СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе на тему А.Чехов мальчики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему А.Чехов мальчики

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе на тему А.Чехов мальчики»

Урок литературного чтения Чехов мальчики

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока: продолжать знакомить с творчеством А. П. Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми и внимательное отношение к ним; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: 

предметные – перечислять произведения А. П. Чехова, поиск необходимой информации в книге, понимание основной мысли; 

метапредметные – регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные: понимание и осмысление нравственных уроков, умение работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли произведения), осуществлять поиск необходимой информации в тексте, ориентироваться в художественной и учебной книге; коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;

личностные – формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям А. П. Чехова.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, политическая карта мира, тесты, иллюстрации к рассказу «Мальчики», карточки для работы в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

- Прозвенел звонок и смолк.

Он позвал нас на урок.

- Присаживайтесь.

- Итак, у нас урок литературного чтения. Доскажите словечко:

В них живут рассказы, сказки, 
Комиксы, стихи, раскраски. 
Все девчонки и мальчишки 
Любят их. Ведь это... (Книжки)

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Речевая и дыхательная разминка. Сообщение темы и постановка целей урока.

А) «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить  к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.

Слайд 2

Б) Прочитайте медленно отрывок из стихотворения Зинаиды Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл»

Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А, если виноват, пойми, раскайся».

- Прочитайте с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, с весёлой интонацией.

- А теперь прочитайте выразительно

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Отгадайте ребус: Слайд 3

МА ель ЧИКИ (мальчики)

- О чём вам говорит это слово? (Мы будем продолжать работать над рассказом «Мальчики»)

- Кто его написал? (А. П. Чехов) Слайд 4

- Что вы помните о писателе? (Ответы детей)

III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

- Что вам нужно было сделать дома? (Перечитать рассказ и выяснить значение непонятных слов)

- Сейчас я проверю, насколько внимательно вы читали рассказ «Мальчики»

1. Тест. (Самостоятельная работа)

Самопроверка тестов (Ответы выведены на экран)

Слайд 5 - 12

2. Словарная работа

- А теперь поработаем над непонятными словами. Но в начале скажите, к какому словарю вы обращались за помощью, чтобы узнать значение непонятных слов? (К толковому словарю)

(Дети зачитывают записанные в тетради слова и их значение, учитель показывает слайды с толкованием слов и рисунки к этим словам) Слайд 13 - 19

РОЗВАЛЬНИ – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком.

БАШЛЫК – суконный теплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

СЮРТУК – длинный двубортный пиджак, обычно в талию.

САМОЕДЫ – старое название ненцев и некоторых других северных народов.

КУЧЕР – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

БИЗОН – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.

ПАМПАСЫ – южноамериканские степи.

ИНДЕЙЦЫ – общее название коренных племен и народностей древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку.

МОСКИТ – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.

ТЕРМИТ – 1) порошкообразная смесь, дающая при горении очень высокую температуру. 2) общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древесины, кожи, бумаги, сельхозпродуктов.

ЧЕЧЕВИЦА – растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые зерна.

ПЛАНТАЦИИ – большое хозяйство, в котором возделываются культуры.

МУСТАНГИ – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.

УРЯДНИК – низкий чин уездной полиции.

ФЛИГЕЛЬ – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

IV. Первичное закрепление

1. Беседа и выборочное чтение

- Давайте поработаем с текстом.

- Как зовут главных героев произведения?

- Кто они? (гимназисты второго класса)

- Найдем описание внешности Чечевицына.

- Найдите описание внешности Володи.

- Как ведет себя Чечевицын? (он важничает, делает загадочный вид)

- Как себя вел Володя в предыдущие приезды? (был живой, веселый)

- Как себя ведет Володя сейчас? (таинственно, загадочно)

- Почему он себя так ведет? На кого он хочет быть похожим? (У него появился друг, на которого он хочет быть похожим)

Работа в парах «Собери пословицу» (Дети собирают пословицы из слов и объясняют их смысл)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Глазодвигательное упражнение

- Давайте найдем в тексте, как называет себя Чечевицын. (Монтигомо Ястребиный Коготь). А как он называет Володю? (Бледнолицый брат мой).

- Кто же из друзей играет ведущую роль?

- Давайте найдем в тексте, как он уговаривает Володю бежать (Запугивает, уговаривает, рычит)

- Как Володя ведет себя накануне побега? (Плачет, расстраивается)

- Почему Володя себя так ведет? (Он любит свою семью)

- Найдите, как встречали Володю в семье?

- Что мы можем сказать о семье Королевых из этого эпизода? (Найдите слова, которые подходят этой семье) 

- Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостной и веселой традицией? (Докажите словами из текста)

- Каким сестры Володи увидели Чечевицына? Подтвердите словами из текста.

