ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ПРОГРАММА «ШКОЛА РОССИИ»
ТЕМА: В. БИАНКИ «СОВА»
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1.Постановка учебных задач (самоопределение к учебной деятельности) Цель этапа Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок Наши ушки на макушке, Слушают внимательно, Запоминают старательно. На уроке не зевать, а работать и читать. – Покажите с каким настроением вы пришли на урок? (картинки - 2 совы: веселая, грустная) – Девизом нашего урока будут следующие слова: «Мало уметь читать, надо уметь думать». – Как вы понимаете такие слова? – Я вам сегодня желаю не только хорошо читать, а думать и добыть много знаний и поделиться с другими. | Фронтальная | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Создание ситуации успеха, доверия. |
2.Совместное исследование проблемы (актуализация знаний) Цель этапа Поиск решения учебной задачи | 1.Речевая разминка: а) дыхательная гимнастика (звук а без звука и со звуком, надуваем шарик, отработка звука [с]). б) артикуляционная гимнастика: упражнения: заборчик, хоботок, непослушный язычок, вкусное варенье, киска сердиться, лошадка. в) речевая разминка, игра «Эхо» игра – ра, ра, земля – ля, ля давай – ай, ай, смотри – ри, ри летит – ит, ит, голова – ва, ва побежали – али, али. – Прочитайте чистоговорку тихо, медленно, громко, быстро, с удивлением, радостью, сердито. 2. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организовывает их обсуждение по рассказу В. Бианки «Музыкант». а) Выставка рисунков. Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтешь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. б) Игра в догонялки – Читаем, догоняем меня. в) Буквенный диктант – На каком музыкальном инструменте любил играть медвежатник? С – Кто сказал старику, чтобы он бросил скрипку? К – Что взял собою в лес старый медвежатник? – Откуда слышался звук «Дзенн!» О – Какой предмет издавал этот звук? Щ – Какое имя у писателя? В – Что объединило медведя и старика? М г) Пересказ рассказа «Музыкант» – Перескажите коротко рассказ. | Фронтальная, индивидуальная | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Осознанно строят речевое высказывание, классификация объектов по выделенным признакам. | Формирование умения слушать, понимать других. Формирование умения строить речевые высказывания в соответствии поставленными задачами. Выразительно читают рассказ, рассматривают и анализируют содержание рисунков. Отрабатывают дикцию. Осознанно строят речевые высказывания. Проговаривают скороговорку Читают вслух по цепочке Играют в игру «Догонялки» -читают. Работают по содержанию рассказа, кратко пересказывают рассказ | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, рефлексия своей деятельности |
3.Моделирование (постановка учебной задачи) Цель этапа Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта | – Как называется произведение, которое будем изучать на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Солнца яркого боится. Ночью хмурится та птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о… (сове) – О ком вы будете сегодня читать? – Кто автор произведения? – Какие правила будем соблюдать, работая на уроке? – Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «Сова»? – Мы с вами продолжим знакомство с творчеством В. Бианки и прочитаем его произведение «Сова». | Фронтальная, индивидуальная | Действия решения учебной проблемы через поиск, отбор и структурирование необходимой информации | Отгадывают загадку, прогнозируют содержание урока (тема, задачи урока), воспринимают ответы обучающихся, правильно выражают свои мысли | Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Физминутка | Показывает музыкальную физминутку «Сова» | Индивидуальная | Выполняют движения согласно инструкции | | |
4.Конструирование нового способа действия (работа по теме урока) Цель этапа Построение ориентированной основы нового способа действия | 1.Организует учебное исследование для выделения понятия а) Уточнение и обобщение знаний о сове. Просмотр презентации. – Ребята, что вы знаете о совах? – На кого они охотятся? – Что помогает им охотиться? – Какую пользу приносят совы? – Совы очень хорошие ночные охотники. При помощи острого слуха они могут услышать шуршание мышки на земле с верхушки высокого дерева. Уши у совы расположены по бокам головы и обращены вперед. На голове у совы находятся 2 «антенны», образующие перья. Они направляют звуки прямо в уши. Совы в природе как санитары леса. – Какой изображают сову в мультфильмах? б) Приметы, связанные с совой • Если много сов – урожай будет хороший. • Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю. • Сова кричит – на холод. в) Словарная работа (использует презентацию) Кормовистый – клевер, предназначенный для корма скоту. Цветень – пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Хорониться – прятаться, таиться. Раздолье – много места. Как бы худа не вышло – как бы беды не было. Чай белить – добавлять молоко в чай. Пойло – питательное питьё для скота. г) Первичное знакомство с произведением (аудиозапись) – Послушайте произведение и попробуйте сказать, сказка это или рассказ. д) Первичный анализ произведения – Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали? – Одним словом дайте характеристику произведению. – Назовите главных героев. – Ребята, а почему текст назвали «Сова»? – Можно ли ему дать другое название? Какое? – Как вы думаете, это сказка или рассказ? – К какому виду сказок можно отнести эту сказку? (Сказка о животных) – Вы знаете, что сказки бывают народные и литературные, а эта сказка какая? – Да, это сказка, а еще В. Бианки назвал свои сказки «Сказки-несказки». В ней есть сказочное и не сказочное. – А что здесь сказочное, а что достоверное? – О каких повадках животных вы узнали? – Такой материал, из которого мы что-то узнаем и получаем полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. | Фронтальная | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия, построение логической цепи рассуждений | Участвуют в обсуждении содержания материала, смотрят презентацию – Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся на мышей, лягушек, полевок, насекомых… Внимательно слушают, участвуют в диалоге, показывают свои знания. – Сова мудрая, добрая, строгая… – Приметы … (предполагаемые ответы) Дают толкование слов (предполагаемые ответы). Слушают (либо читают сами) произведение Участвуют в первичном анализе произведения Предполагаемые ответы (интересное, необычное, познавательное…) | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль, учатся высказывать свое предположение на основе иллюстрации в учебнике |
