Технологическая карта урока литературы на тему "Уроки доброты и взаимопонимания" (по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья")
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1. Организа- ционный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Включает детей в учебную деятельность, обсуждает учебную ситуацию Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете? | Отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Личностные (мотивация). Коммуни- кативные (формирование устной речи). |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Обеспечение мотивации учения детьми. Принятия ими целей урока | Организует обсуждение целей урока | Формулируют цели урока | Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок | Регулятивные (целеполагание). Коммуникативные (устная речь). |
3. Этап актуализации | Актуализация опорных знаний и способов действия | Создает проблемную ситуацию, задает проблемные вопросы Слушание записи песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров” “Я начал жить в трущобах городских...”. Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “В дурном обществе” предваряет такая песня? О каких героях вы вспомнили, слушая её? | Отвечают на вопросы, выделяют проблему | Проблемный метод | Познавательные (постановка проблемы). Коммуни- кативные (ответы на вопросы). |
4. Обобщение и систематизация знаний | Включение в целенаправленную деятельность | Консультирует, отвечает на вопросы учеников О чём вас заставляет задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему? Работа с произведениями изобразительного искусства. Презентация. В чём созвучие полотен русских художников повести Короленко? Работа с текстом повести. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Где обитают эти “тёмные личности”? Почему? Найдите описание старого замка и часовни. Соответствуют ли иллюстрации художников Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище “дурного общества”? С чьей точки зрения оно “дурное”? Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя | Наглядный, частично- поисковый | Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания) |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Обеспечение восприятия. Осмысления и запоминания изучаемой темы | Консультирует а) драма в семье судьи б) дружба с Валеком и Марусей Есть ли что-то общее, сближающее их? Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает детей с яблоками. Какую роль играет в иллюстрации свет? в) история с куклой г) синквейн (в тетрадях) | Составляют интеллект-карту, проговаривают полученную информацию | Выступление перед аудиторией Наглядный, частично-поисковый | Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) |
6. Динамическая пауза | | Физминутка (видео) | Выполняют несколько упражнений под музыку | | Личностные (работа в команде одноклассников под руководством учителя). Коммуникативные (согласованность действий с партнерами) |
7. Этап самостоятельной работы | Выявление качества и уровня усвоения знаний | Организует самостоятельную работу Ответы на вопросы на “3”, “4”, “5” по выбору | Выполняют задания (письменно отвечают на вопросы) | Индивидуальная работа | Познавательные (логические – анализ, сравнение) |
8. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: “Я хочу, чтобы Маруся осталась жива”. | Обсуждают домашнее задание, задают вопросы | Словесный | Коммуникативные (развитие устной речи). |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Анализ и содержание итогов работы, выводы по изученному материалу.Приложение | Оценивает, корректирует деятельность учащихся | Анализируют свою деятельность, оценивают себя, ставят себе отметку, обсуждают отметку с учителем | Метод контроля, познавательно- рефлексивный | Коммуникативные (развитие устной речи). Личностные (рефлексия). Регулятивные (самооценка). |
Технологическая карта урока литературы на тему "Уроки доброты и взаимопонимания" (по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья")
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
1. Организа- ционный этап | Создать психологический настрой на работу | Включает детей в учебную деятельность, обсуждает учебную ситуацию Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете? | Отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Личностные (мотивация). Коммуни- кативные (формирование устной речи). |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Обеспечение мотивации учения детьми. Принятия ими целей урока | Организует обсуждение целей урока | Формулируют цели урока | Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок | Регулятивные (целеполагание). Коммуникативные (устная речь). |
3. Этап актуализации | Актуализация опорных знаний и способов действия | Создает проблемную ситуацию, задает проблемные вопросы Как вы понимаете слово ТРУЩОБЫ ? Почему Повесть В. Короленко “В дурном обществе” носит такое название? | Отвечают на вопросы, выделяют проблему | Проблемный метод | Познавательные (постановка проблемы). Коммуни- кативные (ответы на вопросы). |
4. Обобщение и систематизация знаний | Включение в целенаправленную деятельность | Консультирует, отвечает на вопросы учеников О чём вас заставляет задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему? Работа с произведениями изобразительного искусства. Презентация. В чём созвучие полотен русских художников повести Короленко? Работа с текстом повести. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Где обитают эти “тёмные личности”? Почему? Найдите описание старого замка и часовни. Соответствуют ли иллюстрации художников Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище “дурного общества”? С чьей точки зрения оно “дурное”? Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя | Наглядный, частично- поисковый | Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) Личностные (формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания) |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | Обеспечение восприятия. Осмысления и запоминания изучаемой темы | Консультирует а) драма в семье судьи б) дружба с Валеком и Марусей Есть ли что-то общее, сближающее их? Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает детей с яблоками. Какую роль играет в иллюстрации свет? в) история с куклой г) синквейн (в тетрадях) | Составляют интеллект-карту, проговаривают полученную информацию | Выступление перед аудиторией Наглядный, частично-поисковый | Коммуникативные (сотрудничество). Познавательные (работа с информацией; логические – анализ, сравнение) |
6. Динамическая пауза | | Физминутка | Выполняют несколько упражнений под музыку | | Личностные (работа в команде одноклассников под руководством учителя). Коммуникативные (согласованность действий с партнерами) |
7. Этап самостоятельной работы | Выявление качества и уровня усвоения знаний | Организует самостоятельную работу Ответы на вопросы на “3”, “4”, “5” по выбору | Выполняют задания (письменно отвечают на вопросы) | Индивидуальная работа | Познавательные (логические – анализ, сравнение) |
8. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: “Я хочу, чтобы Маруся осталась жива”. | Обсуждают домашнее задание, задают вопросы | Словесный | Коммуникативные (развитие устной речи). |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Анализ и содержание итогов работы, выводы по изученному материалу.Приложение | Оценивает, корректирует деятельность учащихся | Анализируют свою деятельность, оценивают себя, ставят себе отметку, обсуждают отметку с учителем | Метод контроля, познавательно- рефлексивный | Коммуникативные (развитие устной речи). Личностные (рефлексия). Регулятивные (самооценка). |