежде чем обратиться к рассказу об И. И. Дмитриеве и изучению его басни, данном в учебнике, нарисуем с детьми ленту времени, отметим на ней время создания «Повести временных лет» (XII в.), затем XVIII, XIX, XX и ХХI века. Период с XII по XX век включительно выделим условно как время бытования русского устного народного творчества. Важно, чтобы дети поняли, что мы, переходя от «Повести временных лет» к литературе XVIII века, перескакиваем сразу через шесть веков, которые наполнены своей самобытной культурой и литературой (к ней мы обратимся в следующих классах). Теперь рассмотрим XVIII век и увеличим масштаб, взглянем на это время более пристально. — Что вы знаете об этом веке? Какие события в нем происходили? Какие выдающиеся люди жили? Какие цари царствовали? — О каком писателе этого века мы говорили в 5 классе? Какое из его произведений читали? Хорошо, если дети вспомнят басню М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...». Отметим на увеличенном отрезке XVIII века годы жизни Ломоносова: 1711—1765. — Кто из известных вам писателей и поэтов (в том числе и баснописцев) родился в этом же веке? И. А. Крылов (1769), В. А. Жуковский (1783), А. С. Пушкин (1799). — В 8 и 9 классах мы будем изучать произведения двух великих писателей XVIII века: Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина. Этот век был богат выдающимися событиями и удивительными историями. В то время жили интереснейшие образованные люди. В России образованными людьми были в основном дворяне. Сегодня мы познакомимся с одним из таких людей, другом и учителем И. А. Крылова в жанре басни. Зовут его Иван Иванович Дмитриев. 2. Чтение статьи учебника. - Пишем заголовок статьи учебника в тетради. Дети читают статью вслух (по небольшим логически завершенным отрывкам). Через 2 года после рождения И. И. Дмитриева на российский престол взошла Екатерина II, которая правила страной до смерти в 1796 году. В 14 лет И. И. Дмитриев с братом были определены в полковую школу Семеновского гвардейского полка, где главными предметами были русский язык, математика, география, Священная история и рисование. Сочинять стихи и печататься Дмитриев начал в 17 лет. В военной службе Дмитриев достиг чина капитана гвардии, что соответствовало подполковнику в пехоте или кавалерии. После внезапного обвинения и оправдания в 1797 году Павел I осыпает Дмитриева милостями и назначает на важные государственные должности. Так начинается недолгая штатская служба писателя, он выходит в отставку в 1799 году. Когда на престол восходит внук Екатерины II Александр I, И. И. Дмитриев надеется на перемены в обществе и снова начинает штатскую службу. И. И. Дмитриев становится министром юстиции. В конце жизни И. И. Дмитриев написал мемуары «Взгляд на мою жизнь», где рассказал о наиболее важных событиях литературной и общественной жизни XVIII века. Для тех, кто хочет проникнуть в тайны русской истории, эти мемуары исключительно интересны. Басня «Муха»: противопоставление труда и безделья, смех над присвоением чужих заслуг и хвастовством. Фонохрестоматия. - Басню прослушиваем, затем — после беседы — ее повторяют дети, стремясь передать ритмический рисунок строк. После чтения комментария В. И. Коровина (с. 28—29) обратимся к 5-му вопросу. 3. Обучение выразительному чтению. Особого внимания при чтении потребуют строки разной длины, с чем связана перемена ритма и интонации. Работа в классе облегчит запоминание басни. | Внимательно слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные. |
IV. | Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. | -Ребята, с кем мы сегодня познакомились? О ком говорили? -Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем уроке? -Что вам понравилось, а что – нет? -Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы, дают четкие и ясные ответы, учатся формулировать свои мысли; оценивают свою работу на уроке. | Личностные, коммуникативные. |