- Почему девочки ничего не рассказали родителям о задуманном побеге? (Это все было так таинственно и загадочно, и, наверно, девочки тоже в душе хотят приключений) Слайд 20

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1. Работа с иллюстрациями к рассказу.

- Рассмотрите на доске иллюстрации к рассказу и восстановите последовательность, расположите их в правильном порядке.

2. Работа с политической картой мира.

- Удалось ли вам представить себе путь, по которому друзья планировали добраться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый маршрут. (Один ученик показывает на политической карте маршрут движения мальчиков, учитель корректирует)

- Как вы думаете, ребята, смогли бы мальчики преодолеть этот путь? (Ответы детей)

- На карте мы, конечно, увидели Пермь, Тюмень, Томск, Камчатку, Берингов пролив, Америку. Но то, как Чечевицын с трудом называл эти географические пункты, говорит о случайности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.

- Но все таки Володя бежит вместе с Чечевицыным. Почему? (Потому, что он мальчик, который жаждет приключений, опасностей, хочет жить как герои приключенческих романов).

- Почему Володя волнуется, сомневается? (Володя разрывается между дорогой ему семьей и жизнью, полной опасностей и приключений).

3. Работа с иллюстрациями к рассказу

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на экране, прочитайте подходящие к ним отрывки из текста. Слайд 21, 22

- Как себя вел Володя после того, как мальчиков вернулись домой? (Был подавлен, расстроен, лежал)

- Было ли что-нибудь подобное в душе у Чечевицына? (Нет, он был горд собой)

- То, что мальчики по-разному восприняли свою неудачу, было естественно. И дело тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим родным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель, Чечевицын, не имел прочных семейных привязанностей, чувства ответственности. Нам с вами ясно, что Володя больше не решится повторить свое путешествие, а вот Чечевицын скорее всего - да. Недаром же он «…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Именно этими словами и завершается рассказ.

- Можно ли мальчиков назвать смелыми, решительными? (Однозначно мы на этот вопрос не ответим, в глазах девочек - да, а в глазах взрослых - нет)

- Смелость предполагает способность трезво оценивать опасность, то есть реально видеть окружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не было.

- Найдите, что говорит отец Володи мальчикам в конце рассказа (Вас могут исключить из гимназии)

- Подберите слова, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков (Безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей)

- Как вы думаете, Чехов любит своих героев? (Да, конечно, Чехову симпатичны его герои. Это обычные мальчики, у которых есть жажда приключений и подвигов, они верят в абсолютный мир фантазии, где живут их герои из книг и воспринимают его всерьез.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА танцевально-ритмическая «Три хлопка» под музыку.

4. Работа с деформированным планом к рассказу «Мальчики»

- А сейчас для вас задание. На доске у меня составлен деформированный план к произведению. Вам необходимо поставить части плана в правильной последовательности

На доске:

Побег.

Сомнения Володи.

Подготовка к Новому году.

Маленький гость.

Возвращение детей.

Бурная встреча Володи.

Странное поведение мальчиков.

1)Бурная встреча Володи.

2)Маленький гость

3)Подготовка к Новому году.

4)Странное поведение мальчиков

5)Сомнения Володи.

6)Побег.

7) Возвращение детей.

Ребята, А. П. Чехов сначала назвал свой рассказ "Сценка" и в нем была другая концовка. Мальчики отложили свой побег в Америку до лучших времен.

- Какой вариант вам понравился бы больше? (Этот, потому что автор заставляет нас задуматься о таких человеческих качествах, как добро, честность, совесть, ответственность, взаимопонимание, любовь к родным и близким, уважение к друг другу) А что может быть ценнее семьи, которая тебя поддержит в трудную минуту, родные и близкие, которые переживают вместе с тобой)



5. Творческая работа.

- В начале урока читали стихотворение. О чём оно? (О семье)

- Давайте выполним творческую работу, составим СИНКВЕЙН со словом

с е м ь я (Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк)

Слайд 23

СЕМЬЯ

Дружная, счастливая

Понимают, поддерживают, заботятся

Семья – это самое главное и ценное в жизни человека

ЛЮБОВЬ



VI. Подведение итогов

- Ребята, давайте подведём итог урока.

-Чему учит автор произведения?

(Автор учит любить и беречь свою семью, не огорчать близких людей и бережно относиться к их чувствам. Нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать)

- Какой сделаем вывод? ( Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.)

VII. Домашнее задание по желанию: краткий пересказ рассказа «Мальчики» или творческий пересказ от имени Володи или Чечевицына. Слайд 24

VIII. Рефлексия

- Продолжите фразы: Слайд 25

На уроке работали над рассказом …

Его написал для нас …

Главные герои рассказа …

Мы сравнивали …

Пришли к выводу …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

Моё настроение …

Домашнее задание …