Физминутка для глаз | – Чтобы дальше мы смогли поработать нашим глазкам надо отдохнуть. В лесу темно, Все спят давно (закрыли глаза) Все птицы спят, Одна сова не спит. Глазками влево, вправо крутит Вверх смотрит, вниз смотрит. По диагонали, по часовой стрелке Против часовой стрелки. И глазами луп, луп. | | | | |
5.Переход к этапу решения частных задач Цель этапа Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | 1.Подготовка к чтению (слайд) – Прочитайте по слогам, потом целыми словами: хоронишься, сторонишься, рассердилась, отчаянная, перекликаются, заглядывают. 2. Выразительное чтение с анализом рассказа – Мы с вами будем читать сказку, а для осознанного чтения будем делать остановки и отвечать на вопросы, текст разделим на несколько частей. 1-я часть до слов «Ночь пришла» – Почему сова рассердилась на старика? – Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» — это сказочное или так и есть в природе? (сова охотится ночью) – Что значит «Утекай пока цела»? 2-я часть до слов «Стоит на лугу клевер» – Почему мыши так расхрабрились? Прочитайте. – Чем они занялись на лугу? – Можно ли это предложение назвать сказочным? (нет, мыши в природе охотятся на шмелей, а гнезда в земле) – Как Сова предупреждает старика о возможной беде? – Что значат слова «Как бы худа не вышло?» – Что же ответил старик Сове? – Какой же Старик? (легкомысленный, ненаблюдательный) – Что же произошло, когда Сова перестала летать на луг? – Взаимосвязаны ли в природе сова и мыши? – Зависят ли друг от друга шмели и мыши? – А что познавательного мы узнаем из фразы «Что от них толку: ни меду, ни воску, одни волдыри только». 3-я часть до слов «Старик браниться…» – Как автор называет клевер? – Что это означает? (клевер, предназначенный для корма скоту) – Почему шмели нужны лугу? Какую пользу они приносят? – Почему не родится клевер на лугу? – Что произошло с коровой? – Что надо для коровы, чтобы молоко было жирное, вкусное? 4-я часть до слов «Простила сова…» – Что изменилось в старике? – Когда Старик понял свою ошибку? – Права ли оказалась Сова? – Как теперь обращается Старик к сове? – Что хотела сказать Сова «Дружно не грузно , врозь хоть брось». 5-я часть до слов до конца сказки. – Простила Сова Старика? – Как восстановить жизнь на лугу? 2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой – Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки. – С какой интонацией будете читать слова старика? – Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. – Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, насмешкой, угрозой, возмущением, досадой. – Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение каждого звена в цепочке. – Какая связь между чаем с молоком и совой? – Через сказку В. Бианки показал, как в природе все взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Возьмите карточки и попробуйте восстановить эту цепочку. В парах работаем дружно, вежливо, друг друга слушаем, если не понятно, переспрашиваем партнера, уважаем мнение собеседника. – Проверим задание (слайд). – Мы увидели, как человек связан с природой, а в природе все живые существа и явления природы взаимосвязаны. | Фронтальная, индивидуальная, парная | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций, учатся устанавливать логическую причинно-следственную связь событий, учатся ориентироваться в учебнике, использовать изучающий вид чтения, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из текста в другую форму (схему) | Учатся формулировать собственное мнение и позицию в соответствии с поставленными задачами, учатся работать со словарями, оформлять вои мысли в устной форме | Осуществляют самоконтроль |
6.Применение общего способа действия для решения частных задач Цель этапа Коррекция отработки способа Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | Прием «Кубик Блума» (учитель бросает кубик, дети ловят, отвечают) – Назови произведение, над которым мы работали? – Назови автора сказки? – Скажи, какова главная мысль сказки? – Как вы думаете, кто из героев больше всего нравиться автору? – Предложи, как вы, дети, можете помочь природе? – Объясни, почему сказку назвали «Сова»? – Почему Сова оказался лучшим знатоком природы? – Придумай другое название рассказу. – Закончите предложения: – Сегодня я узнал … – Было интересно … | Фронтальная, индивидуальная | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7.Контроль на этапе окончания учебной темы Цель этапа Контроль Рефлексия Выставление оценок Инструктаж по выполнению домашнего задания | – За что бы вы похвалили себя? – За что бы вы похвали одноклассников? – Что вам особенно удалось? На доске у нас Сова, на партах перышки, если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и справились со всеми заданиями прикрепите белые перышки, а если вы считаете, что надо было поактивнее поработать, прикрепите серые перышки. Д/з – выразительное чтение или пересказ; – нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду. | Фронтальная, индивидуальная | Анализируют, контролируют и оценивают результат | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |